Нпалоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Последние реформы показывают стремление Казахстанского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост Казахстана.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Налоговая система и налоговая политика…………………………………….6
1.1. Основы построения налогов. Элементы налога……………………..6
1.2. Налоговая система РК…………………………….………………….10
1.3. Основные направления налоговой политики на современном этапе…………………………………………..……………………………12
2. Социально-экономическая сущность налогов………………………………12
2.1. Сущность налогов и принципы построения налогообложения…..12
2.2. Классификация налогов…………………………………...…………14
3.3. Эволюция развития налогов………………………...……………….18
3. Корпоративный подоходный налог………………………………………….21
3.1. Экономическое содержание корпоративного подоходного налога………………………………………………………………………21
3.2. Плательщики и объекты обложения. Исчисление налогооблагаемого дохода………………...……………………………..22
3.3. Порядок исчисления и сроки уплаты……………….………………24
Заключение………………………………………………….……………………26
Список использованной литературы……………………...……………………27

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Республики Казахстан.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

2.1. Сущность  налогов и принципы построения  налогообложения 

   Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством  в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

   За  счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства и являются основой его существования. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов государства.

   Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения: 1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность и 4) удобство.

   - налог, который обязан уплачивать  каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц;

   - каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства;

   - налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен,  а непроизволен. Налогоплательщику  должны быть известны время, место, способ и размер платежа;

   - каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика.

   Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при формировании новой налоговой  системы Казахстана, адекватной рыночным преобразованиям.

   Сущность  налогов проявляется в их функциях:

  • фискальная
  • регулирующая
  • стимулирующая
  • перераспределительная
  • контрольная

   - вытекает из самой природы  налогов. Она характерна для  всех государств во все периоды  их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Именно эта функция создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны;

   - регулирующая функция целенаправленно  воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение эффективно при стимулировании НТП;

   - стимулирующая функция реализуется  через систему льгот, преференций (предпочтений). Объединяя стимулирующую и регулирующую функцию в од   ну экономическую функцию, можно сказать, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя   или сужая платежеспособный спрос населения;

   - перераспределительная функция  заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштаб действия этой функции определяется долей налогов в ВВП. В последние годы с 1995 г. по 1998 г. доля налогов в ВВП имела тенденцию к снижению: от 18,2% в ВВП в 1995 г. и в 1996 г., 16,7 %  - в 1997 г., 16,3 % в 1998 г. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонением от налогообложения;

   - благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Эта функция проявляется лишь в условиях действия перераспределительной функции. Обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово - финансовых отношений. 

   2.2. Классификация налогов 

   Налоги  классифицируются по следующим признакам:

   по  объекту обложения – через прямые и косвенные;

   1) по органу, осуществляющему взимание  и распоряжение налогами:  

  • через государственные и местные;
  • по порядку их использования – через общие и специальные;
  • по экономическому признаку;
  • по степени оценки объекта обложения;
  • в зависимости от формы уплаты налога;
  • по субъекту обложения;
  • в качестве инструмента бюджетного регулирования;
  • по порядку уплаты налога.

   2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических и юридических лиц имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение. К прямым налогам относятся налоги на доходы  и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и    физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством).

   3) Деление налогов на общегосударственные  и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного).

   В соответствии с Конституцией и Налоговым  законодательством РК  все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий;

   4) Общие налоги поступают государству  и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго  специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет.

   5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы).

   6) По степени оценки объектов  обложения существует 4 способа взимания налогов:

  • кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
  • по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
  • у источника получения дохода,  исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
  • на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

   7) В зависимости от формы уплаты  налоги подразделяются на натуральные и денежные. Денежная форма является преобладающей формой уплаты налога. Однако как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом на недропользование.

   8) По субъектам можно выделить  налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое законодательство в Казахстане пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других.

   9) В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

   Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.

   Закрепленные  налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

   Регулирующие  налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях  сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета,  может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов -  как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

   По  порядку уплаты налога, предусматривает предоставление  налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед  государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную систему налогообложения.

   Налоги  – это предусмотренные законом  обязательные платежи, взимаемые в  определенных размерах и в установленные  сроки. 

2.3. Эволюция развития налогов 

   Налоги  претерпели существенную длительную эволюцию. Еще в рабовладельческом обществе существовали преимущественно натуральные сборы:

  • продовольственный фураж.

   В период Римской империи уже применялись  подобие современных налогов:

  • домены;
  • регалии.

   Налоговая система возникла и развивается  вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно назвать жертвоприношения.

   Простейшей, исторически более ранней формой налогообложения  явились прямые налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Однако первыми видами денежных платежей граждан явились не прямые налоги, а пошлины, т.е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам. Налоги как таковые использовались в качестве чрезвычайной меры. Более того, обложение налогами собственных подданных, считалось сначала оскорбительным , напоминая дань с покоренных народов,  и не совместимым со званием свободного гражданина. Более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Вплоть до XX века в большинстве стран мира эта форма налогообложения была основной. Косвенные налоги и по ныне не выполняют фискальную  роль значительной силы практически во всем мире.

Информация о работе Нпалоговая система Республики Казахстан