Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа
Цель исследования является комплексный анализ действующего антимонопольного законодательства, иных нормативно-правовых актов и поиск путей совершенствования действующего законодательства, направленного на ограничение монополистической деятельности.
Введение……………………………………………………………………….5
Монополистическая деятельность………………………………………...7
Недобросовестная конкуренция…………………………………………..21
Задачи и полномочия федерального антимонопольного органа……….29
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…39
Заключение……………………………………………………………………42
Библиография…………………………………………………………
Государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.
Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.
Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
Ограничение монополистической деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль над экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Пресечение монополистической деятельности — собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль над исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом
не предусмотрены какие-либо ограничения
в отношении количества, структуры
и местоположения территориальных
органов федерального антимонопольного
органа, однако традиционной стала практика их
формирования в соответствии с административно-
Федеральный антимонопольный орган наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции18.
Функции
антимонопольного органа
1) обеспечивает
государственный контроль за
соблюдением антимонопольного
2) выявляет нарушения
антимонопольного
3) предупреждает
монополистическую
4) осуществляет
государственный контроль за
экономической концентрацией,
Полномочия антимонопольного органа
г) о совершении
действий, направленных на обеспечение
конкуренции;
4) направляет в федеральный орган исполнительной
власти по рынку ценных бумаг, Центральный
банк Российской Федерации предложения
о приведении в соответствие с антимонопольным
законодательством принятых ими актов
и (или) прекращении действий, в случае
если такие акты и (или) действия нарушают
антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение
антимонопольного законодательства коммерческие
организации и некоммерческие организации,
их должностных лиц, должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
иных осуществляющих функции указанных
органов органов или организаций, а также
должностных лиц государственных внебюджетных
фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей, в случаях и в порядке,
которые установлены законодательством
Российской Федерации;
6) обращается в арбитражный суд с исками,
заявлениями о нарушении антимонопольного
законодательства, в том числе с исками,
заявлениями:
а) о признании недействующими либо недействительными
полностью или частично противоречащих
антимонопольному законодательству, в
том числе создающих необоснованные препятствия
для осуществления предпринимательской
деятельности, нормативных правовых актов
или ненормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
иных осуществляющих функции указанных
органов или организаций, а также государственных
внебюджетных фондов, Центрального банка
Российской Федерации;
б) о признании
недействительными полностью
в) об обязательном заключении договора;
г) об изменении или о расторжении договора;
д) о ликвидации юридических лиц в случаях,
предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения антимонопольного
законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства
лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
и) о понуждении к исполнению решений и
предписаний антимонопольного органа;
7) участвует в рассмотрении судом или
арбитражным судом дел, связанных с применением
и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов
(за исключением финансовых организаций),
имеющих долю на рынке определенного товара
в размере более чем тридцать пять процентов
или занимающих доминирующее положение
на рынке определенного товара, если в
отношении такого рынка другими федеральными
законами в целях их применения установлены
случаи признания доминирующим положения
хозяйствующих субъектов (далее – реестр).
Порядок формирования и ведения реестра
устанавливается Правительством Российской
Федерации;
9) размещает на сайте антимонопольного
органа в сети «Интернет» решения и предписания,
затрагивающие интересы неопределенного
круга лиц;
10) устанавливает доминирующее положение
хозяйствующего субъекта при рассмотрении
дела о нарушении антимонопольного законодательства
и при осуществлении государственного
контроля за экономической концентрацией;
11) проводит проверку соблюдения антимонопольного
законодательства коммерческими организациями,
некоммерческими организациями, федеральными
органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
иными осуществляющими функции указанных
органов органами или организациями, а
также государственными внебюджетными
фондами, физическими лицами, получает
от них необходимые документы и информацию,
объяснения в письменной или устной форме,
в установленном законодательством Российской
Федерации порядке обращается в органы,
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, с просьбой о проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
12) осуществляет контроль за деятельностью
юридических лиц, обеспечивающих организацию
торговли на рынках определенных товаров,
например на рынке электрической энергии
(мощности), в условиях прекращения государственного
регулирования цен (тарифов) на такие товары;
13) осуществляет иные предусмотренные
настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации полномочия.
2. Наряду с указанными в части 1 настоящей
статьи полномочиями федеральный антимонопольный
орган осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает формы представления в антимонопольный
орган сведений при осуществлении сделок
и (или) действий, предусмотренных статьей
32 настоящего Федерального закона;
2) утверждает по согласованию с Центральным
банком Российской Федерации методику
определения необоснованно высокой и
необоснованно низкой цены услуги кредитной
организации и методику определения обоснованности
цены, установленной занимающей доминирующее
положение кредитной организацией, на
услугу, не оказываемую иными финансовыми
организациями;
3) утверждает порядок проведения анализа
состояния конкуренции в целях установления
доминирующего положения хозяйствующего
субъекта и выявления иных случаев недопущения,
ограничения или устранения конкуренции
(порядок проведения анализа состояния
конкуренции в целях установления доминирующего
положения кредитной организации утверждается
федеральным антимонопольным органом
по согласованию с Центральным банком
Российской Федерации);
4) издает нормативные правовые акты, предусмотренные
настоящим Федеральным законом;
5) дает разъяснения по вопросам применения
им антимонопольного законодательства;
6) дает в установленном порядке заключения
о последствиях воздействия специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мер, последствиях изменения ставок таможенных
пошлин на конкуренцию на товарном рынке
Российской Федерации;
7) вносит в лицензирующие органы предложения
об аннулировании, отзыве лицензий на
осуществление хозяйствующими субъектами,
нарушающими антимонопольное законодательство,
отдельных видов деятельности или о приостановлении
действия таких лицензий;
8) осуществляет сотрудничество с международными
организациями, государственными органами
иностранных государств, принимает участие
в разработке и реализации международных
договоров Российской Федерации, в работе
межправительственных или межведомственных
комиссий, координирующих международное
сотрудничество Российской Федерации,
в осуществлении международных программ
и проектов по вопросам защиты конкуренции;
9) обобщает и анализирует практику применения
антимонопольного законодательства, разрабатывает
рекомендации по его применению;
10) ежегодно представляет в Правительство
Российской Федерации доклад о состоянии
конкуренции в Российской Федерации и
размещает его на сайте антимонопольного
органа в сети «Интернет».19
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
• содействие формированию
рыночных отношений на основе развития
конкуренции и
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный
орган выполняет следующие
• направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
•дает рекомендации
федеральным органам
• разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
Информация о работе Ограничение монополистической деятельности