Оособенности постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии.
Основой для проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, периодическая литература.

Работа содержит 1 файл

1окончательно.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

1.Введение.

     В экономике любой социально-экономической  системы возникают и функционируют  различные хозяйствующие субъекты – предприятия и организации  всех форм собственности. Управление организацией осуществляется на основе информации, большая часть которой поставляется по данным бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики организация бухгалтерского учета и отчетности организаций должна обеспечивать удовлетворение информационных потребностей внутренних и внешних пользователей для целей принятия эффективных управленческих решений.

    Главным условием успешного функционирования предприятия является грамотная  организация бухгалтерского учета и дальнейшее профессиональное ведение бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета включает в себя множество операций, от качества и своевременности которых зависит правильность функционирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Организация бухгалтерского учета включает в себя разработку учетной политики, составление финансового плана деятельности, организацию учета первичных бухгалтерских документов, ведение бухгалтерского учета, своевременное формирование и сдача необходимой отчетности в контролирующие органы.

    Тема  курсовой работы, посвященная рассмотрению основ постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии, данная темя является актуальной.

    Целью курсовой работы является изучение особенностей постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии.

    Основой для проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, периодическая литература.  

2. Предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета.

     Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

       Организация бухгалтерского учета - это такое его построение, которое создаёт условия для полноценного контроля над деятельностью предприятия, для осуществления анализа хозяйственной деятельности с наименьшими затратами труда и времени и возможности своевременного и качественного составления расчетов и форм отчетности для всех пользователей информации.

     Рациональную  организацию бухгалтерского учета  обеспечивают:

     -учетная  политика;

     -рабочий  план счетов;

     -система  первичного учета и наличие  документооборота;

     -план  учетных работ;

     - распределение обязанностей бухгалтеров  и наличие должностных инструкций;

     - план инвентаризации имущества  и обязательств;

     - план составления и предоставления отчетности;

     - применение прогрессивных форм  бухгалтерского учета;

     - автоматизация учетно-вычислительного  процесса.

   Предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета являются:

  1. Изучение организации, законоположений, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности;
  2. Установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией;
  3. Определение характера и объема бухгалтерской информации;
  4. Рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.

     При изучении организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную  структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и обслуживающих производств предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и структуры производства, условий обеспечения сырьем и сбыта продукции позволит выбрать оптимальный перечень первичных учетных документов, разработать рациональный документооборот, определить сроки и количество инвентаризаций, составить рабочий план счетов, выбрать оптимальную форму бухгалтерского учета, определить объем и содержание внутренней и внешней бухгалтерской отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Правовое и методологическое обеспечение бухгалтерского учета в организации.

   Общее правовое и методологическое руководство  в сфере бухгалтерского учета  осуществляется Правительством Российской Федерации. Государственные органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные акты и методические указания обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

   Ведущее место в разработке нормативных  документов бухгалтерского учета занимает Министерство финансов Российской Федерации.

   Главным документом, на который следует опираться  при разработке бухгалтерского учета  в организации, является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

     В зависимости от назначения и статуса  нормативные документы целесообразно  представить в виде следующей системы:

   Таблица 1. Система регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие документы
I уровень - законодательный Федеральные законы,          кодексы, указы,                    постановления Федеральное собрание,    Правительство РФ,          Президент РФ
II уровень - нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство  финансов РФ, Центральный банк РФ
III уровень - методический Нормативные акты (иные, чем положения),                      методические указания Министерство  финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы
IV уровень – учетная политика организации Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) Организации,                          предприятия
 

     К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФЭ, постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» и др.

     Основным  актом первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. В нем определены основные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

     Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, а также закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в организациях.

     Второй  уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

     Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают  принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».

     Разработка  ПБУ осуществляется Минфином России в соответствии с «Планом внедрения  положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

     К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендации и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от её отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению.

     План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

     Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

     Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.

     Аналитические счета (счета III порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности данной организации в рыночной экономике.

     В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.

     Четвертый уровень системы занимают рабочие документы самого предприятия, определяющие особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

  1. Документ по учетной политике предприятия;
  2. Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  3. Графики документооборота;
  4. Утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  5. Утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

     В системе  нормативного регулирования  бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная  им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

     Формирует учетную политику предприятия главный  бухгалтер. При этом ин исходит из обязательного соблюдения допущений  и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. 

Информация о работе Оособенности постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии