Оособенности постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии.
Основой для проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, периодическая литература.

Работа содержит 1 файл

1окончательно.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

  Основной  недостаток данной формы учета –  ее трудоемкость, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей.

  От  значительной части недостатков, присущих и журнально-ордерной, и мемориально-ордерной форме учета, свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования вычислительной техники. В общем виде данной форме учета свойственна такая последовательность обработки информации: машинный носитель информации – ЭВМ – машинограммы выходной информации.

  Один  из вариантов автоматизированной формы  бухгалтерского учета представлен на рис. 4.

Рис. 4. Автоматизированная форма учета

  Применение  машинно ориентированных форм учета  обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую  точность учетных данных; оперативность  данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку используют одни и те же носители информации.

  В настоящее время основная часть коммерческих организаций ведет учет с использованием персональных компьютеров на основе различных пакетов прикладных программ или собственных программ.

  Предприятиям  малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров – Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

  Книга учета фактов хозяйственной деятельности (Журнал-Главная) заполняется либо непосредственно  по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (образец  этой книги представлен в табл. 3).

Таблица 3

Книга «Журнал-Главная»

за ____________________200__г.

(тыс.  руб.)

  В этом регистре отражаются хозяйственные  средства организации, их кругооборот  и результаты (прибыль и убытки). При этом каждую операцию по ходу движения средств записывают по дебету счета (при поступлении средств) и по кредиту счета (при их выбытии). Движение доходов (прибыли) с момента выявления последних отражается в противоположном направлении с дебета одного счета (при списании прибыли) на кредит другого счета (при ее поступлении) (дебет счета 90, кредит счета 99).

  В этой книге каждая сумма отражается в колонках трижды «Сумма оборота», по дебету одного счета и кредиту  другого счета. Поэтому итоговая сумма оборота всегда равняется  сумме дебетовых оборотов и сумме  кредитовых оборотов всех счетов, что позволяет проконтролировать движение средств.

  В настоящее время организациям предоставлено  право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации. Решение о выборе соответствующей формы бухгалтерского учета принимает руководитель организации. Применяемая организацией форма бухгалтерского учета указывается в учетной политике организации.

   После обработки документов необходимо обеспечить их сохранность и последующую передачу в архив.

   Законодательство  обязывает организацию принимать  меры к хранению документов, которые образуются в ее деятельности (п. 1 ст. 17 Закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ). В законах об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью приведен перечень документов, которые нужно хранить обязательно (ст. 89 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 50 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). К ним, в частности, относятся бухгалтерские документы организации: первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность. Кроме того, обязанность организации хранить бухгалтерские документы предусмотрена в статье 17 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Общества с ограниченной ответственностью обязаны включать положения о порядке хранения документов в свои уставы (п. 2 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Акционерные общества хранят документы в порядке, установленном в постановлении ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс.

   6.4.Инвентаризация.

   В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию имущества, денежных средств, средств в расчетах и обязательств.

  Инвентаризацияэто проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основные цели инвентаризации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

  Инвентаризация  относится к способам ведения  бухгалтерского учета, и порядок  проведения инвентаризации является одним  из приложений к учетной политике.

     При инвентаризации решаются следующие задачи:

- выявляется  фактическое наличие объектов  длительного пользования, финансовых вложений, материально - производственных запасов, незавершенного производства и денежных средств в целях обеспечения их сохранности;

- определяется  фактическое количество использованных на производство материально - производственных ресурсов;

- выявляется  наличие товарно-материальных ценностей,  частично потерявших свое первоначальное  качество, не отвечающих стандартам  качества, техническим условиям и т.п.;

- появляется  возможность оценить товарно - материальные ресурсы с учетом их рыночной стоимости и физического состояния;

- проверяется  соблюдение правил и условий  хранения материальных ценностей,  ценных бумаг и денежных средств,  а также правил содержания  и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов.

Выделяют  различные виды инвентаризации:

  1. Полная инвентаризация охватывает все без исключения средства хозяйства.
  2. Частичная инвентаризация охватывает отдельные виды средств и расчетов.
  3. Плановые инвентаризации (периодические) проводятся согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки.
  4. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителя предприятия, следственных или других контролирующих органов в случаях необходимости.
  5. Перманентные инвентаризации проводятся постоянно действующей инвентаризационной комиссией периодически. При этом подвергаются проверке отдельные виды товарно-материальных ценностей в натуре, в период когда их остаток является минимальным.

   Количество  инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризаций обязательно.

  Если по графику инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация не проводится. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

   Инвентаризации  проводятся в обязательном порядке:

  • при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
  • при выкупе, передаче, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период наименьших остатков;
  • при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • при установлении фактов краж, ограблений немедленно при установлении таких фактов;
  • после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) – немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;
  • при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.

        Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.), а иногда и представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

  По  результатам инвентаризации оформляются  инвентаризационные описи материальных ценностей, акты инвентаризации денежных средств, сличительные ведомости. Заполнение документов инвентаризации, так же как и порядок ее проведения должны осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства.

6.5.Бухгалтерская  отчетность.

   Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

   Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и  аналитического учета бухгалтерскую  отчетность. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (с учетом указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003г. №67н ), бухгалтерская отчетность состоит из:

  • Бухгалтерского баланса (форма №1),
  • Отчета о прибылях и убытках (форма №2),
  • Отчета об изменениях капитала (форма №3),
  • Отчета о движении денежных средств (форма №4),
  • Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5),
  • Отчет о целевом использовании средств (форма №6)
  • пояснительной записки,
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

   В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности, также  может быть включено в состав бухгалтерской  отчетности.

   Некоммерческие  организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.

   Некоммерческим  организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

   Общественными организациями, не осуществляющими  предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров, в составе бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительная записка.

Информация о работе Оособенности постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии