Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:10, курсовая работа
В условиях централизованно планируемой экономики основная задача бухгалтеров сводится к своевременному информированию руководства предприятия и вышестоящего органа о ходе выполнения плановых заданий и к представлению в установленные сроки бухгалтерской отчетности в предусмотренные нормативными документами адреса. Иными словами, бухгалтерский учет и его исполнители - бухгалтера являлись поставщиками информации для принятия решений в первую очередь на уровне предприятия, а затем (в виде отчетности) вышестоящих органов исполнительной власти.
1 Теоретическая часть:
1.1 Сущность управленческого учета, сравнение финансового и управленческого учета, основные критерии отличия финансового учета от управленческого
2
1.2 Классификация затрат, их характеристика, система отношений, затрат на заказ
10
1.3 Оценка соотношения «затраты-объем-прибыль»
13
2 Практическая часть:
Задача №1
16
Задача №2
18
Задача №4
20
Задача №6
22
Список использованных источников 24
В связи с новизной подразделения единой системы отечественного бухгалтерского учета на подсистемы еще не сложилось единого мнения об их отличиях. В учебниках и учебных пособиях приводятся различные точки зрения, в том числе с учетом зарубежной практики. Вот как, например, сравнивают финансовый и управленческий учет английские специалисты (табл. 2).
Таблица 2 Сравнение зарубежного финансового и управленческого учета.
Область сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
Основные потребители информации | Сторонние организации и лица | Различные уровни внутрифирменного управления |
Виды системы бухгалтерского учета | Система двойной записи | Не ограничен двойной записью, используется любая система |
Свобода выбора | Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета. | Нет норм и ограничений |
Используемые измерители | Денежная единица по курсу, действующему в момент совершения хозяйственной операции | Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения |
Группировка затрат | По элементам затрат | По статьям калькуляции |
Основной объект учета | Организация фирма в целом | Структурные подразделения в целом |
Переодичность состояния отчетности | Переодически на регулярной основе | По мере надобности, не обязательно на регулярной основе |
Степень надежности информации | Требуется объективность | Зависит от того, для какаой цели она предназначена, при необходимости использую |
Обязательность ведения | Строго обязательна | Не обязательна |
Как уже отмечалось, формально по действующему в нашей стране законодательству применяется единая система бухгалтерского учета. В то же время в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями способы учета определенных хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) выбираются по усмотрению (решению) предприятий и организаций. Среди них назовем возможность определения хозяйствующими субъектами состава статей затрат при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), выбора метода калькулирования и т.д.
Многие
элементы управления учета являются
составной частью бухгалтерского (финансового)
учета, оперативного учета (оперативной
отчетности), экономического анализа (анализ
себестоимости продукции и др.) и наоборот,
многие составляющие финансового учета
входят в управленческий учет.
1.2. Классификация затрат, их характеристика, система отчетности, затрат на заказ. Постоянные и переменные затраты.
Одним из наиболее важных видов классификации затрат является их отношение к изменению объема производства или оказываемых услуг.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Если значение этого показателя увеличивается на 20%, то общие переменные затраты также увеличиваются на 20%. Например, затраты на металл, используемый заводом, увеличивается на 5%., если производство продукции возрастет на 5%. Затраты на салфетки и другие изделия из бумаги, используемые в кафе, увеличатся на 10%, если количество посетителей возрастет на 10%.
Постоянные затраты остаются не низменными, в то время как объем производства изменяется. Если объем увеличивается или уменьшается на 20%, то общие постоянные затраты остаются неизменными. Примерами постоянных затрат могут быть амортизация зданий и оборудования, арендная плата, расходы на рекламу, оклад секретаря-референта.
Прямые и косвенные затраты.
Важная
цель управленческого учета - помочь
руководству организации
Затраты, которые не могут быть отнесены к отдельным подразделениям, называются косвенными затратами подразделения.
Отнесение затрат, к прямым или косвенным, зависит от того, какое подразделение рассматривается. Затраты могут быть прямыми для одного подразделения и косвенными для другого.
Регулируемые и нерегулируемые затраты.
Другая классификация затрат которая может быть полезна в процессе управления, предусматривает возможность контроля отдельных статей затрат отдельным конкретным исполнителем. Если исполнитель может регулировать или существенно влиять на уровень затрат, то эти затраты определяются как регулируемые этим исполнителем. Затраты, на уровень которых работник не может существенно влиять, определяются как нерегулируемые этим работникам. Многие затраты не находятся полностью под контролем отдельного исполнителя. Определяя затраты как регулируемые и нерегулируемые, управленческий учет делает акцент на возможности работника влиять на уровень затрат. Вопрос не в том, кто контролирует затраты, а в том, кто в лучшем положении, чтобы влиять на уровень затрат.
Производственные затраты.
Чтобы помочь руководителям в планировании и контроле, специалисты по бухгалтерскому учету подразделяют затраты по функциональным подразделениям, к которым они относятся.
Производственные затраты подразделяются далее на прямые затраты на материалы, прямые затраты на труд, производственные накладные расходы.
Прямые затраты на материалы.
Сырье и материалы, которые используются в производственном процессе, физически включаются в готовый продукт, и процесс превращения которых в конечную продукцию можно проследить, обычно называются прямыми затратами на материалы, например, сталь при производстве холодильников.
Прямые затраты на заработную плату (на труд).
Затраты на заработную плату и дополнительные выплаты для персонала, который работает непосредственно в производстве, классифицируются как прямые затраты на труд. К ним относятся: зарплата персонала, занятого на сборе компьютера, и зарплата операторов на предприятии по производству стиральных порошков. Дополнительные выплаты для этих работников (отчисления во внебюджетные фонды) также считаются прямыми затратами на труд.
Накладные расходы.
Все остальные расходы по производству классифицируются как производственные накладные расходы, они включают при типа затрат: косвенные затраты на материалы, косвенные затраты на труд, другие производственные затраты.
Косвенные затраты на материалы.
Затраты
на материалы, которые требуются
для производственного
Косвенные затраты на труд.
Затраты на содержание персонала, не занятого непосредственно на изготовлении продукта, но услуги которого необходимы для производственного процесса, называются косвенными затратами на труд. К таким сотрудникам относятся контроллеры в производственных цехах, кладовщики, электрики.
К производственным накладным расходам относятся и другие производственные затраты, которые не являются материальными или трудовыми. Эти затраты включают амортизацию зданий и оборудования, коммунальные услуги (освещение, отопление).
Альтернативные затраты.
Альтернативные затраты - это затраты неиспользованных возможностей. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Если театр и кино - два возможных варианта проведения вечера, то альтернативные затраты посещения кинотеатра - это упущенные удовольствие от пребывания в театре.
Невозвратные затраты.
Невозвратные затраты - это такие затраты, которые были сделаны в прошлом. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием.
Дифференциальные затраты.
Дифференциальные затраты - это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.
Система отнесения затрат на заказ.
Эта система используется предприятиями, на которых изделия производятся отдельными партиями, партии существенно отличаются друг от друга. В этой системе каждая партия изделий называется заказом или наряд-заказом. Методика учета строится таким образом, чтобы отнести затраты к каждому наряду-заказу. Тогда затраты, отнесенные к каждому заказу, это средние затраты на объем исходя из средних в расчете на единицу.
1.3. Оценка соотношения «Затраты - объем - прибыль»
Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» - это один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом, или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами.
Поскольку
такой анализ помогаем проследить взаимосвязь
между такими
важными характеристиками, как затраты,
объем и прибыль, он является
ключевым фактором в процессе принятия
многих управленческих решений.
Эти решения касаются вопросов определения
ассортимента выпускаемых изделий, объема
производства, типа маркетинговой стратегии
и т.д. Благодаря такому широкому спектру
применения CVP - анализ, несомненно является
лучшим средством управления, чтобы добиться
максимально возможной в данных условиях
прибыли организации.
Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными расходами, т.е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли организацией.
Норма маржинальной прибыли.
Выручка от реализации, переменные и постоянные затраты, а также маржинальная прибыль могут быть в процентах.
Отношения маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли. Эта величина рассчитывается следующим образом:
Норма Маржинальная
маржинальной = прибыль х 100%
прибыли Выручка
от реализации
Норма маржинальной прибыли показывает, какие влияние на маржинальную прибыль оказывает изменения суммы выручки от реализации. Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при увеличении объема производства или продаж.
Менеджеры многих предприятий предпочитают работать с нормой маржинальной прибыли, а не с самой маржинальной прибылью. Это особенно удобно в тех случаях, когда предприятие выпускает разнородную продукцию. При прочих равных условиях выгоднее увеличить объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. Концепция нормы маржинальной прибыли находит широкое применение в процессе принятия управленческих решений.