Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

В теоретической части курсовой работы будут рассмотрены принципы организации контроля затрат по данным управленческого учета, классификация затрат в целях контроля и регулирования. Также будет раскрыт вопрос учета и отчетности по центрам ответственности на предприятиях. Будет раскрыта суть анализа отклонений фактических издержек от нормативных (плановых) величин как средства контроля затрат.
В практической части работы представлено решение предложенной задачи по составлению калькуляции на услуги, предоставляемые ООО «Городской налоговой консультации» по вопросам налогообложения, регистрации и лицензированию деятельности; составлению бухгалтерских проводок и схем учетных записей, отражающих хозяйственные операции. Также даны рекомендации по организации в ООО АВС-метода учета затрат и калькулирования.

Содержание

Введение 3
Текстовая часть 5
Контроль и средства для его информационного обеспечения в системе управления предприятием 5
Классификация затрат в целях контроля и регулирования 8
Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками 11
Практическая часть 17
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

управленческий учет.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

    Все затраты и доходы, регистрируемые по центрам ответственности, должны классифицироваться как контролируемые и неконтролируемые со стороны менеджера центра ответственности. Это необходимо для оценки управленческой деятельности менеджера.

    Таким образом, контролируемые затраты - это  поддающие контролю и регулированию со стороны менеджера затраты, величина которых устанавливается руководителем функционального подразделения.

    Неконтролируемые  – затраты, не поддающиеся контролю и регулированию со стороны менеджмента  на данном уровне управления.

    Постановка  учета затрат по звеньям организационной структуры управления является первым шагом в построении учетной системы по центрам ответственности. Далее разрабатывается механизм, позволяющий связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц (рабочих, бригадиров, мастеров, начальников участков и т.д.), оценить результаты каждого сегмента и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия. Одним из главных элементов данного механизма является группировка затрат на контролируемые и неконтролируемые не только производственных, но и функциональных подразделений.

    Так, при линейно-функциональной организационной  структуре управления необходимо установить центры ответственности в зависимости  от характера и содержания функций, выполняемых службами, ответственными за использование в производстве соответствующих видов ресурсов. Например, отдел главного механика несет ответственность не только за техническое состояние машин и оборудования, но и за оптимальное соотношение тех затрат, которые возникают в связи с необходимостью поддерживать оборудование в рабочем состоянии, и потерями от излишнего простоя оборудования в ремонте. Отдел главного технолога отвечает за материалоемкость продукции, эффективность затрат всех видов материальных ресурсов, идущих на технологические цели, за утилизацию и использование отходов (нормы расхода материалов).

    Цель  учета по центрам ответственности  совпадает с целями мотивациями  и состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому  центру ответственности, с тем чтобы отклонения от задания этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Организация учета по центрам ответственности позволяет увязать величину понесенных затрат со сферой деятельности руководителя соответствующего подразделения, что дает возможность судить не только о целесообразности расходования средств, но и о качестве руководства работой подразделения и, следовательно, мотивацией. Основой организации учета по центрам ответственности является закрепление затрат и результатов за руководителями различных рангов и систематический контроль за деятельностью каждого ответственного лица.

    Для оценки деятельности каждого ответственного лица необходимо знать величину понесенных затрат только по контролируемым расходам. Например, начальник отдела снабжения ответственен за обеспечение цехов сырьем соответствующих параметров. Поэтому начальник цеха не будет отвечать за перерасход в подчиненном ему «месте возникновения затрат», если сырье не соответствует запланированному. Трудности возникают вследствие того, что значительная часть расходов контролируется только частично; это характерно для большей части российских предприятий.

Нормативы и отклонения от них  как средство контроля за издержками

    Понятие «нормативные издержки» связано  с расчетом норм издержек на материалы, рабочую силу и накладные расходы на научной основе, оно указывает на определенный уровень затрат, обусловленный рядом ограничений. Прежде всего, нормативные издержки ориентируют предприятие на будущее и являются в то же время средством оценки происходящих изменений в производственной деятельности с точки зрения влияния на прибыль. Данное положение подтверждает, что учет нормативных издержек является основой для управления бизнесом.

    Относительно  выпускаемой продукции существуют четко установленные требования – стандарты, определяющие потребительские качества продукта. Однако если даже продукция соответствует стандартам, то это не означает, что производство не нуждается в контроле за издержками. Управление затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных ресурсов и нацеливает на их использование в будущем.

    Стандартная норма – это научно обоснованная величина, полученная в результате анализа и расчета необходимых материалов, производственных технологий, затрат времени на выполнение операций, предусмотренных технологией, цен на продукцию при различных условиях и правильном выборе оборудования.

    Для установления нормативных затрат на продукт необходимо суммировать нормативные затраты на материалы и труд, накладные расходы. В практике применяют два подхода к определению нормативных затрат. По первому варианту анализируется фактическое использование материалов и труда, по второму – нормы устанавливаются расчетным путем при помощи технического анализа.

    Следует обратить внимание на тот факт, что  когда используется первый подход, то отклонения прошлого периода могут  быть заложены в нормы на будущий  период. Второй подход обеспечивает эффективное  производство, так как позволяет более точно выявлять отклонения, анализировать их и воздействовать на них.

    При разработке нормативных затрат возникает  ряд проблем, касающихся сущности норм – планирование результата деятельности в идеальных условиях, в условиях безошибочной работы и легко осуществимых условиях. Исходя из сущности нормы подразделяются на основные, идеальные, текущие.

    Основные  нормы затрат – постоянные, остающиеся неизменными в течение длительного  периода. Используются для сравнения  фактических затрат за ряд лет и выявления тенденций эффективности производства отдельных изделий в течение анализируемого периода. В условиях изменения объемов производства, технологии, цен на основные нормы не будут отражать текущих запланированных затрат, поэтому они становятся не пригодными для управления затратами. Следовательно, основные нормы затрат имеют ограниченное применение.

    Идеальные нормы затрат – минимальные затраты  для деятельности в идеальных  условиях производства. На практике идеальные  нормы редко считаются достижимыми и перестают быть целью. Однако они могут быть полезны менеджерам для установления системы стимулирования, мотивации к снижению издержек. Применяются такие нормы крайне редко.

    Текущие нормы затрат – достижимые затраты  на короткий отрезок времени, которые обеспечивают запланированную эффективность производства. Они представляют собой цели, которые могут быть реально достигнуты в условиях эффективной деятельности. Значение таких норм заключается в том, что они служат базой для измерения отклонений от намеченной достижимой цели, то есть сравнения фактических и нормативных затрат. При этом обеспечивается запланированная эффективность в условиях допустимых отклонений, связанных с потерей времени и ресурсов в обычных производственных ситуациях.

    Нормирование  прямых затрат сырья, материалов и полуфабрикатов производится на единицу продукции по составным ее частям и операциям (процессам) обработки. Нормативы дифференцируются по видам материальных затрат и должны исходить из наиболее рациональной организации снабжения, материального хозяйства и производственного процесса применительно к реальным условиям конкретного предприятия и его подразделений. Нормирование заключается, прежде всего, в установлении величины расхода на изделие или вид работ, зависящей от специфики продукции и характера используемого сырья, материалов и полуфабрикатов. Поэтому расчеты норм обычно выполняют конструкторские, технологические и производственные службы, которые широко используют техническую и технологическую документацию, чертежи, рецептуры и тому подобное.

    Основная  задача учета издержек производства – информирование руководства предприятием и его подразделениями об отклонениях  от норм (стандартов). Общеизвестно, если руководство своевременно обратит  внимание на места возникновения  отклонений, их виды и людей, ответственных за отклонения, то будут приняты меры, корректирующие отрицательные последствия каких-либо явлений и операций. Отсюда системы учета, предусматривающие процедуры управления издержкам, имеют тесную связь с планированием и нормированием затрат и выявлением отклонений от них.

    Нормы и нормативы разрабатываются специальными отделами или специалистами, ответственными за тот или иной сектор работы. Полную совокупность применяемых ими способов планирования подразделяют на: расчет сметы на основе анализа фактических показателей за прошлый период и расчет сметы на основе внутренних стандартов.

    При первом способе из фактических результатов  прошлого периода исключают разного  рода потери; учитывают возможные  изменения условий планируемого периода, а именно: изменения ассортимента продукции, состава оборудования, цен на сырье, материалы и услуги, изменения технологии производства и номенклатуры применяемых материалов, длительности производственного цикла, бюджета рабочего времени и производительности, изменения в организации производства, политике управления, персонале, другие случайные колебания.

    Второй  способ планирования заключается в  разработке внутренних стандартов по прямым затратам – сметы по аналитическим  статьям. Здесь учитывают нормальный уровень производства, т.е. полное использование производственных мощностей. Под полным использованием производственной мощности понимается его уровень в пределах 100% расчетной величины (проектная мощность) или размер принятых заказов и ожидаемых продаж.

    В учете издержек должны быть не просто представлены отклонения от норм и нормативов текущего периода, но даны объяснения по возникшим отклонениям в отношении: объема продукции – последствия снятия с производства конкретного продукта, замены на другой вид продукта, изменения цен на продукцию, изменения ассортимента в целях повышения эффективности производства, введения новых технологий и оборудования; издержек – от закупки сырья и материалов, величины отходов производства, эффективности труда, производственных и общехозяйственных накладных расходов до разработки новой продукции.

    Управленческая  бухгалтерия разрабатывает сравнительные  таблицы, где отражаются запланированные  и фактические показатели без  учета данных прошлого года (Приложение 1). Это позволяет интегрировать учет нормативных издержек с планированием и анализом прибыли и продукции.

    Кроме того, составляются отчеты по центрам  ответственности, что позволяет  путем полного выявления отклонений реально оценить вклад каждого  подразделения в получение прибыли.

    Одна  из важнейших процедур нормативного учета представляет собой анализ нормативной себестоимости продукции. Его проводят в момент обобщения нормативов в карточке стандартной себестоимости. Данные из карточек переносят в отчет «Предварительный анализ нормативной (стандартной) себестоимости» (Приложение 2).

    Данные  анализа используются управленческой бухгалтерией для докладной записки  руководству предприятия и каждым менеджером на предмет увеличения прибыльности продукта. С этой точки зрения рассматриваются: изменение закупочной цены по сравнению  с прошлым годом; определение перспективных направлений политики закупок и альтернативных направлений закупочной политики; оценка значимости новых поставщиков (затраты – поставки – качество материалов); преимущества новых вложений в оборудование; преимущества политики «производство или закупка»; оценка материалоемкости с позиции контроля за ценами на материалы; нет ли тенденции закупок по высоким ценам у некоторых поставщиков; анализ издержек и критериев оценки конкурентоспособности продукции по качеству и цене; эффективность отдельных рабочих операций по определенным продуктам; оценка работы с дефектным материалом; проведение нормативных работ в отношении отдельного продукта; проверка возможности изменения ассортимента продукции, снижения цен реализации, расходов на закупку материалов; анализ безубыточности производства; возможность замены продукта без уменьшения объема реализации по предприятию в целом.

    Таким образом, использование фактических данных в сопоставлении с нормативными позволяет усилить воздействие со стороны управленцев на процесс формирования себестоимости и сделать более эффективной систему контроля за затратами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть

    ООО «Городская налоговая консультация» оказывает услуги по вопросам налогообложения индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц, практическое содействие в решении вопросов правильности исчисления и уплаты налогов, а также представления услуг по регистрации и лицензированию деятельности. В консультацию обратились Петров А.А. для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008 год в связи с продажей автомобиля и индивидуальный предприниматель Смехова М.В., чтобы встать на абонентное бухгалтерское обслуживание. С ними были заключены договоры. Согласно прейскуранту заполнение декларации на доходы физических лиц стоит 3 тыс. руб., сумма была оплачена Петровым А.А.. Индивидуальному предпринимателю Смеховой М.В. объявлена сумма обслуживания в размере 10 тыс. руб. в месяц.

Информация о работе Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета