Ограничение монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является комплексный анализ действующего антимонопольного законодательства, иных нормативно-правовых актов и поиск путей совершенствования действующего законодательства, направленного на ограничение монополистической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Монополистическая деятельность………………………………………...7
Недобросовестная конкуренция…………………………………………..21
Задачи и полномочия федерального антимонопольного органа……….29
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…39
Заключение……………………………………………………………………42
Библиография…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Подчебутовой Алёны Станиславовны.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Законодательство  упоминает о возможности причинения имущественного вреда в виде убытков отдельным лицам (хозяйствующим субъектам и потребителям). Убытки конкурента могут выражаться, как правило, в потере или уменьшении прибыли за счет неправомерных действий, направленных на отвлечение клиентуры от потерпевшего. Убытки потребителей (покупателей) в виде реального ущерба возникают в основном вследствие введения их в заблуждение относительно существенных характеристик продаваемых товаров (качества, состава, свойств и т.д.). Последствием недобросовестной конкуренции может быть также причинение нематериального вреда в виде ущерба деловой репутации.

Однако для  признания конкретных действий недобросовестной конкуренцией и их пресечения не требуется  в обязательном порядке устанавливать  наличие убытков или ущерба деловой  репутации. Такое наличие должно доказываться при применении к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков.

Разновидностью злоупотребления правом является шикана, т.е. действия, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу14. Однако недобросовестную конкуренцию далеко не всегда следует относить к шикане. Данное правонарушение может иметь своей целью получение собственных преимуществ в предпринимательской деятельности с помощью неправомерных методов и средств, но без намерения причинить кому-либо вред и без осознания противоправности своих действий. Поэтому виновное поведение правонарушителя может быть выражено как в форме умысла, так и неосторожности.

При установлении недобросовестной конкуренции необходимо учитывать наличие на соответствующем рынке конкурентных отношений (конкурентной ситуации), т.е. когда имеются другие реальные или потенциальные конкуренты, производящие или реализующие аналогичные (взаимозаменяемые) товары (работы, услуги). В то же время не обязательно, чтобы недобросовестный конкурент и потерпевший находились между собой в конкурентных отношениях.

Таким образом, именно наличием конкурентной ситуации на рынке недобросовестная конкуренция  отличается от других видов недобросовестной хозяйственной деятельности.

Субъектами данного  правонарушения (правонарушителями) могут  быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие  субъекты, финансовые организации, а  также группа лиц). Субъектами недобросовестной конкуренции не признаются органы государственной  власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, поскольку последние не имеют права осуществлять конкурентные действия вообще. Для установления недобросовестной конкуренции не имеет значения и факт доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, в том числе доля рынка, ему принадлежащая. Подобные неправомерные действия могут быть совершены как индивидуальным предпринимателем, так и крупнейшей монополистической структурой.

Следует также  определить субъектов защиты от рассматриваемого правонарушения. В законодательных определениях недобросовестной конкуренции таковыми признаются лишь субъекты предпринимательства – конкуренты. Упоминание о неконкурирующих хозяйствующих субъектах и потребителях в законе отсутствует. Они хотя и не участвуют в конкурентной борьбе, но от их выбора зависит ее исход. Этим лицам может быть причинен вред.

Поэтому потребители (физические и юридические лица) в ряде случаев получили защиту от недобросовестной конкуренции. В частности, подлежит запрету такая форма  недобросовестной конкуренции, как введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара.

Виды недобросовестной конкуренции.

Наряду с общим  определением недобросовестной конкуренции  законодательство России содержит примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции. В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов.

Российское законодательство содержит запреты на совершение следующих  основных видов недобросовестной конкуренции:

1) смешение между  деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование);

2) дискредитация  конкурента и его деятельности (товаров, работ, услуг);

3) дезорганизация  деятельности конкурента;

4) введение покупателей  (потребителей) в заблуждение в  отношении предлагаемых им товаров  (работ, услуг);

5) демпинг.

Смешение  между деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование). К данному виду недобросовестных конкурентных действий относится продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Основной целью  таких действий является получение  неправомерных преимуществ в  конкурентной борьбе за счет паразитирования на деловой репутации известного потребителям (или конкурентам) субъекта предпринимательства. Это достигается в результате смешения в сознании предпринимателей и потребителей между деятельностью (товарами, работами, услугами) подлинного носителя деловой репутации (добросовестного конкурента) и ложного имитатора (недобросовестного конкурента).

