Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрена классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с ПБУ 6/01(от 30.03.01, №26н) и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (от 20.07.98 № 33 н).
При выборе темы курсовой
работы я остановилась на основных
средствах по нескольким причинам:
во-первых, бухгалтерский учет основных
средств очень похож как для
банков, так и для страховых
компаний и для производственных
предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского
учета очень широк и охватывает массу
информации и большой круг законодательных
актов, с которыми я получила возможность
ознакомиться. Цель работы: - изучить теоретический
материал, действующие в настоящее время
нормативные акты в сфере учета основных
средств, быть в курсе последних изменений
законодательства; - проанализировать
деятельность действующего предприятия
в данной области бухгалтерского учета,
пользуясь документами бухгалтерии и
первичными документами по оформлению
движения основных средств; - выдвинуть
предложения по совершенствованию бухгалтерского
учета основных средств в основном в части
автоматизации и компьютеризации учета.
В последние годы значительно изменилась
нормативная база по бухгалтерскому учету
основных средств, что внесло существенные
изменения в технику и методологию учета
основных средств. Основные средства играют
огромную роль в процессе труда, так как
они в своей совокупности образуют производственно
- техническую базу и определяют производственную
мощь предприятия. На протяжении длительного
периода использования основные средства
поступают на предприятие и передаются
в эксплуатацию; изнашиваются в результате
эксплуатации; подвергаются ремонту, при
помощи которого восстанавливаются их
физические качества; перемещаются внутри
предприятия; выбывают с предприятия вследствие
ветхости или нецелесообразности дальнейшего
применения. Предприятия имеют право владения,
пользования и распоряжения основными
средствами: безвозмездно передавать
или продавать другим предприятиям, обменивать,
сдавать в аренду принадлежащие ему здания,
сооружения, оборудование, транспортные
средства, инвентарь, списывать с баланса,
если они изношены или морально устарели,
независимо от того, полностью ли они амортизированы
или нет. Для непрерывной хозяйственной
деятельности промышленного предприятия
необходима взаимосвязь ее процессов,
а именно снабжение, производства продукции
и ее сбыта. Они осуществляются одновременно
и при этом используется труд работников,
основные и оборотные средства. Следовательно,
важнейшие объекты бухгалтерского учета
на промышленном предприятии - основные
и оборотные средства в их движении. Значение
основных средств в общественном производстве
определяется тем, какое место занимают
орудия труда в развитии производительных
сил и производственных отношений. Роль
учета и контроля за рациональным использованием
основных средств в условиях экономической
реформы повышается. В данной работе будет
рассмотрена классификация и структура
основных средств, представлена оценка
основных средств, рассмотрены особенности
организации аналитического и синтетического
учета объектов основных средств. Учет
основных средств на предприятии организуется
в соответствии с ПБУ 6/01(от 30.03.01, №26н) и
методическими указаниями по бухгалтерскому
учету основных средств (от 20.07.98 № 33 н).
1 Сущность основных средств
1.1 Понятие основных средств и их классификация
Основные
средства - это часть имущества, используемая
в качестве средств труда при производстве
продукции, выполнении работ или оказании
услуг либо для управления организацией
в течение периода, превышающего 12 месяцев
или обычный операционный цикл, если он
превышает 12 месяцев. Практически любая
организация в своей работе использует
основные средства, которая составляет
важную часть имущества организации. С
экономической точки зрения основные
средства представляют собой средства
труда, которые участвуют во многих производственных
циклах, сохраняя свою натуральную форму,
и переносят свою стоимость на создаваемый
продукт частями по мере износа. Основные
средства можно подразделить на: 1) производственные
(здания, сооружения, рабочие и силовые
машины и оборудование, измерительные
и регулирующие приборы и устройства,
вычислительная техника, транспортные
средства, инструмент, производственный
и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный
и племенной скот, многолетние насаждения,
внутрихозяйственные дороги);
1.2 Оценка и переоценка основных средств
В бухгалтерском
учете используют три стоимостные
оценки основных средств: первоначальную,
восстановительную и остаточную
стоимость. Первоначальная стоимость
Сп определяется в момент готовности
объекта к использованию. Она складывается
из всех фактических затрат по приобретению
объекта, его доставке, монтажу, подготовке
к эксплуатации (без НДС и иных возмещаемых
налогов). В зависимости от того, кто является
учредителем фирмы, порядок определения
первоначальной стоимости основного средства
может различаться. Первоначальной стоимостью
основных средств, внесенных учредителями
в счет вкладов в уставной капитал, является
их денежная оценка по договоренности
сторон. Первоначальной стоимостью основных
средств, полученных безвозмездно, считается
их текущая рыночная стоимость на дату
принятия к учету. Текущая рыночная стоимость
определяется на основании цен на аналогичную
продукцию изготовителя, уровня цен по
данным органов Государственной статистики
или по экспертным заключениям. Первоначальной
стоимостью основных средств, полученных
по договорам, предусматривающими оплату
не денежными средствами, считается стоимость
ценностей, переданных организацией. Такая
стоимость устанавливается из цены аналогичных
ценностей в сравнимых обстоятельствах.
где И - величина износа в денежном выражении, Кизн - коэффициент износа;
На 1 января 2007 года Росстатом разработаны коэффициенты (при их разработке использовались индексы цен производителей на фондообразующие товары и индексы цен производителей в строительстве на строительно-монтажные работы). Они опубликованы в «Российской газете» № 256 (4222) от 15 ноября 2006 г., а также размещены на официальном сайте Росстата.
1.3 Документальное оформление движения основных средств
При учете основных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов. Формы данных документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.2006 г. № 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве”. 1. Форма № ОС-2 “Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств”. Форма применяется при зачислении в состав основных средств отдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке; а так же для исключения из состава основных средств объектов, передаваемых другому предприятию. Эта форма также применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию. 2. Форма № ОС-2 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов”. Применяется для оформления приемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств. 3. Форма № ОС-3 “Акт на списание основных средств”. Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации. 4. Форма № ОС-4 “Акт на списание автотранспортных средств”. Этим документом оформляют списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа при их ликвидации. 5. Форма № ОС-6 “Инвентарная карточка учета основных средств”. Применяется для учета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании акта (накладной) (ф. № ОСИ), технической или другой документации на данный объект. По данным акта формы № ОС-2 в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта. Основанием для отметок о выбытии основных средств являются: при передаче объекта другому предприятию или продаже - акт формы № ОС-1, при списании вследствие ветхости или износа - акт формы № ОС-3, ОС-4.В раздел “Краткая индивидуальная характеристика объекта” записываются его основные качественные и количественные показатели, а также перечисляют его важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности. По данной форме ведется также групповой учет однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно - хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Учетную карточку ведут в бухгалтерии, делая позиционные записи об отдельных объектах основных средств. Краткую индивидуальную характеристику дают не по каждому объекту основных средств отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.6. Форма № ОС-7 “Опись инвентарных карточек учета основных средств”. Эта форма применяется для регистрации инвентарных карточек, открываемых при аналитическом учете основных средств. Записи ведет по классификационным группам основных средств. 7. Форма № ОС-8 “Карточка учета движения основных средств”. Необходима для учета движения основных средств по классификационным группам; заполняется на основании данных инвентарных карточек по соответствующим группам основных средств и сверяется с данными синтетического учета. 8. Форма № ОС-9 “Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения в эксплуатации)”. В этой форме ведется по объектный учет в местах нахождения (эксплуатации) основных средств по материально ответственным лицам.
2 Учет основных средств
2.1 Учет поступления основных средств
Основными видами поступления основных средств являются: 1) приобретение за плату (покупка); 2) строительство (изготовление); 3) внесение учредителями в счет вкладов в уставной капитал; 4) безвозмездное получение и др. Моменту поступления объекта основных средств на баланс организации в общем случае предшествует период времени, в течение которого осуществляются капитальные вложения в будущий объект основных средств. В этот период объект основных средств еще отсутствует, происходит лишь формирование по дебету счета 08 его будущей первоначальной стоимости. Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Дт 08/04 «Приобретение объектов основных средств» Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Дт 07 «Оборудование к установке» Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Дт 08/04 «Приобретение объектов основных средств» Кт 07 «Оборудование к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость выполненных работ. Если принимается к учету объект основных средств после строительства, то операции отражаются по разному, в зависимости от того подрядным или хозяйственным способом сооружался объект. При подрядном способе учет объекта отражается также как и при покупке объекта. Если хозяйственным способом, то вся сумма произведенных затрат предварительно включается на счете вспомогательного подразделения и относится в фактическую первоначальную стоимость объекта основных средств записью: Дт 08 / 03 «Строительство объектов основных средств»Кт 23 «Вспомогательные производства». Внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов поступления основных средств на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал. Если основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал, то денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым единогласно. Планом счетов для обобщения информации о расчетах с учредителями организации по вкладам в ее уставный (складочный) капитал предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75/01 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Получение вкладов от учредителей отражается: Дт 08 /04 «Приобретение объектов основных средств» Кт 75/ 01 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах отражают следующей записью: Дт 08 /04 «Приобретение объектов основных средств» Кт 98 «Доходы будущих периодов»/субсчет 02 «Безвозмездные поступления» После ввода в эксплуатацию поступивших объектов суммы, отраженные на субсчетах, списываются в течении всего срока полезного использования этих объектов в размере начисленной по ним амортизации. Учет оприходования объектов основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов. В процессе приемки объектов основных средств в обязательном порядке принимают участие будущие материально ответственные лица организации, в ведение которых в дальнейшем будут передаваться объекты. Для зачисления объектов в состав основных средств составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б).В акте приемки-передачи указывается характеристика объекта, его местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания и др., и прилагается необходимая документация (паспорт, спецификации, рабочие инструкции и пр.). Если на склад поступило оборудование требующее монтажа или для монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме оборудования» (форма №ОС-14, №ОС-15) После передачи оборудования в монтаж, делается запись: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кт 07 “Оборудование к установке”. Далее все расходы по монтажу отражаются: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами». После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам. Дт 01 «Основные средства», Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы». Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет: Дт 19-1 «НДС» и Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а затем списывается аналогично предыдущему пункту по частям. В бухгалтерии, после того как собраны все затраты, которые были произведены по основному средству, и после ввода объекта в эксплуатацию открывают инвентарную карточку учета основных средств - форма № ОС-6. Инвентарная карточка открывается отдельно по каждому инвентарному объекту. В инвентарных карточках приведены основные данные по объекту основных средств, такие как: срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта. Затем, карточки заносятся в инвентаризационную ведомость по соответствующему материально-ответственному лицу, которое приняло объект, после чего они помещаются в картотеку.