Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрена классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с ПБУ 6/01(от 30.03.01, №26н) и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (от 20.07.98 № 33 н).
2.2 Аналитический учет основных средств
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта. Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце. При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к обшей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями. Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации. По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) -- дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные корточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств. В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
2.3 Учет амортизации основных средств
Согласно Положению
по бухгалтерскому учету “Учет основных
средств” ПБУ 6/01 стоимость объектов
основных средств погашается посредством
начисления амортизации. Срок полезного
использования -
период, в течение которого объекты основных
средств призваны приносить доход организации
или служить для выполнения целей деятельности
организации, определяемый для учета основных
средств в соответствии с принятым порядком.
Определение срока полезного использования
объекта основных средств при его отсутствии
в технических условиях или не установлении
в централизованном порядке производится
исходя: - из ожидаемого срока использования
этого объекта в соответствии с ожидаемой
производительностью или мощностью применения; -
ожидаемого физического износа, зависящего
от режима эксплуатации (количества смен),
естественных условий и влияния агрессивной
среды, системы всех планово предупредительных
видов ремонта; - нормативно-правовых и
других ограничений использования объекта
(например, срок аренды). Все основные средства
предприятия подразделяются на однородные
группы объектов, объединенных общими
технологическими или иными характеристиками.
В зависимости от того, стоимость какой
группы необходимо погасить, организации
могут выбрать способ начисления амортизации:
1) линейный метод; 2) способ уменьшаемого
остатка; 3) способ списания стоимости по
сумме чисел лет срока полезного использования; 4)
способ списания стоимости пропорционально
объему продукции (работ).
2.4 Учет ремонта основных средств
В процессе эксплуатации
объекты основных средств постепенно
теряют свои первоначальные технические
характеристики. Причем из-за неравномерности
нагрузки отдельные части объекта требуют
различных восстановительных работ. Восстановление
основных средств производится в результате
проведения ремонтов, модернизации или
реконструкции. В зависимости от сложности
и продолжительности работ различают
капитальный, средний и текущий ремонт.
Под текущим и средним ремонтом понимаются
работы по систематическому и своевременному
предохранению основных средств от преждевременного
износа и поддержанию их в рабочем состоянии. Капитальный
ремонт производится периодически и включает
в себя работы по разборке агрегатов оборудования,
замены изношенных деталей на более современные,
испытание агрегата, смену изношенных
конструкций и деталей зданий и сооружений
и др. работы. Перед началом ремонта обязательно
производится осмотр объекта специальной
комиссией, которая составляет «Акт приемки-сдачи
отремонтированных, реконструированных,
модернизированных объектов основных
средств» (ф.№ОС-3).Этот акт состоит из
двух разделов: в первом - сведения о состоянии
основных средств на момент передачи их
в ремонт, во втором - сведения о затратах
связанных с ремонтом. Информация о ремонте
вносится в инвентарные карточки объекта
формы № ОС-6, №ОС-6а, № ОС-6б.Бухгалтерский
учет предусматривает несколько вариантов
учета затрат на ремонт основных средств.
Основными вариантами являются:1. полное
включение фактически произведенных затрат
в затраты отчетного периода;2. создание
резерва на проведение ремонта. Организация
самостоятельно выбирает вариант учета
исходя из особенностей своего производства,
и отражает его в учетной политике организации. При
полном включении фактически произведенных
затрат в затраты
ремонтные работы могут быть организованы
двумя способами:· подрядным;· хозяйственным.
При подрядном способе привлекаются специализированные
ремонтные организации, с которыми заключается
договор подряда, а в организации составляется
акт по форме № ОС-3 в двух экземплярах
(1-й у нанимателя, 2-й у подрядной организации).
2.5 Учет износа основных средств
В процессе
эксплуатации основные средства утрачивают
свои технические свойства и качества
— изнашиваются. Для учета износа (амортизированной
стоимости) основных средств на предприятиях
всех форм собственности предусмотрен
пассивный, регулирующий счет 02 «Амортизация
основных средств». Предприятия обязаны
ежемесячно начислять износ. Суммы износа,
начисленного по собственным и долгосрочно
арендуемым основным средствам согласно
установленным нормам включают в издержки
производства. При начислении износа используются
Единые нормы амортизационных отчислений.
Нормы амортизации установлены в процентах
к первоначальной стоимости основных
средств. Начисление износа по поступившим
основным средствам начинается с первого
числа месяца, следующего за месяцем их
введения в эксплуатацию, а по выбывшим
прекращается с первого числа месяца,
следующего а месяцем их выбытия. По полностью
амортизированным основным средствам
начисление износа прекращается с первого
числа месяца, следующего за последним
месяцем в котором стоимость этих средств
была полностью перенесена на стоимость
продукции, работ или услуг. Износ не начисляется
только во время производства реконструкции
и технического перевооружения основных
средств с полной их остановкой, при их
переводе в установленном порядке на консервацию.
На срок действия реконструкции или технического
перевооружения продлевается нормативный
срок службы основных средств. Износ основных
средств, поступивших по импорту начисляется
по нормам амортизации на аналогичные
основные средства Российского производства.
2.6 Учет аренды основных средств
Аренда основных средств - предоставление имущества во временное пользование за определенную (арендную) плату на основании договора. Сторона, передающая имущество во временное пользование, является арендодателем, сторона, принимающая его, - арендатором. Передача основных средств в аренду осуществляется по договору аренды либо в лизинг. Имущество, переданное по договору аренды (текущая аренда), по окончании срока действия договора аренды подлежит возврату арендодателю. Арендатор за текущую аренду основных средств уплачивает арендодателю арендную плату и ведет учет основных средств на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства". Как правило, в состав арендной платы включают: амортизацию объекта аренды, затраты арендодателя по его эксплуатации (коммунальные платежи, техническое обслуживание и т. д.) и расчетную (плановую) прибыль от использования объектов основных средств. Арендодатель ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 01 "Основные средства", открыв соответствующие субсчета 01/1 "Собственные основные средства, сданные в текущую аренду" и 01/2 "Собственные основные средства".Как правило, все операции по учету затрат на сданное имущество в текущую аренду арендодатель ведет по дебету 91 счета, а на сумму начисленной арендной платы арендатора - по кредиту 91 счета. Бухгалтерский учет у арендодателя. При сдаче в аренду основных средств на условиях сохранения права собственности: Дт 01/1 «Собственные основные средства, сданные в текущую аренду»; Кт 01/2 «Собственные основные средства». На сумму начисленной амортизации по объектам, сданным в аренду : Дт 91 «Прочие доходы и расходы»; Кт 02 «Амортизация основных средств». (Здесь предполагается, что амортизация возмещается арендодателю из арендной платы, и поэтому она не включается в затраты, а покрывается за счет дохода.) На сумму расходов арендодателя по эксплуатации арендованного имущества (когда возмещение затрат не возложено на арендодателя): Дт 91 «Прочие доходы и расходы»; Кт 20 «Основное производство»,44 «Расходы на продажу» и др. На сумму начисленной арендной платы арендатору: Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; Кт 91 "Прочие доходы и расходы".Если предусмотрено получение арендной платы, авансом дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами» и кредитуется счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем эта сумма списывается на доходы соответствующего отчетного периода проводкой: Дт 98 «Доходы будущих периодов» ; Кт 91 "Прочие доходы и расходы". На сумму НДС по арендной плате за сданные в аренду основные средства, причитающегося к уплате в бюджет: Дт 91 «Прочие доходы и расходы»; Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам». На сумму фактически полученной арендной платы : Дт 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»; Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На сумму погашения задолженности по расчетам с бюджетом по ранее начисленной сумме НДС по арендной плате: Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»; Кт 51 «Расчетные счета»,52 «Валютные счета».Бухгалтерский учет у арендатора. На сумму стоимости основных средств, поступивших в аренду, учитывается на забалансовом счете и делается запись - Дт 001 «Арендованные основные средства».