Общая характеристика стандартов МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование возможности и проблем перехода России на Международные Стандарты Финансовой Отчетности.
Поставленные задачи данной курсовой работы отвечают требованиям цели работы:
проанализировать сходства и различия РСБУ и МСФО;
осветить основные проблемы перехода Российской Системы Бухгалтерского Учета на МСФО;
определить положительные и отрицательные стороны такой трансформации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………………….5
Экономическая сущность международных стандартов финансовой отчётности……………………………………………………………….5
Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности………………………………….14
Выводы……………………………………………………………………….20
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО В РОССИИ……………….22
Сравнительный анализ международных и российских стандартов финансового учета…………………………………………………….22
Особенности перехода российских предприятий на МСФО……….27
Проблемы и перспективы внедрения МСФО в России……………..32
Выводы………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Никитина Д.).doc

— 236.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………………….5
    1. Экономическая сущность международных стандартов финансовой отчётности……………………………………………………………….5
    2. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности………………………………….14

    Выводы……………………………………………………………………….20

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО В РОССИИ……………….22
    1. Сравнительный анализ международных и российских стандартов финансового учета…………………………………………………….22
    2. Особенности перехода российских предприятий на МСФО……….27
    3. Проблемы и перспективы внедрения МСФО в России……………..32

    Выводы………………………………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…43 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….46 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В настоящее время и в России и во многих странах мира усилилось  внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета, поскольку развитие экономической  интеграции бизнеса требует единых подходов в понимании показателей, формируемых в системе бухгалтерского учета и отражаемых в финансовой отчетности.

       Бухгалтерский учет, являясь информационной базой  для принятия управленческих решений, своеобразным «языком бизнеса», должен обеспечивать информацией всех пользователей и национальных, и зарубежных (инвесторов, кредиторов, потенциальных контрагентов по сделкам и т.д.). Это затрудняется тем, что национальные системы учета различных стран имеют принципиальные отличия по форме и по существу (переоценка показателей отчетности, пересчет иностранных валют, консолидация финансовой отчетности и т.д.).

       В современном экономическом пространстве при расширяющемся объединении  и взаимном влиянии экономики  многих стран все более не хватает  общей – унифицированной – системы: нужна общая форма отчетности и учета, понятная как своим, так и иностранным пользователям.

       В мировой практике наиболее распространены две системы международных стандартов финансовой отчетности: американская – US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) и распространенная в Европе IFRS (International Financial Reporting Standards). Популярность этих двух систем связана с тем, что Европа и США – самые крупные рынки капитала в мире. В России переход будет осуществляться на европейские правила, которые отождествляют с самим термином МСФО. Кроме России о внедрении этих правил объявили Австралия и Новая Зеландия. США в свою очередь начали процесс сближения с европейскими стандартами, и американские фондовые биржи теперь принимают отчетность в соответствии с МСФО.

       Исторически в России сложились свои принципы ведения бухгалтерского учета, что  в настоящее время существенно  осложняет задачу перехода на МСФО.

       Цель  работы – исследование возможности и проблем перехода России на Международные Стандарты Финансовой Отчетности.

       Поставленные задачи данной курсовой работы отвечают требованиям цели работы:

  • проанализировать сходства и различия РСБУ и МСФО;
  • осветить основные проблемы перехода Российской Системы Бухгалтерского Учета на МСФО;
  • определить положительные и отрицательные стороны такой трансформации.

       Объект  исследования – состав бухгалтерской отчетности.

       Предмет исследования – возможность перехода РСБУ на новые стандарты МСФО.

       Исследование  в данной курсовой работе проводилось  на основе последних данных и изменений, на основе действующих стандартов, как с российской, так и с международной стороны. Так же использовалась современная литература, действующие федеральные законы и актуальные электронные ресурсы.

       Цели  и задачи обусловили структуру данной работы. В первой главе приводятся базовые понятия для более точного определения Международных стандартов, их принципы и объекты.

       Вторая  глава посвящена сравнению российских и международных стандартов, этапам перехода, а также проблемам трансформации  и ее плюсам и минусам для российских предприятий.

       В заключении сделаны выводы о нынешнем состоянии российского бухгалтерского учета и о сближении его  с международными стандартами. 

1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 

       
    1. Экономическая сущность международных стандартов финансовой отчётности
 

       Термин  «международные стандарты финансовой отчетности» в настоящее время  имеет очень широкое распространение, как в российских нормативных  документах, так и в российской экономической литературе. Однако ни четкое определение данного понятия, ни однозначный перевод названия стандартов в бухгалтерской литературе не сложилось.

       Понятие «международные стандарты финансовой отчетности» впервые появилось  в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, когда МСФО были выбраны в качестве ориентира реформирования российской системы бухгалтерского учета. Между тем в этой программе не давалось определение международных стандартов, они просто позиционировались как основа для разработки национальных стандартов бухгалтерского учета. Таким образом, можно говорить о трактовке МСФО как некого перечня международных правил, на базе которого должны разрабатываться российские положения по бухгалтерскому учету1.

       Существует  несколько мнений, помогающих определить точное значение термина МСФО:

  • МСФО – стандарты, регламентирующие порядок учета2;
  • МСФО – стандарты, регламентирующие порядок учета и подготовки и представления отчетности;3
  • МСФО – стандарты, регламентирующие порядок составления финансовой отчетности4.

       Но  наиболее корректно определение  МСФО, которое заложено в самих  международных стандартах, в Предисловии  к МСФО, где указывается, что: «МСФО  устанавливают требования к признанию, оценке, представлению и раскрытию информации о важных операциях и событиях в финансовой отчетности общественного назначения».

       Сфера действия МСФО – финансовая отчетность. Подтверждением этого служит фактически прямое указание на область применения стандартов, содержащееся в Предисловии в МСФО: «МСФО предназначены для применения к финансовой отчетности общего назначения и прочей финансовой отчетности всех ориентированных на прибыль предприятий».

       Проведение  учета на предприятии и создание бухгалтерской отчетности являются одними из наиболее значимых элементов в деятельности данного предприятия в целом. Учет проводится как для внешних, так и для внутренних пользователей.

       Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в  качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       Бухгалтерская отчетность – система показателей отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату; финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

       Основной  целью любых пользователей является получение объективной и достоверной  информации о состоянии и результатах  деятельности предприятия. Поскольку  постановка и ведение финансового  учета относятся к компетенции  самого предприятия, необходимы общие правила составления финансовой отчетности, понятные пользователям, которые обеспечат их информационные потребности и гарантируют объективность представляемой в отчетности информации.

       Основными пользователями финансовой отчетности являются:

  • Инвесторы, вкладывающие капитал, а так же их консультанты, которых интересует риск и доходность от инвестиций.
  • Работники и их представители заинтересованы в стабильности и рентабельности своих работодателей. Для них также важна оценка способности компании, обеспечивать занятость и выплату заработка и пенсионных вознаграждений.
  • Кредиторы, которым необходимо знать будут ли предоставленные ими кредиты, займы и проценты по ним, а также любая задолженность, выплачены в установленные сроки и в полном объеме.
  • Покупатели также могут выражать заинтересованность в стабильной работе компании.
  • Правительство, представленное различными министерствами, которые будут интересовать статистические данные для дальнейшего планирования.
  • Общественность, которую может интересовать социальная или природоохранная сфера деятельности компании5.

       Именно  для обеспечения информационных потребностей пользователей в каждой стране разрабатываются национальные стандарты финансового учета, регламентирующие порядок подготовки и представления  финансовой отчетности. Национальные стандарты могут разрабатываться профессиональными бухгалтерскими организациями (как в США, Великобритании) или представлять собой законодательные нормы (например, директивные законы в Германии, нормы во Франции), однако в любом случае их содержание обусловлено потребностями различных групп пользователей.

       Необходимо  отметить два направления развития финансового учета: проведение научных  исследований в области финансового  учета, помогающих разработать подходы  к отражению в учете новых фактов хозяйственной деятельности, и тенденцию унификации стандартов на международном уровне. В результате интернационализации производственной и коммерческой деятельности предприятий, образования транснациональных корпораций, развития рынков капитала возникла необходимость унификации требований к финансовой отчетности и разработки наднациональных стандартов. Такие стандарты разрабатываются как на региональном (например, европейские Директивы), так и на международном (МСФО) уровне.

       В целом можно выделить три уровня стандартизации правил финансового учета:

       1) национальный;

       2) региональный;

       3) международный.

       Национальные  стандарты финансового учета  действуют в каждой стране. Область  их применения ограничена страновыми рамками. Однако в силу ряда экономических причин некоторые национальные стандарты приобрели мировое значение. Например, американские стандарты ГААП (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP) в силу развитости финансовых рынков играют важную роль в международной бухгалтерской практике. Многие иностранные компании, стремящиеся выйти на американский рынок капитала, составляют отчетность в соответствии с американскими стандартами.

       Американские  стандарты оказали сильное влияние  на международные стандарты финансовой отчетности. Отметим, что термин "ГААП" расшифровывается как общепринятые принципы учета, поэтому исходя из его смысла можно говорить о ГААП любой страны: ГААП США, ГААП Великобритании, ГААП Германии, ГААП Франции и т.д. Вместе с тем ГААП – это устоявшаяся аббревиатура названия американских стандартов, поэтому при использовании термина "ГААП" необходимо помнить, что без указания страны ГААП трактуется как американские стандарты, со спецификацией страны – как ее национальные стандарты.

       Региональные  стандарты действуют в нескольких странах определенного региона. Например, требования европейских Директив, которые носят обязательный характер (т.е. характер закона), включены в национальное законодательство стран-членов ЕС и таким образом оказывают влияние на практику финансового учета отдельных стран. Особенное значение имеют Четвертая директива ЕС о годовой финансовой отчетности компаний (от 25 июля 1978 г.) и Седьмая директива ЕС о консолидированной отчетности (от 13 июня 1983 г.). Эти Директивы регламентируют правила составления годовой (разрешают использовать два возможных варианта баланса и четыре возможных варианта отчета о прибылях и убытках) и консолидированной отчетности. Региональные организации существуют также в Африке, Южной Америке, странах Тихоокеанского региона.

Информация о работе Общая характеристика стандартов МСФО