Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Немаловажное значение в учете основных средств занимает также налоговый учет, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с изучением таких объектов учета, как основные средства, определение их в бухгалтерском и налоговом учете, виды и оценка основных средств, а также их переоценка.

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСОВИК.docx

— 63.34 Кб (Скачать)

2) проценты за кредит  и по другим заемным средствам,  начисленные до принятия основных средств к бухгалтерскому учету (они включаются во внереализационные расходы или доходы);

3) страховые платежи  (образуют определенную группу  расходов, связанных с производством  и реализацией);

4) платежи за регистрацию  прав на недвижимое имущество  (входят в состав прочих расходов, связанных с производством и  реализацией).

При наличии этих затрат основные средства будут иметь разную стоимость в налоговом и бухгалтерском  учете.

Кроме того, различается  стоимость основных средств:

1. Полученных организацией  безвозмездно, а также внесенных  в уставный капитал в том  случае, когда их рыночная (оценочная)  стоимость отличается от остаточной  стоимости у передающей стороны;  при этом для оценки основных  средств в налоговом учете  принимается остаточная стоимость,  а в бухгалтерском - рыночная.

Пунктом 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что основные средства, полученные безвозмездно, признаются внереализационными доходами организации  исходя из их рыночной стоимости, но не ниже их остаточной стоимости для  целей налогообложения прибыли  по данным передающей стороны.

Согласно Методическим рекомендациям по применению гл. 25 "Налог  на прибыль организаций" ч. 2 Налогового кодекса РФ, утвержденным приказом МНС России от 20.12.2002 г. N БГ-3-02/729 (с  изм. и доп. от 27.10.2003 г.), основные средства, полученные в виде взноса (вклада) в  уставный капитал организации, в  целях налогообложения принимаются  по остаточной стоимости полученного  в качестве вклада в уставный капитал  объекта основных средств, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны.

В связи с этим, помимо необходимых для бухгалтерского учета первичных документов, при  получении объектов основных средств  безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал следует взять  справку либо другой документ, подтверждающий остаточную стоимость данных объектов по данным налогового учета у передающей стороны.

Это обусловлено, вероятно, тем, что, по мнению авторов налогового законодательства, стоимость объекта  основных средств должна переноситься на расходы единожды и в сумме, которая сформировалась у первого  собственника.

2. Собственного производства, которая в налоговом учете  определяется так же, как стоимость  готовой продукции, т. е. в  сумме прямых расходов, а в  бухгалтерском учете в общем  порядке, т. е. в сумме всех  затрат, связанных с их сооружением,  изготовлением, доведением до  состояния, в котором основное  средство пригодно для использования.

В Методических рекомендациях  по применению гл. 25 Налогового кодекса  РФ разъяснено, что в данном случае имеется в виду ситуация, когда  организация в качестве объектов основных средств использует изготовленную  ею продукцию (например, когда машиностроительный завод одну из машин, изготовленных  в ходе основной производственной деятельности, использует в качестве основного  средства). Данное положение не относится  к основным средствам, созданным  специально, например построенным хозяйственным  способом. Стоимость этих средств для налогового учета формируется в установленном порядке, путем суммирования всех расходов, связанных с сооружением объекта и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации.

Система налогового учета  в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ строится на основе аналитических  регистров, где группируются и обрабатываются данные бухгалтерского учета и (или) первичных документов.

В рекомендациях МНС  Российской Федерации о системе  налогового учета для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 предложены следующие регистры налогового учета основных средств:

1. Регистры промежуточных  расчетов:

а) регистр-расчет формирования стоимости основного средства;

б) регистр-расчет расходов на ремонт текущего периода;

в) регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем  и будущем периодах.

2. Регистры учета состояния  единицы налогового учета.

3. Регистры учета хозяйственных  операций:

а) регистр учета операций приобретения имущества;

б) регистр учета операций выбытия имущества.

4. Регистры формирования  отчетных данных:

а) регистр-расчет амортизации  основных средств;

б) регистр-расчет финансового  результата от реализации амортизируемого  имущества.

На практике бухгалтеры могут использовать далеко не все  вышеуказанные регистры и не в  той форме, которая предложена МНС  Российской Федерации. Разработанные  регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы  предприятиями и организациями.

Регистр учета операций приобретения имущества.

Записи в регистре производятся по каждому факту приобретения организацией права собственности на имущество  за исключением тех операций, расходы (доходы) по которым не подлежат включению  в состав расходов (доходов) в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Условия получения основных средств, как мы уже говорили выше, могут быть различны:

1) безвозмездное получение  имущества, работ, услуг, прав (одновременно формируется запись  регистра учета доходов);

2) получение имущества,  работ, услуг, прав в рамках  благотворительной деятельности, целевого  поступления и целевого финансирования (одновременно формируется запись  регистра учета средств целевого  финансирования, целевых поступлений  и поступлений в рамках благотворительной  деятельности);

3) взаем (одновременно  формируется запись в регистре  учета операций по движению  кредиторской задолженности);

4) с последующей оплатой  (одновременно формируется запись  в регистре учета операций  по движению кредиторской задолженности);

5) в счет погашения  ранее выданных авансов (одновременно  формируется запись в регистре  учета операций по движению  дебиторской задолженности);

6) в счет расчетов  по договору мены.

Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки  информации по условиям получения налогоплательщиком имущества, видам понесенных им при  этом расходов и возникшим при  этом объектам учета.

Информация, отраженная в  регистре учета операций приобретения имущества, используется для формирования стоимости приобретаемого имущества (регистр-расчет формирования стоимости  объекта учета), которая в дальнейшем учитывается в качестве доходов  или расходов, уменьшающих сумму  полученных доходов при определении  налоговой базы, в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют  право не вести отдельных налоговых  регистров, если данные бухгалтерского учета соответствуют требованиям  гл. 25 Налогового кодекса РФ, то в  случаях, когда налоговый и бухгалтерский  учет имеют принципиальные различия, формирование налоговых регистров  обязательно.[3,http://www.uamconsult.com/book_586_chapter_14_2.7._Nalogovyjj_uchet_osnovnykh_sredstv.html]

Налоговые последствия переоценки основных средств

Если стоимость основных средств в результате переоценки уменьшится, то это позволит сэкономить на налоге на имущество, поскольку этот налог рассчитывается исходя из стоимости основных средств, которая указана в бухгалтерском учете. А если бухгалтерская стоимость основных средств после переоценки увеличится, то налог на имущество также возрастет.

Что же касается налога на прибыль,  то переоценки, проводимые после 01 января 2002 года, не оказывают  на этот налог (например, при подсчете амортизации или при определении  результата от выбытия основных средств).

Выше сказанное справедливо  также и в отношении переоценки нематериальных активов.

 

4 Учет наличия и движения основных средств

Под движением основных средств понимают: поступление, внутреннее перемещение и выбытие основных средств. Эти операции оформляются  типовыми формами первичной учетной  документации.

Поступление оформляется  актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В актах указывают  наименование объекта, год постройки  или выпуска заводом, краткую  характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту  инвентарный номер, место использования  объекта и т. д. После оформления акт приемки-передачи передают в  бухгалтерию. К акту прилагают техническую  документацию (паспорт, чертежи и  т. д.). На основании этих документов производится запись в инвентарные  карточки, после чего техническую  документацию передают в технический или другие отделы предприятия.

При передаче основных средств  другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для сдающей  и принимающей сторон).

Приемка законченных работ  по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных  вложений, оформляется актом приемки-сдачи  по форме № ОС-3.

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха в  другой, а также передача из запаса (склада) в эксплуатацию оформляются  накладной на внутреннее перемещение  основных средств (форма № ОС-2, в  двух экземплярах: 1-й - в бухгалтерию, 2-й - для цеха). В ней указывают  сдатчика и получателя, основание  для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и  краткую характеристику технического состояния объекта.

Операции по ликвидации всех основных средств (кроме автотранспорта) оформляются актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4), а  списание грузового или легкового  автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом о ликвидации автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

В актах ликвидации основных средств указывается: техническое  состояние и причина ликвидации, первоначальная стоимость, сумма амортизации, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т. д.), полученных от ликвидации объекта, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки.

Синтетический учет наличия  и движения основных средств, принадлежащих  предприятию на правах собственности, осуществляется на счетах:

    • 01 «Основные средства» - активный счет;
    • 02 «Амортизация основных средств» - пассивный счет;
    • 91 «Прочие доходы и расходы» - активно-пассивный счет;
    • 010 «Износ основных средств» - забалансовый счет;

011 «Основные средства, сданные в аренду» - забалансовый счет. Поступление основных средств оформляется проводками:

Дебет 08 Кредит 75, затем 

Дебет 01 Кредит 08 - оприходование  основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

Дебет 01 Кредит 08 - введение в эксплуатацию основных средств;

Дебет 08 Кредит 98/2 - поступление  основных средств от других предприятий  и лиц безвозмездно (Счет 98 «Доходы  будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления»); затем 

Дебет 01 Кредит 08 - оприходование, а потом, по мере начисления амортизации,

Дебет 20 (26, 44 и др.) Кредит 02, эти суммы списываются:

Дебет 98/2 Кредит 91/1;

Дебет 03 Кредит 08/4 - поступление  имущества, предназначенного для сдачи  в аренду по договору лизинга.

Учет операций по выбытию  основных средств осуществляется на операционно-результатном счете 91:

по Дебету 91 отражаются: остаточная стоимость основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, НДС;

по Кредиту 91 - выручка  от выбытия основного средства и  стои¬мость материалов, поступивших в результате ликвидации основных средств по ценам возможного использования.

К счету 91 можно открыть  субсчета:

91/1 - прочие доходы;

91/2 - прочие расходы;

91/9 - сальдо прочих доходов  и расходов.

Выбытие основных средств  оформляется проводками:

Дебет 01/Выб Кредит 01 - на первоначальную стоимость:

Дебет 02 Кредит 01/Выб - на сумму начисленной амортизации;

Дебет 91/1 Кредит 01 - на остаточную стоимость основных средств;

Дебет 91/1 Кредит 70, 69, 10 и  др. - на сумму расходов по ликвидации основных средств;

Дебет 10 Кредит 91/2 - на сумму  поступивших от ликвидации материалов;

Дебет 99 Кредит 91/9 (убытки) или Дебет 91/9 Кредит 99 (прибыль) - на выявленный и списанный финансовый результат.

 

5 Учет амортизации основных средств

Износ - это мера расходования, потребления или других потерь основных средств, возникающих вследствие эксплуатации, течения времени либо устаревания, вызванного изменением технологии либо ситуации на рынке. Причинами износа основных средств являются: физическое старение; экономические факторы; устаревание  и неадекватность, а также фактор времени.

Амортизация - постепенный  перенос части стоимости основных средств на себестоимость готовой  продукции.

Информация о работе Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете