Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:27, реферат
Текущие активы отеля включают денежные средства, краткосрочные инвестиции и дебиторскую задолженность. К долгосрочным активам относятся здание отеля, мебель и предметы интерьера, оборудование и нематериальные активы. В балансовом отчете основные группы активов приводятся в порядке убывающей ликвидности – от денежных средств до нематериальных активов отеля. К обязательствам отеля относятся текущие пассивы –
Система финансовых отчетов гостиничного предприятия
Консолидированный отчет гостиничного предприятия состоит из трех финансовых документов: балансового отчета, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
1. Балансовый отчет (бухгалтерский баланс) – состояние или сумма активов отеля, а также источников их формирования на определенную дату.
Текущие активы отеля включают денежные средства, краткосрочные инвестиции и дебиторскую задолженность. К долгосрочным активам относятся здание отеля, мебель и предметы интерьера, оборудование и нематериальные активы. В балансовом отчете основные группы активов приводятся в порядке убывающей ликвидности – от денежных средств до нематериальных активов отеля. К обязательствам отеля относятся текущие пассивы – счета и векселя к оплате, накопленные издержки, налоги, затем идут долговые обязательства – плата за управление и долгосрочные долги и, наконец, собственный капитал акционеров. Собственный капитал состоит из акций, дополнительного оплаченного капитала и нераспределенной прибыли. В бухгалтерском балансе могут быть представлены не все активы и пассивы, а только те, которые поддаются измерению и сравнительно легко оцениваемы. Некоторые разделы вообще не представлены в форме бухгалтерского баланса, например совокупные корректировки на пересчет иностранных валют. Однако отелям, включающим иностранные операции в отчеты путем пересчета по текущим обменным курсам, следует добавлять этот раздел для учета последствий таких пересчетов.
При чтении бухгалтерского баланса следует обратить внимание на следующие основные позиции:
Платежеспособность отеля, т.е. его способность вовремя погашать свои обязательства. Для этого сумма его активов должна превышать сумму пассивов.
Ликвидность активов отеля, т.е. способность их трансформации в денежные средства для погашения срочных обязательств. Для этого отношение текущих активов к текущим пассивам должно быть больше единицы.
Структура активов отеля – чрезмерная концентрация средств в каких-либо группах активов, например в денежных средствах – говорит о боязни риска или об отсутствии привлекательных инвестиционных возможностей. Нужно также внимательно относиться к концентрации средств в активах, не имеющих отношение к деятельности отеля.
Структура финансирования гостиничной компании. Отсутствие кредитов или, наоборот, чрезмерно большие их суммы должны вызывать соответствующие вопросы к политике менеджмента отеля и расстановке приоритетов в управлении.
2. Отчет о прибылях и убытках – это измерение движения деловых операций за определенный период, выражаемое в конечной величине прибыли или убытка отеля. Отчет о прибылях и убытках является наряду с балансовым отчетом основополагающим для понимания финансового здоровья отеля. Основное различие между ними состоит в том, что баланс фиксирует состояние финансов компании на определенную дату (обычно конец периода), тогда как отчет о прибылях и убытках демонстрирует ее операционные результаты за весь период. В отличие от баланса показатели отчета о прибылях и убытках отсчитываются с нуля в начале каждого нового периода. Кроме того, если форма бухгалтерского баланса более-менее стандартизирована и используется в основе своей на всех предприятиях гостиничной индустрии, то отчеты о прибылях и убытках могут составляться по-разному в курортных и городских, сетевых и независимых, малых и больших отелях. Тем не менее основной принцип сохраняется для большинства отелей: в связи с высокой департаментализацией операций и процедур обслуживания в гостиничном бизнесе, отчет о прибылях и убытках должен демонстрировать структуру доходов и расходов каждого доходообразующего центра гостиницы в отдельности. В отчете отражаются продажи услуг и товаров отеля, а также расходы за этот же период, причем эти показатели связаны между собой следующей формулой, свидетельствующей о прибыльности или убыточности департамента (центра прибыли) в отчетный период:
При составлении отчета о прибылях и убытках в отеле важно, чтобы выполнялся принцип соответствия затрат доходам: эти показатели должны отражаться вместе для каждого доходообразующего департамента отдельно. Подобный подход дает возможность оценивать эффективность работы каждого центра прибыли отеля.
3. В отчете о движении денежных
средств приводятся результаты
изменений в денежных средствах
и временных денежных инвестициях за тот
же период времени, который охвачен отчетом
о прибылях и убытках. Изменения в денежных
средствах классифицируются как полученные
от трех видов деятельности: основной,
инвестиционной и финансовой.
Денежный поток от основной деятельности – это сумма средств, полученных от операций гостиничного предприятия (управление номерным фондом, ресторанами и барами, оздоровительным центром и т.п.). Он включает денежные средства, полученные от клиентов и партнеров; денежные средства, выплаченные работникам отеля, поставщикам; уплаченные налоги в бюджет, а также прочие платежи и поступления от основной деятельности.
Денежный поток от инвестиционной деятельности представляет собой изменения в денежных средствах, связанных со сделками по активам компании, которые не затрагивают операционную деятельность отеля. Сюда включаются приобретение и реализация имущества предприятия, а также покупка и продажа текущих и долгосрочных инвестиций.
Денежный поток от финансовой деятельности представляет собой изменения в денежных средствах, связанных со сделками по пассивам и собственному капиталу компании, которые не затрагивают основную деятельность отеля. Сюда относят получение и выплату заемных средств, эмиссию и выкуп акций, выплату дивидендов.
Финансовая диагностика
Финансовые отчеты, формируемые гостиничными предприятиями, содержат значительные объемы информации. Тщательный анализ этой информации – не простое прочтение отчетных показателей и фактов. Пользователи финансовых отчетов (менеджеры отеля, собственники, инвесторы и кредиторы) должны быть способны истолковывать данные отчетов таким образом, чтобы получить информацию, которая освещала бы различные аспекты финансового положения отеля или гостиничной компании. В диагностике предприятия существуют два основных объекта анализа – результаты деятельности отеля и его состояние на текущий момент времени, а также основные бизнес-процессы. При этом проведение финансового анализа в гостиничном бизнесе может преследовать следующие цели:
определение перспектив развития гостиничного предприятия;
оценка целесообразности выдачи кредита под проект;
предотвращение сложившейся
согласование решений в
принятие решения управляющей
гостиничной компанией о
оценка инвестиционной привлекательности отеля при его продаже, смене собственника и т.п.
Финансовый анализ позволяет оценить кредитоспособность отеля, его текущую и перспективную финансовую устойчивость, ликвидность, платежеспособность, эффективность деятельности, использования основных и оборотных фондов. Финансовый анализ состоит из трех блоков: экспресс-анализ, аналитические расчеты, анализ финансовых коэффициентов.
1. Экспресс-анализ является первым, но не основным шагом финансового анализа. Суть этого шага раскрывается в получении обобщающих данных из отчетов – баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Экспресс-анализ направлен на:
проверку общих взаимосвязей, присущих балансу: равенство активов баланса его пассивам, превышение собственных средств суммы основных средств и капитальных вложений, превышение оборотных средств суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств;
выявление «больных статей» в отчетности (убытки, кредиты и займы, непогашенные в срок; дебиторская задолженность, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности, выданные просроченные векселя), которые свидетельствуют о неплатежеспособности гостиничной компании;
оценку результативности использования финансовых ресурсов (например, соотношение процента прироста выручки за отчетный период и процента прироста итога баланса);
чтение баланса, отбор небольшого числа показателей, наиболее существенных, но не сложных для подсчета, и постоянное отслеживание их динамики. Перечень таких показателей субъективен и производится аналитиком, это могут быть показатели оценки имущественного, финансового положения, прибыльности и т.д.
2. Вертикальный и горизонтальный анализ или аналитические расчеты проводятся с целью более подробной характеристики имущественного и финансового положения отеля, результатов его деятельности за отчетный период. При этом в горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.
3. Анализ финансовых коэффициентов (ratio analyses) сравнивает взаимосвязанные факты, отраженные в финансовых отчетах. Любой коэффициент представляет математическое выражение какого-либо отношения между двумя показателями. Однако все коэффициенты являются лишь индикаторами, которые могут быть полезны только в сравнении с определенными критериями. Подобными критериями, с которыми нужно сравнивать результаты анализа, являются:
соответствующий коэффициент, рассчитанный за предыдущий период;
средние показатели других отелей и гостиничных компаний на рынке;
запланированные (бюджетные) целевые показатели.
В случае, когда коэффициенты существенно отличаются от прошлых периодов, среднеотраслевых показателей или бюджетных цифр, они указывают на наличие проблем. Далее, однако, требуется проведение более детального анализа для выявления необходимых корректирующих воздействий.
Анализ ликвидности измеряет
способность того или иного предприятия
выполнять его текущие
Анализ показателей рыночной устойчивости – коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент независимости в части формирования запасов.
Показатели рентабельности
отражают общую эффективность
Показатели деловой активности измеряют эффективность использования ресурсов отеля с целью извлечения доходов для собственников. К этой группе показателей относятся коэффициент общей оборачиваемости капитала, коэффициент мобильных средств, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Операционные коэффициенты специфичны для гостиничного бизнеса и рассчитываются на регулярной основе (как правило, ежедневно):
· заполняемость номерного фонда рассчитывается как отношение числа занятых номеров отеля к общему числу единиц номерного фонда и выражается в процентах;
· средняя цена за номер (Average daily room Rate, AR) – общая выручка номерного фонда за прошедшие гостиничные сутки, разделенная на число проданных комнато-ночей
· средний доход на номер (Revenue per available room, RevPar) – доход, приходящийся на один номер в отеле из общего их числа (математически равно ADR, умноженную на Загрузку отеля);
· средний чек за питание (Average Check) раскрывает среднюю сумму чека на один прием пищи в ресторанах и барах отеля и рассчитывается путем деления общей выручки службы питания отеля на количество обслуженных клиентов;
- Occupancy - Загрузка, занятость или заполняемость гостиницы
- GOP (gross operating profit )- валовая операционная прибыль гостиницы.
- GOPPAR (Gross operating profit per available room) - валовая операционная прибыль на один номер, определяется как валовая операционная прибыль (GOP) на один доступный номер в день, где GOP равна общей выручке, уменьшенной на прямые расходы операционных департаментов и на нераспределенные расходы.
- KPI (Key Performance Indicator) — Ключевые
показатели эффективности - ограниченный
набор объективно измеримых параметров,
позволяющий оценить результативность
работы. В зависимости от стратегии компании
различают разные KPI. В основном их применяют
для определения эффективности работы
административно-
- показатель EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation
and Amortization) — Валовая прибыль до вычета
процентов, налогов и амортизационных
отчислений.
· доля затрат на питание сравнивает себестоимость реализованного питания с выручкой ресторанов и баров и часто используется для определения обоснованности затрат на питание;
· доля затрат на оплату труда; самой крупной статьей расхода для большинства гостиничных предприятий является оплата труда, которая включает общий фонд заработной платы и сопутствующие расходы; в целях контроля рекомендуется рассчитывать этот показатель для каждого департамента и эксплуатационного участка
Как правило, успешность любого коммерческого проекта определяется доходностью на вложенный капитал (инвестиции) и, соответственно, сроком окупаемости данного проекта. Те же показатели применяются и в гостиничном бизнесе.
Успешность управления действующей гостиницей демонстрируют несколько финансовых и оперативных показателей, по которым оценивается успешность, эффективность гостиничного бизнеса, его жизнеспособность.
Прежде всего, это, конечно,
средняя загрузка номерного
Другим важным показателем является размер т. н. «операционной маржи» — соотношение операционной прибыли (GOP — Gross Operating Profit) к общим продажам. Данный показатель учитывает соотношение расходов гостиницы к ее общим продажам. Для России приемлемым уровнем является показатель в 40-45% (в Европе, например, данный показатель составляет 30-35% вследствие более высоких расходов на персонал).