Организационое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы подтверждается тем, что лидер является неотъемлемой частью формальных и неформальных организаций.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Руководитель и лидер. Социальная роль лидера в организации……….4
2. Задание прикладного характера………………………………………….12
3. Тесты………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

организационное поведение.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

 Факультет: Менеджмента и Маркетинга

Специальность: Менеджер организации

(направление) 
 
 

КОНРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «ОРГНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ВАРИАНТ № 15

      
     
     
     
     

                     Выполнил:

                                            Студент: Пенькова К. В.

                Курс: 4 

                                                                    Личное дело № 07ММБ01255

                                                          Преподаватель: Шувалова О. В.

                           
                     

Владимир  – 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Руководитель и лидер. Социальная роль лидера в организации……….4
  2. Задание прикладного характера………………………………………….12
  3. Тесты………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            «Лидерство – это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», – говорил Д. Эйзенхауэр, президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент – это искусство добиваться необходимого, а лидерство – искусство определять, чего необходимо добиться», – утверждал П. Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Р. Перо: «Людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».

       Лидерство – это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидеры создают для последователей притягательную картину будущего, обращаясь к человеческим потребностям более высокого порядка. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением. Результатом лидерства становится неординарное поведение последователей, устойчиво добивающихся результатов, значительно превышающих средние.

       Актуальность  данной работы подтверждается тем, что лидер является неотъемлемой частью формальных и неформальных организаций.

 Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

        Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

        Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства. 
 

  1. Руководитель  и лидер. Социальная роль лидера в организации

       Лидерство рассматривается в первую очередь  как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидерство может быть формальным (процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности) или неформальным (процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов).

Идеальным является сбалансированное и гармоничное  сочетание всех основ лидерства.

            Лидер (от англ. Leader – ведущий руководитель) – лицо (группа лиц), которое может оказывать реальное влияние на поведение работников. Основная роль лидера состоит в оказании направленного воздействия на других лиц, цель которого – побуждение их к движению к определенным целям. По выражению Дж. Хейдера, «лидер помогает другим найти их собственный успех».

            Понятие «менеджер» и «лидер» не совпадают. Формальный руководитель  - не всегда лидер, а эффективный лидер – не всегда одновременно и эффективный управляющий. Различия между ними представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Руководитель Лидер
Назначается официально Выдвигается неофициально
Даны  права и полномочия законом Не обладает правами и полномочиями
Выполняет несколько социальных ролей  Деятельность  ограничивается рамками внутригрупповых  отношений
Несет перед законом ответственность  за деятельность группы и ее результаты Не несет ответственности перед законом за работу группы и все, что в ней происходит
Руководство имеет организационную природу Лидерство имеет  психологическую природу

         Для эффективного руководства менеджер должен обладать лидерским влиянием. По результатам изучения ролей менеджера и лидера выведено знаменитое правило: «Менеджер все делает правильно, а лидер делает правильные вещи».

            Определяющими чертами при оценке лидера и его поддержке группой являются: энергичность, решительность, настойчивость, целеустремленность, энтузиазм, честолюбие, способность и знания, справедливость, коммуникабельность, уверенность в себе и др.

Качества, чаще всего присущие лидерам, названы  в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Качества Характеристика
Физиологические Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность
Психологические Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество
Интеллектуальные Высокий уровень  интеллекта (ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и  быстрота мышления, образованность, чувство  юмора)
Деловые Организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, рисковость, настойчивость, целеустремленность
Личностные  Доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, коммуникабельность, справедливость
 

Личность лидера имеет многоролевую структуру: вожак, эксперт, педагог, наставник, коммуникатор, арбитр, посредник и др. Наиболее важные функции лидера: определение целей и средств их достижения, координация действий членов группы, планирование их совместной работы, поощрение и наказание, предоставление информации, осуществление контроля, контакты с внешним окружением и др.

            Социальная роль лидера в организации. Проблеме лидерства посвящено значительное количество отечественных и зарубежных исследований. Различные подходы к этой проблеме могут быть условно разделены на следующие основные группы:

  • Теории личностных качеств лидера;
  • Поведенческие теории лидерства;
  • Теории лидерства, основанные на ситуационно подходе;
  • Теории харизматических качеств лидеров.

            Теории личностных качеств лидера. Наиболее известные ранние теории лидерства были сконцентрированы на личностных качествах и характеристиках, отличающих лидера от того, кто им не является. Было выявлено свыше 80 таких характеристик. Наиболее общие из них: честолюбие; энергичность; желание веси за собой других; честность и прямота; уверенность в себе; наличие способностей и знаний.                       Отличие лидера (современные подходы):

    • Эмоциональная культура;
    • Гибкость;
    • Умение чувствовать ситуацию.

            Теории личностных качеств применялись  на практике в работе с персоналом. При этом главный вывод состоял  в следующем: если для того, чтобы успешно вести за собой  людей, лидер должен обладать  определенными качествами, то следует,  используя методы отбора, найти такого человека, который успешно справился бы с выполнением этой роли. Тем самым была подведена научная база под осуществление процессов отбора (например, тестирование руководителей) и продвижение руководящих кадров.

            Поведенческие теории лидерства. Поведенческие теории лидерства способствуют усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам управления.

            Несмотря на многообразие теории, относящихся к этой группе, все они определяют поведение лидера на основе двух ключевых характеристик:

  • Поведение, ориентированное главным образом на создание удовлетворенности трудом у подчиненных (интерес к потребностям работников, уважение к их идеям, делегирование полномочий нижестоящим работникам, забота о их продвижении);
  • Поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой (при этом зачастую недооценивается необходимость развития подчиненных, игнорируются их интересы и потребности).

            Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к следующему: поведение, ориентированное на успешнее решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплины и невысокой текучестью кадров по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы обучить его навыкам успешного управления людьми.

            Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. В начале 1960-х гг. большое признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации.

            Ф. Фидлер, изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать различные стили управления (в зависимости от конкретной ситуации). В одних случаях приоритеты должны быть отданы решению производственных задач (например, техническому обеспечению производства), а в других – взаимоотношениям в коллективе, мотивации его членов, групповому принятию решений. Фидлер определил также три группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:

    • Взаимоотношения руководителя с подчиненным (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);
    • Характер регламентации труда;
    • Возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

            В соответствии с этим Фидлер  предложил два основных направления  повышения эффективности руководящей деятельности: а) приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, стимулирования и замены одного лидера другим); б) изменить ситуацию (например, наделить руководителя дополнительными полномочиями по стимулированию работников и их продвижению).

            Широкое практическое применение  получила также теория выбора  лидером эффективного стиля управления  в зависимости от его подчиненных  – их способностей и желания успешно выполнять поставленные перед ними задачи. При этом может быть выделено четыре основных стиля управления:

  • Основанный главным образом на директивах и указаниях;
  • Сочетающий директивные методы управления с различными формами участия подчиненных в принятии решений, их самостоятельностью и ответственностью;
  • Основанный на демократических методах управления (обсуждение и групповое принятии решений, участие подчиненных в оценке работы всех членов коллектива, в том числе руководителя);
  • Делегирование полномочий (практически полное отсутствие указаний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).

Информация о работе Организационое поведение