Нпалоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Последние реформы показывают стремление Казахстанского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост Казахстана.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Налоговая система и налоговая политика…………………………………….6
1.1. Основы построения налогов. Элементы налога……………………..6
1.2. Налоговая система РК…………………………….………………….10
1.3. Основные направления налоговой политики на современном этапе…………………………………………..……………………………12
2. Социально-экономическая сущность налогов………………………………12
2.1. Сущность налогов и принципы построения налогообложения…..12
2.2. Классификация налогов…………………………………...…………14
3.3. Эволюция развития налогов………………………...……………….18
3. Корпоративный подоходный налог………………………………………….21
3.1. Экономическое содержание корпоративного подоходного налога………………………………………………………………………21
3.2. Плательщики и объекты обложения. Исчисление налогооблагаемого дохода………………...……………………………..22
3.3. Порядок исчисления и сроки уплаты……………….………………24
Заключение………………………………………………….……………………26
Список использованной литературы……………………...……………………27

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Республики Казахстан.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

   В начале XX века давали России 10 – 15% поступлений ; косвенные 85 –90%. В Великобритании  и Франции поступления от косвенных налогов составляли 80%, в Германии –75%, в Италии 64%. В Казахстане в 1998 году поступления от прямых и косвенных налогов составляли соответственно 32,6 и 452%. Доля косвенных налогов В Великобритании, Германии и странах СНГ в последнее время составляет 45-55%.

   Своеобразная система налогообложения на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями. Казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием. Налоги они платили в основном в натуральной форме. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота в виде налогов, казахское население попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности обложения, к росту неплатежей со стороны плательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности. Мощный налоговый пресс в условиях систематических злоупотреблений феодально-родовой верхушки был одной из причин экономической отсталости богатого по своим природным ресурсам и другим потенциальным возможностям региона.

   Основными видами налогов являлись:

  • Зякет – земельная рента или двадцатая часть скота;
  • Ушур – десятая часть урожая в земледельческих райлнах;
  • Согым – добровольные подношения своему феодалу скотом, сбор наиболее упитанного скота, предназначенного для осеннего забоя;
  • Сыбага – см 3
  • Ханлык – судебная пошлина в размере одной десятой суммы судебного иска;
  • Ясырь – военная добыча во время феодальных войн;
  • Саун – «родовая помощь», выражающаяся в отдаче скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом, возвращать этот скот с приплодом;
  • Харадж – две трети урожая;
  • Кун – плата в семикратном размере родственникам убитого султана или хаджи;
  • Аип – штраф в девять скотин за нанесение  обиды султану или ходже словом, за побои – 27 голов.
  • Барымта – захват скота ответчика или его родственников за неуплату куна или штрафа.
  • Айбана – изобличенный в воровстве возвращает украденное, увеличенное в 27 раз.
  • Билетный сбор – уплачивается при найме в работники к линейным жителям.
  • Кибиточная подать – плата за проживание за пределами орды на внутренних землях
  • Акциз – плата за пропуск скота за линию на казачьи земли и многие другие.

   В Казахстане  вначале налоги взимались  в натуральной форме, затем постепенно перешли в форму денежную.  Налоги как инструмент финансовой политики особое значение имеют в преобразовании  основ экономических и производственных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Корпоративный  подоходный налог 

3.1. Экономическое  содержание корпоративного подоходного  налога 

   Подоходный  налог является важной статьей доходов  госбюджета. Это основной инструмент налогового регулирования, поскольку конечной целью любой предпринимательской деятельности является получение чистой прибыли, т. е. совокупного общественного продукта за минусом всех вычетов и налогов в бюджет.

   Регулирующие  начала, заложенные в корпоративном  подоходном налоге, заключаются в возможности манипулирования различного рода льготами, скидками и санкциями к налогоплательщикам для достижения экономического и социального эффекта.

   Функции корпоративного подоходного налога разнообразны. Он является основным источником доходной части бюджета, регулятором ее финансовых пропорций и процессов накоплений, темпов экономического роста, рычагом экономического стимулирования предпринимательской деятельности, инструментом управления, конкретной формой выравнивания экономических условий хозяйствования и побудителем конкуренции.

   Корпоративный подоходный налог следует рассматривать  как средство повышения или снижения социальной напряженности в обществе. Ведь он, снижая, с одной стороны, реальный уровень благосостояния человека и, таким образом, мешая достичь ему желаемого уровня жизни, в то же время с другой стороны, его же повышает, потому, как возвращается ему в виде пособий, пенсий, бесплатного лечения и образования, гарантированных государством обеспечения законности и уверенности в завтрашнем дне. Следовательно, может оцениваться как положительно, так и отрицательно – в зависимости от личностных и экономических установок, экономической политики государства и состояния национальной экономики. 

3.2. Плательщики  и объекты обложения. Исчисление  налогооблагаемого дохода 

   Плательщиками корпоративного подоходного налога являются:

    • юридические лица – резиденты Республики Казахстан;
    • юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность  в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

   Объектами обложения корпоративны подоходным налогом является:

    • налогооблагаемый  доход;
    • доход, облагаемый у источника выплаты;
    • чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение.

   Налогооблагаемый  доход – разница между совокупно  годовым доходом и вычетами.

