Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:33, курсовая работа
В теоретической части курсовой работы будут рассмотрены принципы организации контроля затрат по данным управленческого учета, классификация затрат в целях контроля и регулирования. Также будет раскрыт вопрос учета и отчетности по центрам ответственности на предприятиях. Будет раскрыта суть анализа отклонений фактических издержек от нормативных (плановых) величин как средства контроля затрат.
В практической части работы представлено решение предложенной задачи по составлению калькуляции на услуги, предоставляемые ООО «Городской налоговой консультации» по вопросам налогообложения, регистрации и лицензированию деятельности; составлению бухгалтерских проводок и схем учетных записей, отражающих хозяйственные операции. Также даны рекомендации по организации в ООО АВС-метода учета затрат и калькулирования.
Введение 3
Текстовая часть 5
Контроль и средства для его информационного обеспечения в системе управления предприятием 5
Классификация затрат в целях контроля и регулирования 8
Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками 11
Практическая часть 17
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложения 27
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерский (управленческий) учет»
на
тему «Организация контроля
затрат и анализа деятельности
организации по данным
бухгалтерского управленческого
учета»
Москва – 2009
Содержание
При рыночной системе хозяйствования любая организация, являющаяся самоорганизующейся системой, функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с этим, управленческий контроль в организации ориентирован главным образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях.
В
условиях, характеризующихся высокой
неопределенностью и
Для организации контроля затрат и анализа деятельности предприятия необходимо решать следующие задачи:
В теоретической части курсовой работы будут рассмотрены принципы организации контроля затрат по данным управленческого учета, классификация затрат в целях контроля и регулирования. Также будет раскрыт вопрос учета и отчетности по центрам ответственности на предприятиях. Будет раскрыта суть анализа отклонений фактических издержек от нормативных (плановых) величин как средства контроля затрат.
В
практической части работы представлено
решение предложенной задачи по составлению
калькуляции на услуги, предоставляемые
ООО «Городской налоговой консультации»
по вопросам налогообложения, регистрации
и лицензированию деятельности; составлению
бухгалтерских проводок и схем учетных
записей, отражающих хозяйственные операции.
Также даны рекомендации по организации
в ООО АВС-метода учета затрат и калькулирования.
В современных условиях контрольный аспект бухгалтерского учета выдвигается на первый план, все более приобретая не государственный характер, а внутреннюю направленность, связанную с поиском и мобилизацией резервов повышения эффективности производства. Учет, не используемый для контроля, бесцелен, а контроль, не основанный на данных документального учета, беспредметен. Система управленческого контроля, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, позволяет руководителям всех уровней реализовывать одну из своих управленческих функций – функцию контроля за выполнением принятых решений.
Основная задача управленческого контроля состоит в обеспечении согласованности поставленных задач, когда интересы каждого отдельно взятого сотрудника совпадают с интересами всей организации. Для реализации этой цели менеджеры должны надлежащим образом распределить обязанности своих подчиненных и разработать соответствующие критерии оценки их деятельности на основе данных сегментарного учета и отчетности.
Управленческий контроль включает ряд правил и процедур, используемых менеджерами для измерения результатов деятельности центров ответственности и определения того, соответствуют ли полученные результаты запланированным показателям, а если нет – для разработки корректировочных мер. Другими словами, речь идет о контроле и регулировании доходов и расходов по отдельным структурным подразделениям (или продуктам) на основе экономического анализа планов и фактических данных сегментарного учета.
Первым шагом на пути формирования в организации системы управленческого контроля является сегментарное планирование – разработка смет (бюджетов) для структурных подразделений. В отсутствии обоснованного плана процесс контроля невозможен. Иначе говоря, сегментарное планирование является одной из составляющих системы информационного обеспечения управленческого контроля. В качестве других составляющих выступают сегментарный учет и сегментарная отчетность.
Информационное обеспечение – это сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов.
Стремясь повысить точность измерения затрат на предприятии, нельзя делать ставку только на совершенствовании «бумажного» учета. Такой подход может привести к росту ошибок в учете вследствие увеличения документов оборота, а соответственно и численности персонала, занятого его обслуживанием. Учет и контроль затрат всех видов ресурсов необходимо строить на основе инженерного обеспечения, то есть данных технических средств. Между тем из-за отсутствия счетчиков, расходомеров и подобных им устройств объем израсходованных ресурсов зачастую определяет приближенно. Например, учет расходования электроэнергии, тепла, воды, сжатого воздуха и других энергоресурсов ведется, как правило, в целом по предприятию (или по цеху), а на уровне участков не организован, что затрудняет экономное использование энергоносителей. Ссылки на техническую невозможность установки средств учета энергоресурсов и отсутствие таких средств обычно необоснованны.
Учет при помощи технических средств и приборов должен производиться с момента поступления материальных ресурсов на предприятие. Подмена инженерного подхода «бумажным» операциям приводит к тому, что по документам на предприятии числится одно количество металла, топлива, химреактивов, электротехнической и другой продукции, а фактически наличествует другое. Проверить натуральные остатки непросто, а порой и невозможно. В то же время введение таких элементарных процедур, как, например, взвешивание поступающего металла, позволяет избежать недопоставки и точно определить затраты на реально поступившее количество.
Учет и контроль за движением в производстве сырья, материалов, комплектующих изделий, внутрипроизводственных полуфабрикатов также должны обеспечиваться не столько ведением оперативной и бухгалтерской отчетности, сколько применением инженерных средств: счетчиков, мерно тары, приборов, систем контроля и тому подобное.
Эффективность работы оборудования по производительности и мощности лучше всего учитывать на основании показаний специальных приборов и установок. Так, установка учета работы оборудования позволяет четко фиксировать время его работы, остановки и простои, обусловленные различными причинами: отсутствием материалов, инструментов, технологической оснастки, отлучкой мастера, отсутствием крана и транспортных средств для перемещения заготовок и готовой продукции, тары; поломкой станка и так далее. Код, присвоенный причине простоя станка, вводит рабочий с пульта, установленного на каждом станке. Если станок стоит, а рабочий не ввел код, то установка фиксирует простой станка по вине рабочего. Подобные средства, помогающие определить не только время простоя оборудования по отдельным причинам, но и виновных в простое, обеспечивают снижение затрат на эксплуатацию оборудования.
Использование трудовых ресурсов также целесообразно учитывать и контролировать с использованием технических средств. Контроль за своевременной явкой рабочих и служащих на работу и уходом с нее может быть организован за счет введения карточной (с применением контрольных часов) или жетонной (с применением жетонов или марок, содержащих табельный номер работника) либо с помощью различных контрольно-пропускных устройств.
Рациональным
следует считать такой объем
использования технических
Классификация
затрат в целях контроля и регулирования
предусматривает следующие
Учет
затрат по центрам ответственности
основан на установлении взаимосвязи
затрат и доходов с действиями
конкретных лиц, ответственных за расходование
соответствующих средств и
Организационную структуру современного предприятия можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных линиями ответственности. Бухгалтерская система, которая в рамках такой структуры обеспечивает отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позволяет оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц и конкретных менеджеров, называется учетом по центрам ответственности.
Таким
образом, «центр ответственности –
структурное подразделение (или
группа подразделений), осуществляющее
определенный набор хозяйственных
операций, способное оказывать
По принципу возможности и целесообразности центры ответственности подразделяются на виды:
Для организации контроля затрат по каждому центру затрат важное значение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для этого на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный аналитический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат).
Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании первичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвенные расходы по центрам делят на два вида:
Система учета по центрам ответственности может быть эффективным средством управления затратами и прибылью, если будут обеспечены: