Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:57, курсовая работа
Ежегодно Министерство Финансов Российской Федерации подготавливает доклад на основе представляемых ему отчетов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аудиторских объединений, учебно-методических центров, а также данных государственных реестров в сфере аудиторской деятельности, которые ведет Минфин РФ. Результаты анализа состояния рынка аудиторских услуг составляются на основе показателей аудиторского рынка. В работе более подробно будут рассмотрены и проанализированы основные показатели аудиторского рынка в Российской Федерации за 2008 год.
I. Основные показатели аудиторского рынка в Российской Федерации в 2008 г…………………………………………………..........................................3
1.1. Структура распределения аудиторских организаций по регионам России……………………………………………………………………………...3
1.2. «Возрастная» структура аудиторских организаций………………..4
1.3. Динамика и структура доходов аудиторской организации………..6
1.4. Показатели средней аудиторской организации…………………….7
1.5. Основания проведения обязательного аудита……………………...8
1.6. Структура видов выданных аудиторских заключений…………….9
1.7. Объем оказанных аудиторских услуг……………………………...10
II. Аудиторские процедуры……………………………………………..14
III. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций………...23
Список использованной литературы…………………………………...32
По данным таблицы 6 средний возраст аудиторской организации в России составляет 7,5 лет.
Количественный
состав средней аудиторской
В
расчете на одного аудитора в Москве
приходилось 465,9 тыс. руб. доходов полученных
от осуществления аудиторской деятельности,
а в регионах России данный показатель
составил 331,2 тыс. руб.
1.5. Основания проведения обязательного аудита
Подавляющее большинство клиентов обратилось в 2008 году в аудиторские организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [1] обязательный аудит проводился в:
1)
открытых акционерных
2) кредитных организациях, бюро кредитных историй;
3) страховых организациях, обществах взаимного страхования;
4) товарных и фондовых биржах, инвестиционных фондах;
5)
государственных и
6) других организациях, финансовые показатели деятельности которых превышают минимальные значения, указанные в предыдущем пункте;
7)
случаях, предусмотренных
Таблица 7
Основание
проведения
обязательного аудита |
Удельный
вес в общем
количестве
проведенных обязательных аудитов, % |
Обязательный аудит – всего | 100 |
в том числе: | |
открытые акционерные общества | 21,3 |
кредитные организации | 1,7 |
страховые организации и общества взаимного страхования | 0,8 |
Биржи и инвестиционные фонды | 1,6 |
унитарные предприятия | 6,4 |
организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений | 55,3 |
Другие случаи, предусмотренные законами | 12,9 |
В
большем объеме (55,3 % от общего количества)
обязательный аудит был проведен
в организациях, финансовые
показатели которых выше минимальных
значений, а в наименьшем (0,8 %) – в страховых
организациях и обществах взаимного страхования.
1.6. Структура видов выданных аудиторских заключений
Таблица 8
Виды выданных аудиторских заключений | Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, % |
Выдано аудиторских заключений всех видов | 100 |
в том числе: | |
с выражением безоговорочно-положительного мнения | 54,9 |
с выражением мнения с оговоркой | 43,6 |
с выражением отрицательного мнения | 0,9 |
с отказом от выражения мнения | 0,6 |
Анализ
данных таблицы 8 свидетельствует о
том, что в 2008 г. среди
выданных в 2008 г. аудиторских заключений
существенную долю занимают заключения
с выражением безоговорочно-положительного
мнения (54,9 % общего количества выданных
заключений). На втором месте – заключения
с выражением мнения с оговоркой (43,6 %).
Меньше всего выдано аудиторских заключений
с выражением отрицательного мнения (0,9
%) и аудиторских заключений с отказом
от выражения мнения о достоверности бухгалтерской
отчетности (0,6 %). Доля аудиторских заключений
с выражением сомнения в возможности клиента
продолжать деятельность и с указанием
на значительную неопределенность в деятельности
клиента составила 1,6 %.