   К совокупно годовому доходу относятся  все доходы налогоплательщика, включая:

    • доход от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • доход от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, строений, а также других активов, не подлежащих амортизации;
    • доходы от списания обязательств;
    • доходы по сомнительным обязательствам;
    • доходы от сдачи в аренду имущества;
    • доходы от снижения размеров созданных провизий банков и страховых резервов  страховых (перестраховочных) организаций;
    • доходы от уступки требования долга;
    • доходы, полученные за согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность;
    • доходы от превышения стоимости выбывших основных средств над стоимостным балансом группы;
    • доходы от превышения суммы отчислений в фонд ликвидации раз;
    • работки месторождений над суммой фактических расходов по ликвидации последствий разработки месторождений;
    • доходы, получаемые при распределении дохода от общей долевой собственности;
    • штрафы,  пени и другие виды санкций;
    • полученные компенсации по ранее произведенным вычетам;
    • безвозмездно полученное имущество, выполненные работы, предоставленные услуги;
    • дивиденды;
    • вознаграждение;
    • положительная курсовая разница;
    • выигрыш;
    • роялти;
    • превышение доходов над расходами, полученными при эксплуатации объектов;

   К вычетам относятся:

    • дивиденды, полученные от юридического лица-резидента Республики Казахстан, ранее обложенные у источника выплаты в РК;
    • превышение стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью, полученные эмитентом при размещении;
    • доход от прироста стоимости при реализации акций, находящихся в официальном списке «А» закрытого акционерного общества «Казахстанская фондовая биржа;
    • вознаграждения по государственным ценным бумагам;
    • стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера, и использованного по назначению;
    • стоимость основных средств, полученных на безвозмездной основе государственным предприятием от государственного органа или государственного предприятия на основании решения Правительства РК;
    • вычеты сумм компенсаций при служебных командировках и по представительским расходам;
    • вычеты по вознаграждению
    • вычеты по выплаченным сомнительным обязательствам;
    • вычеты по сомнительным требованиям;
    • вычеты по отчислениям в резервные фонды;
    • вычеты по расходам на научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские работы;
    • вычет расходов по страховым платежам;
    • вычеты расходов на социальные выплаты;
    • вычеты по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов и другие вычеты недропользователей;
    • вычеты по отрицательной курсовой разнице;
    • вычет налогов;
    • вычеты по фиксированным активам;
    • вычеты по расходам на ремонт.
 

   3.3. Порядок исчисления и сроки  уплаты 

   Корпоративный подоходный налог уплачивают путем  внесения авансовых платежей.

   Расчет  сумм авансовых платежей, подлежащих уплате за период до сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, составляется и представляется налогоплательщиком по 20 января года, следующего за отчетным.

   Расчет  сумм авансовых платежей, подлежащих уплате после сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, представляется налогоплательщиком в течение 20 рабочих дней со дня ее сдачи.

   Налогоплательщики, по итогам налогового периода получившие убытки, не имеющие налогооблагаемого дохода, а также вновь созданные налогоплательщики, обязаны по 20 число месяца, следующего за налоговым периодом представить в налоговый орган расчет предполагаемой суммы авансовых платежей.

   Налогоплательщики осуществляют уплату корпоративного подоходного налога по месту своего нахождения. Авансовые платежи вносятся ежемесячно, не позднее 20 числа текущего месяца.

   Окончательный расчет по налогу налогоплательщик осуществляет по итогам налогового периода не позднее 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации.

   Налоговые агенты обязаны представить расчет по суммам налогов, удержанных у источника выплаты, не позднее 15 числа месяца, следующего за кварталом.

   Ставки  налога. Основная ставка 30 %. Доходы облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из казахстанского источника, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15%.

   Чистый  доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, подлежит налогообложению дополнительно по ставке 15%.

   Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный  год. Декларация представляют налоговым органам до 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Декларация по корпоративному подоходному налогу состоит из декларации и приложений к ней по раскрытию информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением по корпоративному подоходному налогу.

   Заключение 

     Подводя итоги, определим основные цели современной  налоговой политики государств с  рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:

  • налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
  • налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
  • налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
  • порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
  • обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

      Этими основными принципами необходимо руководствоваться  и нам при создании новой налоговой  системы Казахстана. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и своевременного состояния казахстанской экономики. 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И., Шувалова Е.Б. «НАЛОГОВОЕ ПРАВО», Москва, 2002
  2. Землин А.И. «НАЛОГОВОЕ ПРАВО», Москва, 2005
  3. Князев В.Г., Черник Д. Г. ''Налоговые системы зарубежных стран'': М., «Закон и право», 1997 г.
  4. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В.и др Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. «Налоги и налогообложение» Учебн. Пособие для вузов/.; – Москва Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  5. Тютюрюков Н. Н. «НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН», Москва 2002
  6. Юзайтис Диана, «МСП Обзор специальных налоговых режимов Опыт разных стран», Ноябрь 2000
  7. Налоги: Учебное пособие под ред. Д. Г. Черника - 4-е изд., - М: Финансы и статистика, 1998.
  8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник - М.: ИНФРА - М, 1999
  9. Экономика: учебник под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., М.: Изд. БЕК, 1997 год

Информация о работе Нпалоговая система Республики Казахстан