Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:41, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что появление предприятий различных организационно-правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления.
Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА….6
Понятие и сущность обязательного аудита………………………..6
Классификация обязательного аудита …………………………..10
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА………………...13
Содержание обязательного аудита………………………………..13
Экономические субъекты обязательного аудита………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
2. Проверяемые экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.
3. Экономические субъекты обязаны предоставить по запросу проверяющих аудиторских организаций заключения и акты по результатам проверок, проведенных у них другими аудиторскими организациями и органами надзора.
4. Экономические
субъекты обязаны не
5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
6. Экономические
субъекты обязаны своевременно
оплачивать услуги аудиторских
организаций, осуществляющих
Для проведения
обязательного аудита организаций,
аудиторская организация должна
соответствовать следующим
Для проведения
обязательного аудита национальных
компаний, аудиторская организация
дополнительно к
Для проведения
обязательного аудита финансовых организаций,
аудиторская организация
1) срок занятия аудиторской деятельностью не менее 3 (трех) лет;
2) наличие не менее 3 (трех) специалистов, имеющих квалификационное свидетельство «аудитор» и опыт работы в области аудита финансовых организаций в течении 2 (двух) последних лет;
3) наличие не менее 10 (десяти) проаудированных организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
1.2 Классификация обязательного аудита
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством РК. Также обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов.
Ежегодный обязательный аудит включает в себя:
- оценку бухгалтерской
(финансовой) документации, если ценные
бумаги предприятия были
- прочих страховых и кредитных учреждений;
- негосударственных пенсионных фондов.
Все случаи обязательного аудита имеют право проводить только специализированные аудиторские организации.
По организационно-правовой форме экономического субъекта подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества (в т. ч. народные).
По виду деятельности экономического субъекта обязательной ежегодной проверке подлежат:
По источнику формирования уставного капитала экономического субъекта обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Государственные органы вправе в соответствии с процессуальным законодательством РК, поручить аудиторской фирме, провести аудиторскую проверку экономического субъекта.
Орган дознания,
следователь при наличии
- возбужденного уголовного дела;
- принятого к производству гражданского дела;
- дела, подведомственного арбитражному суду.
Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения уголовного дела, принятия к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Срок проведения определяется по договоренности с аудитором и не должен превышать 2 месяцев.
С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда должна производиться предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РК, с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
При отсутствии у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств бюджета РК с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным.
В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств бюджета РК аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов [20, c. 204].
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов проводятся только за счет средств бюджета РК и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РК.
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей. Аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки в случае:
- непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;
- необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА
2.1 Содержание обязательного аудита
В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методические приемы и способы аудирования [17, c. 201]. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.
Инвентаризация означает проверку объектов в натуре органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств.
При помощи инвентаризации устанавливают также состояние и правильность оценки имущества.
Аудитор может наблюдать
или участвовать в
Лабораторный анализ представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в лабораторных условиях. Например, лабораторным анализом проверяется влажность зерна, жирность молока, качество заготовленных и используемых кормов и т.д. Данный прием может быть использован также при проведении судебно-бухгалтерских экспертиз с целью установления подлинности документов.
Экспертная оценка применяется
для получения
Устный опрос означает фактическую проверку объектов контроля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Устный опрос в аудиторских проверках используется путем проведения устного тестирования персонала, руководства организации и независимой (третьей) стороны по принципу "вопрос - ответ - результат". Как правило, эта процедура используется на начальной стадии аудита, когда аудитор, аудиторская организация (фирма) знакомится с проверяемым субъектом и планирует проверку. Для проведения устного опроса могут быть предварительно подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценке учета движения материалов, учета движения и амортизации стоимости основных средств и т.п.), в которых аудиторы могут отмечать ответы опрошенных лиц. Проведение устных опросов рекомендуется также на других этапах аудиторской проверки.
Полезны также наблюдения
за выполнением отдельных
Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.
Среди них следует выделить: проверку документов, арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.
Проверка документов означает, что в первую очередь документ изучается с формальной стороны. Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и соответствия составления документов датам отражения в них операций.