Основные направления анализа в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы охарактеризовать объект в соответствии с предметом на основании изучения литературных источников. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность управленческого учета и основные отличия от финансового учета, исследовать систему управленческого учета и определить тенденции развития;
- оценить содержание основных направлений анализа в системе управленческого учета (анализ издержек, анализ по центрам ответственности, применение директ-костинга) и их роль в решении управленческих проблем, дать оценку современных подходов к эффективной постановке управленческого учета в организации;
- обобщить результаты исследования виде выводов.

Работа содержит 1 файл

курсач масла.docx

— 110.74 Кб (Скачать)

      Центры  стандартной себестоимости. Особый вид центра затрат, в котором для многих его элементов себестоимости установлена стандартная себестоимость, носит название центра стандартной себестоимости. Фактический результат измеряется разницей между фактической себестоимостью и этими стандартами. Так как системы стандартной себестоимости используются в деятельности с высоким уровнем повторения задач, то она является основой центров стандартной себестоимости. В качестве примеров можно привести сборочные производства, рестораны быстрого обслуживание, лаборатории исследования крови, а также предприятия автосервиса. И наоборот, большинство подразделений по производственному обеспечению и административных структур не являются центрами стандартной себестоимости.

      Центры  прибыли. Доход есть денежное выражение  выпущенной продукции; расходы (или себестоимость) - денежное выражение использованных ресурсов; прибыль - это разница между доходом и расходами. Если деятельность центра ответственности измеряется в виде разницы между получаемым им доходом и возникающими в нем затратами, то этот центр ответственности является центром прибыли.

      Центр прибыли напоминает бизнес в миниатюре. Как в отдельной компании, у него есть отчет о прибыли и убытках, в котором показываются доход, расходы и прибыль. Большая часть решений руководителя центра прибыли имеет воздействие на данные этого отчета. Поэтому отчет о прибыли и убытках для центра прибыли является основным документом управленческого контроля. Так как деятельность менеджеров центров прибыли измеряется прибылью, у них есть стимул принимать решения по входам и выходам, которые увеличат объявленную прибыль их центров. Центры прибыли работают так, как если бы имели свой бизнес, поэтому они являются хорошим тренажером чувства ответственности генерального руководства. Использование концепции центра прибыли - один из важнейших инструментов, позволивших децентрализовать в больших компаниях ответственность за прибыль.

      Критерии  центров прибыли. Для того чтобы  центр ответственности стал центром  прибыли, необходимо соблюдение следующие  условия [11]:

  • следует увеличить объем бухгалтерских записей для измерения продукции в виде дохода, а центры ответственности, получающие эту продукцию, должны учитывать себестоимость приобретенных товаров и услуг;
  • предоставить менеджеру центра ответственности больше полномочий в принятии решений по количеству и качеству выпускаемой продукции или по отношению количества продукции к затратам. При этом должен осуществляться контроль руководителя центра прибыли входами и выходами;
  • не может быть центром прибыли подразделение, предоставляющее другим центрам услуги, так как они предоставляются обычно бесплатно. Например, если руководство проводит внутренний аудит в каком-либо подразделении, то последнее не оплачивает расходы внутренней аудиторской службы, и поэтому подразделение внутреннего аудита не является центром прибыли.

      Неэффективно  выделение центра прибыли при  выпуске однородной продукции (например, цемент), где возможно применение натуральных  показателей (например, тонны выпущенного цемента). Использование техники центра прибыли вовлекает менеджеров в их собственный бизнес, возникает конкуренция между ними, что дает возможность улучшить руководство подразделением. В других случаях, когда подразделения внутри организации должны тесно сотрудничать друг с другом, принцип центра прибыли может вызван чрезмерные трения между ними и поставить под угрозу благосостояние всей компании, может вызвать интерес к краткосрочным результатам.

      При организации учета особенное  внимание уделяется статьям затрат, которые лишь частично контролируются на данном уровне. Учитывая это, в аналитическом  учете и отчетности затраты делятся  на две группы: контролируемые и неконтролируемые. На основании данных текущего учета для каждого центра ответственности бухгалтер регулярно составляет отчет об исполнении. Содержание отчета об исполнении зависит от типа центра и показателей, которые используются для оценки его деятельности. При этом отчеты нижнего центра ответственности последовательно включаются в отчет высшего центра ответственности. Из табл.2.1. видно, что отчет начальника раскройного цеха содержит только контролируемые показатели, а его итог включен в отчет директора завода А. В свою очередь отчет директора завода А включен в отчет производственного директора [4]

      Таблица 2.1.

      Взаимосвязь отчетов центров ответственности  разных уровней управления

Центр ответственности Бюджетная сумма, у. е. фактическая сумма, у. е. Отклонения, у. е.
Производственный  директор
Зарплата  директоров 80 000 80 000 0
Контроль  качества 21000 22 400 -1400

 

       Продолжение таблицы.

Общепроизводственные  затраты 29 500 28 800 700
Завод А 233 500 235 000 -1500
Завод В 390 000 380 600 9 400
Всего 754 000 746 800 7 200
Директор  завода А
Зарплата  руководителей цехов 75 000 78 000 -3 000
Амортизация 10 600 10 600 0
Страхование 6 800 6 300 500
Раскройный  цех 79 600 79 900 -300
Сборочный цех 61500 60 200 1300
Всего 233 500 235 000 -1500
Начальник раскройного цеха
Сырье 26 500 25 900 600
Прямая  зарплата 32 000 33 500 -1500
Непрямая  зарплата 7 200 7 000 200
Услуги 4 000 3 900 100
Прочие  контролируемые затраты 9 900 9 600 300
Всего 79 600 79 900 -300
 

      Отчет об исполнении бюджета обеспечивает возможность оценки деятельности центров ответственности. Оценка центров ответственности базируется на анализе отклонений.

      2.3. Директ костинг

 

      Главное назначение директ-костинга - быть информационной основой предпринимательских решений. Директ-костинг в основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции и товаров. Главная цель таких решений - максимизация прибыли отчетного года. Всю совокупность задач, требующих решения в системе оперативного директ-коста, можно подразделить на задачи снабжения, производства и сбыта. Кроме того, важной проблемой для предприятия является выбор и обоснование ценовой политики, для чего также используются данные директ-коста [6].

      Рабочим инструментом директ-коста является анализ взаимосвязи объемов производства, валовых затрат (себестоимости) и прибыли, рассмотренный нами в расчетах точки нулевой прибыли. Эти расчеты строятся, как правило, на измерении объемов производства и продаж в физических единицах. Практически они возможны на предприятиях или их подразделениях, выпускающих продукцию и услуги одного вида. В качестве других единиц измерения объема производства и степени использования производственных мощностей могут выступать нормо-часы, станко-часы, процент использования полезного времени работы машин и т.п.

      На  основании формулы точки нулевой  прибыли находят значение критического объема производства, критическую цену продаж и выручки, минимальный маржинальный доход и критический уровень постоянных расходов.

      Для определения критической величины объема продаж, которую нужно обеспечить при снижении цены для сохранения прежней величины маржинального дохода, используют соотношение (2.1):

      МД0 • х0 = МД1 • x1,

      Откуда  х1 = МД0 • х0/ МД1 (2.1)

      где МД0, МД1 - маржинальный доход до и  после снижения цены; х0, х1 - объем  производства и продаж до и после  снижения цены.

      При росте постоянных затрат и неизменных переменных расходах величина маржинального дохода не изменяется, а прибыль уменьшается на величину прироста постоянных затрат. Критический объем производства и продаж увеличивается.

      Влияние изменения постоянных затрат на прибыль  предприятия определить особенно важно, поскольку, как отмечалось ранее, именно эти затраты являются регулятором конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В такого рода расчетах необходимо использовать, по меньшей мере, три показателя: фактический объем производства, запланированный объем производства и уровень загрузки производственных мощностей предприятия.

      В практике отечественного анализа, сопоставляя  эти показатели, как правило, ограничивались выявлением влияния перерасхода  по себестоимости на сумму уменьшения прибыли за счет недоиспользования  мощности или невыполнения плана по объему производства. Но такой расчет нельзя считать исчерпывающим при анализе влияния объема на прибыль, поскольку себестоимость продукции - не единственный влияющий фактор. Поэтому более правильно для определения влияния использования производственной мощности на прибыль применять не величину постоянных расходов, а маржинальный доход. В этом случае можно учесть всю сумму влияния степени использования производственной мощности на прибыль. Рассмотрим методику такого анализа на примере расчета в табл.2.1. При этом предположим, что предприятие составляет смету по оптимальной для данных условий загрузке мощностей.

      При расчете влияния на прибыль объема производства только по постоянным затратам перерасход за счет ухудшения использования нормальной производственной мощности составил 90 тыс. ден. ед. Расчет, приведенный в табл.2.1., показывает, что по тем же исходным данным прибыль уменьшилась на 240 тыс. ден. ед., причем величина, на которую уменьшилась прибыль, совпадает с величиной, на которую сократился маржинальный доход.

      Таблица 2.1.

      Расчет  влияния объема производства (производственной мощности) на прибыль

Показатель На норматив-ную мощность 300 тыс. шт. На запланиро-ванный объем производства 250 тыс. шт. На фактический  объем произ-водства 240 тыс. шт. Отклонения, тыс. ден.ед.
на  единицу, грн. всего, тыс.

грн.,

на единицу, грн. всего, тыс. грн. на единицу,

грн.

всего, тыс. грн. фактической от норма-тивной в том  числе от
норма - тивной факти-ческой
Выручка от реализации 15 4500 15 3750 15 3600 -900 -750 -150

 

       Продолжение таблицы.

Переменные  расходы 11 3300 11 2750 11 2640 -660 -550 -110
Маржинальный  доход 4 1200 4 1000 4 960 -240 -200 -40
Постоянные  расходы  1,50 450 1,80 450 1,88 450 - - -
Прибыль 2,50 750 2, 20 550 2,12 510 -240 -200 -40
 

      Делая расчет по ставке маржинального дохода, получаем те же результаты:

      1). Отклонения прибыли за счет  недоиспользования нормальной мощности: (250 000 - 300 000) • 4,00 = - 200 (тыс. ден. ед.).

      2). Отклонения прибыли за счет  невыполнения плана по объему  производства: (240 000 - 250 000) • 4,00 = - 40 (тыс. ден. ед.).

      Влияние на прибыль использования мощности (изменения объема производства) составляет - 240 тыс. ден. ед.

      Таким образом, применение ставки маржинального  дохода позволяет более полно  учесть влияние на прибыль колебаний  объема производства или изменений  в использовании производственных мощностей.

      Анализ  взаимосвязи объема производства, себестоимости, прибыли и маржинального дохода, а также влияния объема производства на себестоимость и прибыль является перспективным направлением развития отечественного анализа хозяйственной деятельности в условиях становления и развития рыночных отношений.

Информация о работе Основные направления анализа в управленческом учете