Ограничение монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является комплексный анализ действующего антимонопольного законодательства, иных нормативно-правовых актов и поиск путей совершенствования действующего законодательства, направленного на ограничение монополистической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Монополистическая деятельность………………………………………...7
Недобросовестная конкуренция…………………………………………..21
Задачи и полномочия федерального антимонопольного органа……….29
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…39
Заключение……………………………………………………………………42
Библиография…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Подчебутовой Алёны Станиславовны.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  СПО «Омский промышленно-экономический  колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

НА ТЕМУ: 

ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 
 
 
 
 
 

                      Выполнила:

                  Студентка группы БЮ-100

                  А.С. Подчебутова

                  Руководитель:

                  Преподаватель

                  В.А. Родионов 
                   

                    2011 
                     
                     
                     
                     
                     

                    СОДЕРЖАНИЕ 
                     
                     
                     

                    Введение……………………………………………………………………….5

  1. Монополистическая деятельность………………………………………...7
  2. Недобросовестная конкуренция…………………………………………..21
  3. Задачи и полномочия федерального антимонопольного органа……….29
  4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…39

Заключение……………………………………………………………………42

Библиография………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Переход Российской Федерации к рыночной экономике  заставляет по-новому взглянуть на основные правовые институты, обеспечивающие её эффективное функционирование и развитие, в том числе правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Все страны, включая Российскую Федерацию, заинтересованы в построении идеальной модели социально ориентировочной рыночной экономики, которая предполагает создание благоприятных условий  для развития конкурентной среды, равенства участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах поведения на рынках, недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственная возможность входа (выхода) на рынок. Один из важных элементов для достижения такого состояния рыночной экономики – наличие свободной конкуренции, правовая основа, создающая гарантии для существования конкуренции, - антимонопольное законодательство.

Объектом моего  исследования является общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской  деятельности между субъектами, деятельность которых подпадает под действие норм антимонопольного законодательства.

Предметом исследования выступает правовой механизм ограничения  конкуренции и пресечения монополистической  деятельности на товарных рынках Российской Федерации.

Цель исследования является комплексный анализ действующего антимонопольного законодательства, иных нормативно-правовых актов и поиск путей совершенствования действующего законодательства, направленного на ограничение монополистической деятельности.

Достижение этой цели требует решения задач:

  1. Комплексное исследование отношений, возникающих по поводу ограничения монополистической деятельности.
  2. Выявление пробелов правового регулирования отношений, являющегося предметом антимонопольного законодательства.
  3. Анализа системы мер, направленных на пресечение нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Изучение оснований ответственности за осуществление монополистической деятельности.

    В настоящее  время в Российской Федерации  происходят кардинальные изменения  экономических отношений. Основная цель этих преобразований – построение эффективной рыночной экономики, которая немыслима без конкуренции.

    Являясь базовым  механизмом рыночных отношений, конкуренция  заставляет предприятия соперничать  между собой и тем самым  способствует достижению наилучших социальных  и деловых результатов. Противоположность конкуренции – монополистическая деятельность.

    Вследствие  этого для эффективного существования  конкуренции необходимы правовые средства, выступающие в роли гаранта. Одним  из этих гарантов является Закон «О защите конкуренции», основная цель которого – обеспечение нормальных условий для функционирования товарных рынков, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 Монополистическая деятельность – противоречащая антимонопольному законодательству действия (бездействие) субъектов предпринимательства (хозяйствующих субъектов и финансовых организаций), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.1

    Данное определение  является общим для товарных и  финансовых рынков.

Противоправность  всякого правонарушения заключается  в нарушении норм объективного права  и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую  деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и  интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных  лиц – права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Указанным лицам  может быть причинен имущественный  вред в виде убытков (ст.15, 16 ГК РФ). В  частности, соглашение хозяйствующих  субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке более 35%, об устранении с рынка других хозяйствующих  субъектов в качестве продавцов определенного товара может причинить последним убытки в виде уже произведенных расходов и (или) неполученных доходов (прибыли).

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Зачастую они могут вообще отсутствовать. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Для установления и запрещения (пресечения) монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах (ч.3 ст.178 УК РФ).

Нарушая права  и законные интересы отдельных субъектов предпринимательства, а также потребителей (частные права и интересы), монополистическая деятельность наносит вред государству и обществу в целом. Он заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции, т.е. в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении одинаковых для всех субъектов предпринимательства правил ведения конкурентной борьбы.

Субъектами данного  правонарушения являются: предприниматели – хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Следует отметить, что ранее Закон о конкуренции  на товарных рынках относил к числу  лиц, осуществляющих монополистическую  деятельность, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц. В новой редакции этого Закона от 9 октября 2002 г. Указанные лица обоснованно исключены из числа субъектов данного правонарушения, поскольку совершаемые ими неправомерные действия (бездействие) по ограничению конкуренции по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Ведь данные лица не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и не рассматриваются в качестве субъектов монопольного (доминирующего) положения на рынке. Подобные неправомерные действия относятся к числу правонарушений, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности вообще.

В литературе высказывается  соображение, согласно которому данное правонарушение может совершаться  только в форме умышленной вины, поскольку в общем определении монополистической деятельности содержится указание на направленность действий (бездействия) правонарушителя на недопущение, ограничение или устранение конкуренции2. Данная позиция является весьма спорной, так как сам термин “направленные” еще не дает основания однозначно утверждать о совершении монополистической деятельности лишь в форме умысла. Например, навязывая контрагенту невыгодные условия договора или устанавливая монопольно высокую цену, предприниматель, занимающий доминирующее положение на рынке, преследует конкретную цель получить дополнительную прибыль за счет экономически более слабого контрагента. Несомненно, такие действия могут ограничивать или устранять конкуренцию на рынке, но доказать умысел правонарушителя в виде такой целенаправленности в этом случае весьма затруднительно. Поэтому признание только умышленной вины существенно ограничило бы круг преследуемых правонарушений в ущерб конкурентным отношениям на рынке. Таким образом, вина при совершении монополистической деятельности состоит в двух основных формах: умысла или неосторожности.

Виды монополистической  деятельности субъектов предпринимательства:

индивидуальное  поведение субъекта предпринимательства  в форме злоупотребления своим  доминирующим положением на рынке;

соглашения (согласованные  действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

Злоупотребление субъектом предпринимательства (группой  лиц) своим доминирующим положением на рынке3. Использование термина “злоупотребление” по отношению к рассматриваемым правонарушениям весьма условно. Несмотря на то что запрет злоупотребления доминирующим положением4 содержится в норме п.1 ст.10 ГК РФ, посвященной злоупотреблению правом, это не означает, что неправомерные действия, перечисленные в ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках, являются злоупотреблением правом.

Конкретные запреты  на осуществление монополистической  деятельности не следует относить к  злоупотреблению правом, поскольку занятие субъектом предпринимательства доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминировании, монополии), предполагающей соответствующий правовой режим (государственный контроль).

Ведь можно  сказать, что в принципе само по себе наличие доминирующего (монопольного) положения на рынке уже ограничивает конкуренцию и в этом смысле является нежелательным для конкурентных отношений. Однако государство не может вообще запретить предпринимателям занимать такое положение, поскольку в ряде случаев оно экономически неизбежно. В связи с этим конкретные запреты, налагаемые на лиц, занимающих доминирующее положение, не являются злоупотреблением правом, так как злоупотребление означает нарушение принципов, предусмотренных в общих нормах (например, запрет совершать действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам, а также действия, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если конкретные запреты не установлены специальными нормами).

Для квалификации данного правонарушения необходимы следующие специальные условия:

особое положение  субъекта предпринимательства (группы лиц) на рынке;

последствия противоправного  поведения.

Особое положение субъекта предпринимательства (группы лиц) состоит в обладании им доминирующим (монопольным) положением на рынке.

Общие последствия  монополистической деятельности конкретизированы применительно к рассматриваемому виду правонарушения. На товарных рынках запрету подлежат действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц5. На рынке финансовых услуг запрещаются действия финансовых организаций, затрудняющие доступ на рынок другим финансовым организациям и/или оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке.

Информация о работе Ограничение монополистической деятельности