Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:45, контрольная работа
Актуальность данной работы подтверждается тем, что лидер является неотъемлемой частью формальных и неформальных организаций.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Руководитель и лидер. Социальная роль лидера в организации……….4
2. Задание прикладного характера………………………………………….12
3. Тесты………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра менеджмента
Факультет: Менеджмента и Маркетинга
Специальность: Менеджер организации
(направление)
КОНРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОРГНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ВАРИАНТ № 15
Выполнил:
Студент: Пенькова К. В.
Курс: 4
Владимир – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
«Лидерство – это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», – говорил Д. Эйзенхауэр, президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент – это искусство добиваться необходимого, а лидерство – искусство определять, чего необходимо добиться», – утверждал П. Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Р. Перо: «Людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».
Лидерство – это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидеры создают для последователей притягательную картину будущего, обращаясь к человеческим потребностям более высокого порядка. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением. Результатом лидерства становится неординарное поведение последователей, устойчиво добивающихся результатов, значительно превышающих средние.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что лидер является неотъемлемой частью формальных и неформальных организаций.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы
руководства и лидерства в организации
на данный момент стоят довольно остро,
и поэтому большое значение имеет изучение
феноменов руководства и лидерства.
Лидерство рассматривается в первую очередь как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидерство может быть формальным (процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности) или неформальным (процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов).
Идеальным является сбалансированное и гармоничное сочетание всех основ лидерства.
Лидер (от англ. Leader – ведущий руководитель) – лицо (группа лиц), которое может оказывать реальное влияние на поведение работников. Основная роль лидера состоит в оказании направленного воздействия на других лиц, цель которого – побуждение их к движению к определенным целям. По выражению Дж. Хейдера, «лидер помогает другим найти их собственный успех».
Понятие «менеджер» и «лидер» не совпадают. Формальный руководитель - не всегда лидер, а эффективный лидер – не всегда одновременно и эффективный управляющий. Различия между ними представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Руководитель | Лидер |
Назначается официально | Выдвигается неофициально |
Даны права и полномочия законом | Не обладает правами и полномочиями |
Выполняет несколько социальных ролей | Деятельность ограничивается рамками внутригрупповых отношений |
Несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты | Не несет ответственности перед законом за работу группы и все, что в ней происходит |
Руководство имеет организационную природу | Лидерство имеет психологическую природу |
Для эффективного руководства менеджер должен обладать лидерским влиянием. По результатам изучения ролей менеджера и лидера выведено знаменитое правило: «Менеджер все делает правильно, а лидер делает правильные вещи».
Определяющими чертами при оценке лидера и его поддержке группой являются: энергичность, решительность, настойчивость, целеустремленность, энтузиазм, честолюбие, способность и знания, справедливость, коммуникабельность, уверенность в себе и др.
Качества, чаще всего присущие лидерам, названы в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Качества | Характеристика |
Физиологические | Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность |
Психологические | Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество |
Интеллектуальные | Высокий уровень интеллекта (ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора) |
Деловые | Организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, рисковость, настойчивость, целеустремленность |
Личностные | Доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, коммуникабельность, справедливость |
Личность лидера имеет многоролевую структуру: вожак, эксперт, педагог, наставник, коммуникатор, арбитр, посредник и др. Наиболее важные функции лидера: определение целей и средств их достижения, координация действий членов группы, планирование их совместной работы, поощрение и наказание, предоставление информации, осуществление контроля, контакты с внешним окружением и др.
Социальная роль лидера в организации. Проблеме лидерства посвящено значительное количество отечественных и зарубежных исследований. Различные подходы к этой проблеме могут быть условно разделены на следующие основные группы:
Теории личностных качеств лидера. Наиболее известные ранние теории лидерства были сконцентрированы на личностных качествах и характеристиках, отличающих лидера от того, кто им не является. Было выявлено свыше 80 таких характеристик. Наиболее общие из них: честолюбие; энергичность; желание веси за собой других; честность и прямота; уверенность в себе; наличие способностей и знаний. Отличие лидера (современные подходы):
Теории личностных качеств
Поведенческие теории лидерства. Поведенческие теории лидерства способствуют усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам управления.
Несмотря на многообразие
Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к следующему: поведение, ориентированное на успешнее решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплины и невысокой текучестью кадров по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы обучить его навыкам успешного управления людьми.
Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. В начале 1960-х гг. большое признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации.
Ф. Фидлер, изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать различные стили управления (в зависимости от конкретной ситуации). В одних случаях приоритеты должны быть отданы решению производственных задач (например, техническому обеспечению производства), а в других – взаимоотношениям в коллективе, мотивации его членов, групповому принятию решений. Фидлер определил также три группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
В соответствии с этим Фидлер
предложил два основных
Широкое практическое