1.7. Объем оказанных аудиторских услуг
На протяжении последних лет аудиторский сектор динамично развивается:
Таблица 9
За 2005г. | За 2006 г. | За 2006 г. | За 2007 г. | |
Объем оказанных аудиторс-ких услуг – всего, млрд. руб. | 28,9 | 34,4 | 41,7 | 50,1 |
Прирост по сравнению с прошлым годом, % | Х | 19,2 | 21,3 | 20,1 |
В 2008 г. объем оказанных аудиторских услуг увеличился по сравнению с 2007 г. на 20,1 % и составил 50,1 млрд.руб. Как и в предыдущие годы, среди важнейших факторов роста данного показателя – рост цен на аудиторские услуги и расширение клиентской базы.
На объеме оказанных в 2008 г. аудиторских услуг практически не сказалась экономическая ситуация второй половины 2008 г. и начала 2009 г., поскольку, как правило, основной объем этих услуг (в частности, обязательный аудит) аудиторские организации оказывают в первой половине года. По мнению экспертов, последствия сложной экономической ситуации окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг за 2009 г. Среди негативных факторов называют: сокращение притока новых клиентов; сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов; снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; платежеспособность клиентов. Вместе с тем в настоящее время основания для вывода о существенном сокращении объема рынка аудиторских услуг в 2009 г. отсутствуют.
В 2008 г. высокая динамика роста объема оказанных аудиторских услуг наблюдалась в Москве (21,8 %). В Санкт-Петербурге (11,5 %) и других регионах рост объема услуг составил соответственно 9,0 % и 16,6 %.
В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 48 % всего объема оказанных аудиторских услуг. Однако структура аудиторских услуг в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 54,5 % и 53,0 %). В других регионах основным видом услуг является проведение аудита (60,1 %).
Такая
же неравномерность имеет место
в отношении федеральных
В услугах по проведению аудита услуги по общему аудиту составили 92,2 %, банковскому аудиту – 5,6 %, аудиту бирж – 1,2 %, аудиту страховщиков – 1,0 %. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы), доля услуг по общему аудиту колеблется между 95 и 98 %. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.
Порядка 16 % объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в два раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.
В следующей таблице приведены данные о распределении аудиторских организаций, фактически оказывающих аудиторские услуги, по объему таких услуг:
Таблица 10
Объем аудиторских услуг, оказанных аудиторской организацией, млн руб | Удельный вес в общем количестве аудиторских организаций, % | Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, % |
Менее 1,5 | 37,9 | 13,0 |
1,5 – 3, 0 | 21,1 | 16,3 |
3,0 – 9,0 | 26,9 | 32,6 |
9,0 – 70,0 | 13,0 | 27,8 |
70,0 – 1500 | 1,0 | 8,4 |
Более 1500 | 0,1 | 1,9 |
В
2008 г. количество аудиторских организаций,
которые оказали услуги в объеме
более 1500 млн руб., увеличилось на 25 % по
сравнению с 2007 г., в объеме 9-70 млн руб.
- на 21 %, в объеме 3-9 млн руб. – на 18 %. Вместе
с тем количество аудиторских организаций,
которые оказали услуг в объеме менее
1,5 млн руб., сократилось на 13 % по сравнению
с 2007 г.
Общие выводы
В 2008 году в сфере аудиторской деятельности работа была сосредоточена на усилении внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, развитии саморегулирования в этой сфере, изменении системы аттестации аудиторов, а также ужесточении требований к независимости аудиторов и строгому следованию ими нормам профессиональной этики [4].
Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2008 г. подтвердил, что этот рынок в целом сформировался. Вполне уместна аналогия между рынком аудиторских услуг в Российской Федерации и аналогичными рынками в других странах.
На
рынке аудиторских услуг в
Российской Федерации наблюдается
значительная концентрация аудиторских
организаций и обслуживаемых
ими клиентов, в частности в
Москве. По этим показателям другие
регионы характеризуются
Используемые сокращения [5]:
ИПБР - Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России;
АПР - Аудиторская палата России;
МоАП - Московская аудиторская палата;
РКА - Российская Коллегия Аудиторов;
ИПАР
- Институт профессиональных аудиторов
России.
II. Аудиторские процедуры
Для
получения необходимых
Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры [2, Правило №5]. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.
В
результате инспектирования материальных
активов аудируемого лица предоставляются
достоверные аудиторские
Наблюдение - это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).
Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.
Информация о работе Основные показатели аудиторского рынка в Российской Федерации в 2008 г