Законодательное определение данного правонарушения предусматривает следующий его  состав:

а) незаконное использование  правонарушителем результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации конкурента;

б) продажа, обмен  или иное введение в оборот товаров, работ, услуг, осуществляемые на основе указанного неправомерного использования.

К результатам  интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг) относятся следующие объекты права промышленной собственности: товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, наименование места происхождения товара, изобретение, полезная модель, промышленный образец, селекционное достижение и т.д15.

Под незаконным использованием понимается применение указанных объектов третьими лицами без согласия правообладателя. Следует  учитывать, что в ряде случаев  понятие “незаконное использование” подобных объектов уже включает продажу или иное введение в оборот. В частности, незаконным использованием товарного знака признается несанкционированное изготовление, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров16.

Правообладателями указанных объектов являются:

а) обладатели патентов на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение;

б) обладатели свидетельств о регистрации товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товара, полезной модели;

в) обладатели фирменных  наименований, не требующих отдельной  регистрации и получения специального охранного документа;

г) правомерные  пользователи указанных объектов промышленной собственности на основании соглашения с правообладателем (по лицензионному  договору и т.д.), за исключением наименования места происхождения товара, обладателю которого запрещено выдавать на него лицензии третьим лицам.

Законодательством о рекламе признается также недопустимым осуществление имитации (копирования  или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных  и звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров.

В предпринимательской  практике России этот вид недобросовестной конкуренции является наиболее распространенным.

Дискредитация конкурента и его деятельности (товаров, работ, услуг). Целью данного вида недобросовестной конкуренции является получение эффекта в экономическом соперничестве за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями.

Дискредитация, как метод ведения конкурентной борьбы, может принимать различные  формы. В основном она выражается в опорочивании деловой репутации конкурента и его деятельности (товаров, работ, услуг).

Законодательство  России запрещает два варианта дискредитации: прямую и косвенную.

Под прямой дискредитацией понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или финансовой организации либо нанести ущерб их деловой репутации.

Для наличия  прямой дискредитации необходима совокупность следующих условий:

а) сведения должны полностью или частично не соответствовать действительности, т.е. являться ложными, неточными или искаженными. Причем они считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное;

б) сведения должны быть распространены. Под распространением сведений понимается опубликование их в печати, трансляция по радио- и телевидеопрограммам, демонстрация в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе и устной форме нескольким или хотя бы одному лицу. В то же время сообщение таких сведений наедине лицу, которого они касаются, не рассматривается в качестве распространения.

Факты распространения  сведений доказываются потерпевшим;

в) сведения способны причинить хозяйствующему субъекту убытки либо нанести ущерб его  деловой репутации.

Под способностью причинить указанный вред понимается вероятность или угроза причинения его в будущем.

Следует отметить, что законы о конкуренции на товарных и финансовых рынках не требуют, чтобы распространяемые сведения были порочащими.

Прямая дискредитация, осуществляемая посредством использования  рекламы, имеет свои особенности. В  частности, для защиты от прямой дискредитации, совершаемой в формах недобросовестной или неэтичной рекламы, не требуется устанавливать факт несоответствия сведений действительности. Достаточно того, что они являются порочащими и распространены правонарушителем в рекламе. Так, недобросовестной признается реклама, содержащая высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов).

Поэтому позиция  законодателя о том, должны ли распространяемые сведения быть порочащими при квалификации данного вида недобросовестной конкуренции, требует уточнения.

Порочащими признаются сведения, содержащие утверждения о  нарушении гражданином или организацией действующего законодательства или  моральных принципов (о совершении нечестного поступка, другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную  и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Косвенной дискредитацией конкурента является некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом или  финансовой организацией производимых или реализуемых им товаров (услуг) с товарами (услугами) других хозяйствующих субъектов (финансовых организаций).

Закон не содержит конкретизации способов и форм осуществления  некорректного сравнения, на него распространяется вышеупомянутое правило о распространении сведений при прямой дискредитации.

Сравнение, осуществляемое по отношению к конкуренту, признается корректным лишь при наличии его  общего характера, при котором невозможно установить сравниваемого конкурента и его продукцию (товары, работы, услуги). Общий характер сравнения предполагает использование, например, таких неопределенных терминов, как “обычный”, “другой”, “простой” и т.д.

Разновидностью  некорректного сравнения является некорректная сравнительная реклама. Так, подлежит запрету некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц (ст.6 Закона о рекламе). 
 
 
 
 
 
 

ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНПОЛЬНОГО ОРГАНА 

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.17

Информация о работе Ограничение монополистической деятельности