Нпалоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Последние реформы показывают стремление Казахстанского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост Казахстана.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Налоговая система и налоговая политика…………………………………….6
1.1. Основы построения налогов. Элементы налога……………………..6
1.2. Налоговая система РК…………………………….………………….10
1.3. Основные направления налоговой политики на современном этапе…………………………………………..……………………………12
2. Социально-экономическая сущность налогов………………………………12
2.1. Сущность налогов и принципы построения налогообложения…..12
2.2. Классификация налогов…………………………………...…………14
3.3. Эволюция развития налогов………………………...……………….18
3. Корпоративный подоходный налог………………………………………….21
3.1. Экономическое содержание корпоративного подоходного налога………………………………………………………………………21
3.2. Плательщики и объекты обложения. Исчисление налогооблагаемого дохода………………...……………………………..22
3.3. Порядок исчисления и сроки уплаты……………….………………24
Заключение………………………………………………….……………………26
Список использованной литературы……………………...……………………27

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Республики Казахстан.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………….……………………..3

1. Налоговая  система и налоговая политика…………………………………….6

    1.1. Основы  построения налогов. Элементы  налога……………………..6

    1.2. Налоговая  система РК…………………………….………………….10

    1.3. Основные  направления налоговой политики на современном этапе…………………………………………..……………………………12

2. Социально-экономическая  сущность налогов………………………………12

    2.1. Сущность  налогов и принципы построения  налогообложения…..12

    2.2. Классификация  налогов…………………………………...…………14

    3.3. Эволюция развития налогов………………………...……………….18

3. Корпоративный  подоходный налог………………………………………….21

    3.1. Экономическое  содержание корпоративного подоходного  налога………………………………………………………………………21

    3.2. Плательщики  и объекты обложения. Исчисление  налогооблагаемого дохода………………...……………………………..22

    3.3. Порядок  исчисления и сроки уплаты……………….………………24

Заключение………………………………………………….……………………26

Список использованной литературы……………………...……………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

      В западном опыте создания  и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

      Последние реформы показывают стремление Казахстанского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост Казахстана.

      Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

      Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

      Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

      Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

      Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных  в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

      Налогообложение  базируется  на  ряде  принципов. Главный принцип: как  бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги  не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности.

      Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения  устанавливается  заранее, размеры  налога  и  сроки  его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный,  обязательный  характер  уплаты  налога, простота  и  гибкость.

      В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

      Налоги  в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Налоговая  система и налоговая политика 

1.1. Основы  построения налогов. Элементы  налога 

   Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия.

   К основным элементам налогообложения относятся:

  • субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
  • носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.
  • объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения.  Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;
  • источник налога – является доход;
  • единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.
  • налоговая ставка – это величина налога  на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;
  • налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;
  • налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;
  • льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;
  • период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).
 

1.2. Налоговая  система РК 

   Налоговая система – это установленные  в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты.

   В соответствии с проектом Налогового кодекса, налоговая система Республики Казахстан включает в себя следующие виды налогов и других обязательных платежей в бюджет. 

   Таблица 1

Виды  и ставки налогов и других обязательных платежей

в налоговой  системе РК

  виды налогов ставка
1 2 3
1 
 
 
 
 
 
 

2.

3.

4.

5. 
 
 
 
 

6.

7. 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. 
 

9. 
 
 
 
 
 
 

10 

11 

12 

13 

14 
 

15 

16 

17 

18 

19

20

21 

22

23 

24

25

26

27 

28 

29 

30 

31

32

33

Корпоративный подоходный налог

доходы облагаемые у источника выплаты (за исключением доходов нерезидентов)

доходы нерезидентов из казахстанского источника

чистый доход  нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение.

Индивидуальный  подоходный налог

Налог на добавленную  стоимость

Акцизы

Специальные платежи  и налоги недропользователей:

бонусы

роялти

налог на сверхприбыль (если внутренняя норма прибыли выше 20%).

