Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского отчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мной будет дано понятие бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные нормативные документы по данному вопросу, выделены содержание, техника составления годовой бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней. Целью данной работы является определение основных принципов и этапов составления бухгалтерской отчетности, порядок и условия публикации.

Работа содержит 1 файл

sama_kyrsovaya.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

В разделе IV "Долгосрочные обязательства" приводятся данные о суммах полученных организацией кредитов (от банковских учреждений) и  заемных средств (от сторонних организаций).

При этом необходимо учитывать, что проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов и т.п.), в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 относятся к  операционным расходам, то есть списываются на финансовые результаты деятельности.

По строке 640 "Доходы будущих периодов" показываются суммы, учтенные в соответствии с правилами бухгалтерского учета, как доходы будущих периодов.

По данной строке показывается стоимость безвозмездно полученных активов, которая не может быть признана организацией сразу в качестве внереализационного дохода; Суммы целевого финансирования и поступлений в пользу коммерческой организации, которые не могут быть признаны в качестве внереализационных доходов; Доходы, полученные в отчетном году, но относящиеся к последующим периодам; Суммы предстоящих поступлений задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы.

Отметим, что не учитываются в составе  доходов будущих периодов курсовые разницы.

По строке 650 "Резервы предстоящих расходов" отражаются подтвержденные инвентаризацией остатки средств, зарезервированные организацией в соответствии с действующим порядком на оплату отпусков, на выплату вознаграждения по итогам работы за год, ремонта объектов основных средств и т.п.

В соответствии с пунктом 60 Методических рекомендаций организациям рекомендуется, то есть не обязательно, приводить справочно  данные о наличии ценностей, учитываемых  на забалансовых счетах. 

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) 

В соответствии с пунктом 61 Методических рекомендаций порядок представления данных в  отчете по форме N 2 зависит от признания  организацией доходов доходами от обычных  видов деятельности или прочих поступлений (операционные доходы, внереализационные  или чрезвычайные).

Доходы  организации за отчетный период отражаются с подразделением на общую сумму  выручки, операционные доходы и внереализационные  доходы, а в случае возникновения - и чрезвычайные доходы.

Выручка, операционные и внереализационные  доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду доходов в отдельности. При этом каждому из таких видов доходов должна соответствовать приходящаяся на их долю часть расходов.

Расходы отражаются в отчете с подразделением на себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения, также и чрезвычайные расходы.

Для учета  требования сопоставимости графа 4 отчета заполняется на основе данных графы 3 отчета за предыдущий год.

По строке 010 "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) отчета показывается размер доходов от обычных видов деятельности, которые могут быть признаны таковыми (то есть выручкой) в соответствии с требованиями пункта 12 ПБУ 9/99.

При этом выручка показывается за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию ГСМ и экспортных пошлин - таковы требования пункта 64 Методических рекомендаций. По мнению же автора выручка  должна быть показана также и за минусом налога с продаж (см., например, письмо Минфина РФ от 27 января 1999 года N 16-00-16-19 "Об отражении в учете налога с продаж").

Необходимо  особое внимание обратить на тот факт, что в составе выручки, отражаемой по строке 010 отчета, с 2000 года включаются суммовые разницы по расчетам, обязательства по которым подлежат исполнению в сумме в рублях, эквивалентной сумме в условных денежных единицах (иностранной валюте).

Отдельные доходы от осуществления обычных  видов деятельности, в случае их существенности или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансовых результатов деятельности организации, подлежат обособленному отражению по строкам 011-013 отчета, или в отдельно разрабатываемом приложении к отчету.

Организации, занятые в сфере торговли, отражают по строке 020 отчета покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена по строке 010 отчета.

Необходимо  учитывать, что в случае признания  организацией в соответствии с установленном  порядком управленческих расходов полностью в себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) в качестве расходов по обычным видам деятельности, по

строке 020 не показываются общепроизводственные расходы, которые относятся в  этом случае к расходам, отражаемым по строке 040 "управленческие расходы" отчета.

Не могут  быть отражены по строке 020 также расходы, связанные с оплатой услуг, предоставляемых  кредитными организациями, а также  проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование  денежных средств (займов, кредитов), хотя для целей налогообложения они в соответствии с Положением о составе затрат учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг), а также прочие операционные и внереализационные расходы (пункты 11 и 12 ПБУ 10/99, пункты 76 и 78 Методических указаний).

Как уже  отмечалось ранее, при отражении  показателей выручки от продажи  и в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 учитываются суммовые разницы, образующиеся в случаях  оплаты товаров и продукции в сумме, эквивалентной сумме в условных денежных единицах (иностранной валюте).

Под суммовой разницей понимается разница между  рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного  в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату его принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

Соответственно, положительные суммовые разницы, связанные  с реализацией товаров (продукции  предприятий общественного питания) увеличивают размер выручки, отражаемой по строке 010 отчета о прибылях и  убытках, а отрицательные курсовые разницы - уменьшают (при этом налогооблагаемую прибыль отрицательные курсовые разницы не уменьшают, так как иное не предусмотрено Положением о составе затрат).