Социальный налог

Земельный налог:

Для городов Астана, Алматы

при площади  до 600 кв. м включительно

на площадь  превышающую 600 кв. м

для городов областного назначения:

при площади  до 1000 кв. м включительно

на площадь  превышающую 1000 кв. м

для остальных населенных пунктов:

при площади  до 5000 кв. м включительно

на площадь, превышающую 5000 кв. м

Налог на транспортные средства

легковые автомобили ( в зависимости от объема двигателя)

Налог на имущество:

юридические и  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью

юридические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью

физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью

Сбор за государственную  регистрацию юридических лиц

Сбор за государственную  регистрацию индивидуальных предпринимателей

Сбор за государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним

Сбор за регистрацию  залога движимого имущества

Сбор за государственную  регистрацию радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств.

Сбор за государственную  регистрацию механических транспортных средств и прицепов.

Сбор за государственную  регистрацию морских, речных и маломерных судов.

Сбор за государственную  регистрацию гражданских воздушных судов

Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК

Сбор с аукционов

Гербовый сбор

Лицензированный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

Плата за пользование  земельными участками

Плата за пользование  водными ресурсами поверхностных источников

Платежи  за загрязнение  окружающей среды

Плата за пользование  животным миром

Плата за лесные пользования

Плата за использование  особо охраняемых природных территорий

Плата за использование  радиочастотного спектра

Плата за пользование  судоходными водными путями

Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы

Государственная пошлина

Таможенная пошлина

Таможенные сборы 

 

20% 

15% 

5-20% 
 

15%

5-30%

12 %

утверждается  Правительством. РК 

устанавливаются контрактом 

4-30% 

22%

пропорционально баллам бонитета 

0,2 тенге за 1 кв. м 

6,0 тенге за 1 кв. м 
 

0,2 тенге за 1 кв. м

6,0 тенге за 1 кв. м 
 

0,2 тенге за 1 кв. м 

1,0 тенге за 1 кв. м 
 

7-22 МРП  
 
 

1% 
 

0,1% 

0,1 –1% 

у

с

т

а

н

а

в

л

и

в

а

е

т

с

я

П

р

а

в

и

т

е

л

ь

с

т

в

о

м 

Р

К

 

1.3. Основные  направления налоговой политики  на современном этапе 

   Налоговая политика -  это политика в области налогообложения, определяющая его концептуальные особенности, главные принципы, цели и задачи, условия и методы их осуществления, соответствующую информационную и законодательную базу. (Налоговый терминологический  русско-казахский словарь-справочник Дунаев В.М.  и др. издательство "Познание" Алматы 1996 год. стр. 207)

   Главной задачей налоговой  политики должно быть сокращение налогового бремени за счет оптимизации бюджетных ассигнований, под которым необходимо понимать не простое, а качественное сокращение расходов, связанное с обеспечением условий для цивилизованного предпринимательства, за счет уменьшения основы для проявления взяточнества, коррупции и других негативных составляющих нынешнюю социально-экономическую систему.

   Основные принципы налогообложения и направления новой налоговой политики находят свое воплощение в действующей налоговой системе.  Ее состав и структура для каждой страны индивидуальны. Но это не указывает на отсутствие общих закономерностей, присущих большинству экономически развитым странам. К числу наиболее распространенных и общепризнанных относятся: НДС, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, таможенные платежи, земельный налог, налог на имущество и другие.

   Главное предназначение НДС - фискальное. Он используется как стабильный и один из самых больших  источников доходов бюджета, скрытый в цене товара.   

   Эффективное функционирование налоговой системы должно быть нацелено на достижение следующих задач:

  • обеспечение фискально-перераспределительной функции доходов различных налогоплательщиков;
  • обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета республики;
  • не подрывать стимулы предпринимательства и целесообразной экономической деятельности;
  • увязывание идей социальной справедливости в обществе;
  • легкость расчетов налогов;
  • организационная простота сборов налогов;
  • стабильность системы налогообложения. (Н.с стр. 99)
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социально-экономическая  сущность налогов 

Информация о работе Нпалоговая система Республики Казахстан