В разделе II отчета "Операционные доходы и  расходы" отражаются операционные доходы организации (пункт 7 ПБУ 9/99) и относящиеся к ним операционные расходы (пункт 11 ПБУ 10/99).

При этом, наряду с расходами, приведенными в  пункте 11 ПБУ 10/99 (расходы, связанные  с: предоставлением за плату во временное  пользование активов организации; предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; с участием в уставных капиталах других организаций; с продажей выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров и продукции; проценты, уплачиваемые за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями), в соответствии с пунктом 76 Методических указаний к операционным расходам (строка 100 отчета) относятся следующие расходы:

  • по содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей;
  • связанные с аннулированием производственных заказов (договоров); прекращением производства, не давшего продукции;
  • связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т.п.), если они не отражены развернуто к доходам по этим ценным бумагам;
  • по уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком,
  • отчисления в резервы под снижение стоимости материальных ценностей.

При выбытии  объектов основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), в результате их продажи, в составе "прочих операционных доходов" (строка 090) отражается вся сумма дохода от их реализации, а в составе "прочих операционных расходов" (строка 100) отражается остаточная стоимость активов, а также затраты по их реализации.

При выбытии  же объектов основных средств и иных активов по причине невозможности  их использования ввиду непригодности  к дальнейшей эксплуатации, морального износа и прочего списания (например, передача по договору дарения, утрата имущества в результате чрезвычайных ситуаций), когда является определенным неполучение доходов или поступление активов в результате этих операций, убыток от выбытия и прочего списания имущества, выявленный на счетах бухгалтерского учета, подлежит отражению как прочие внереализационные расходы (строка 130 отчета) или же чрезвычайные расходы (при выбытии имущества в результате чрезвычайных ситуаций).

В разделе III отчета "внереализационные доходы и расходы" отражаются внереализационные доходы (пункт 8 ПБУ 9/99) и внереализационные расходы (пункт 12 ПБУ 10/99) организации.

Кроме того, к внереализационным доходам (строка 120 отчета) в соответствии с  пунктом 77 Методических рекомендаций относится стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам проводимых инвентаризаций, а также определяемая в установленном порядке сумма дохода, связанная с получением после 1 января 2000 года безвозмездно активов, в том числе по договорам дарения.

К внереализационным  же расходам (строка 130 отчета) в соответствии с пунктом 78 Методических рекомендаций дополнительно к ПБУ 10/99 относятся суммы убытков от списания ранее присужденных долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика; убытков от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены, а также судебные расходы.

Кроме того, к внереализационным доходам  и расходам относятся суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженностей по полученным кредитам и полученным (выданным) займам.

В разделе IV "Чрезвычайные доходы и расходы" отчета отражаются соответственно чрезвычайные доходы (пункт 9 ПБУ 9/99) и чрезвычайные расходы (пункт 13 ПБУ 10/99).

Операционные  и внереализационные доходы могут показываться в отчете за минусом расходов, относящихся к этим доходам, если они возникают в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации, или же соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов.

Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах (прибыли), приходящихся на одну акцию (строки 201-204 отчета). При заполнении этих данных в части обыкновенных акций необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными приказом Минфина РФ от 21 марта 2000 года N 29н. Исчисление же данных о прибыли, приходящейся на одну акцию в части привилегированных, осуществляется в соответствии с порядком, соответствующим требованиям учредительных документов.

Малые предприятия, применяющие упрощенную форму бухгалтерского учета, вправе в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 года N 64н, и пунктом 18 ПБУ 10/99 принять решение при учете доходов и расходов не соблюдать принцип допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, в связи с чем могут использовать "кассовый" метод ведения бухгалтерского учета и потому отражать по строкам 020, 030, 040 и другим отчета только расходы в доле, приходящейся на оплаченную покупателями продукцию (работы, услуги, товары). 

Отчет об изменениях капитала (форма  №3) раскрывает информацию о наличии и изменениях уставного (складочного капитала, резервного, добавочного капитал и других составляющих собственного капитала организации, а также приводятся данные о факторах, связанных с процессами изменения величины капитала).

Отчет об изменениях капитала содержит данные:

  • величине капитала на начало отчетного периода;
  • увеличение капитала, с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций; переоценки имущества; прироста имущества; реорганизаций юридического лица (слияние, присоединение); доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности непосредственно на увеличение капитала;
  • уменьшение капитала, с выделением раздельно уменьшения за счет изменения номинала акций; уменьшения количества акций; реорганизации юридического лица (разделение, выделение); расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала;
  • величине капитала на конец отчетного года.
 

Отчет о движении денежных средств (форма №4) дополняет информацией такие отчеты как баланс и отчет о прибылях и убытках. Данный отчет позволяет руководству организации и другим пользователям финансовой отчетности выяснить причины изменений в объеме и составе денежных средств за отчетный период как в целом по организации, так и по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

Информация о работе Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского отчета