Нормативный учет и анализ отклонений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внедрение комплексного нормативного метода является актуальной задачей, так как на многих предприятиях можно обнаружить недостатки в использовании материальных и трудовых ресурсов, в организации производства, снабжении, нормировании и выявить имеющиеся внутренние резервы. Выявляя отклонения, их причины и виновников, заостряется внимание, где возникли неполадки и сколько можно потерять в каждом конкретном случае, а самое главное, что можно сделать, чтобы таких потерь не было.

Содержание

Введение 3
1. Сущность нормативного метода учета (Стандарт-Кост). 6
1.1. Классификация систем управленческого учета. 6
1.2. Характеристика системы учета «Стандарт-кост» и расчет отклонений от норм затрат. 8
1.3. Комплексный нормативный метод учета как часть системы
бюджетирования предприятия. 11
2. Нормативный метод учета в ООО «ПРИНТ-СЕРВИС». 14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ПРИНТ-СЕРВИС». 14
2.2. Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике предприятия. 17
2.3. Состав нормативного хозяйства на предприятии. 23
3. Нормативный метод учета как инструмент оптимизации экономической деятельности ООО «ПРИНТ-СЕРВИС». 28
3.1. Учет производственных затрат по нормативному методу. 28
3.2. Оценка отклонений как индикатор эффективности экономической
деятельности предприятия. 31
3.3. Анализ затрат по отклонениям в ООО «ПРИНТ-СЕРВИС». 34
Выводы и предложения Ошибка! Закладка не определена.

Работа содержит 1 файл

КУРС БУУ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

    Норма расхода — это максимально  допустимая величина расхода материальных ценностей на изготовление единицы издательско-полиграфической продукции. Научно обоснованные расходные  нормы  способствуют  более рациональному использованию в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижению себестоимости единицы продукции осуществлению более жесткого контроля за соблюдением норм и нормативов и своевременным доведением их до заинтересованных отделов, служб и цехов. [14]

    В организации и функционировании нормативного хозяйства  принимают  участие все отделы и службы предприятия  «ПРИНТ-СЕРВИС». В финансовый отдел анализируемого предприятия входят четыре экономиста, занимающиеся нормированием материальных и трудовых затрат, нормативной себестоимостью и обеспечивает все службы цехов информацией об их изменении. Он  регламентирует все вопросы, связанные с этой информацией, вносит предложения по упорядочению использования норм и совершенствованию нормативного хозяйства.

    На  предприятии «ПРИНТ-СЕРВИС» разработаны нормы расхода материалов на каждое печатное издание, нормы времени и расценки на производство работ, исходя из достигнутого уровня технологии и организации производства и труда. [17]

    Учет  изменений норм необходим в любых  условиях независимо от применения нормативного метода учета. Такой учет дает богатую информацию для анализа тенденций в изменениях норм, оценки темпов технического развития производства, резервов повышения его эффективности, состояния и обоснованности нормативного хозяйства, повышения научного уровня нормирования.

    Действующие нормы   служат   основанием   для   непосредственного   отпуска  материальных ресурсов на производственные нужды и расчета заработной платы. Эти же нормы используют для калькулирования нормативной себестоимости продукции по состоянию на определенную дату, например на начало и конец отчетного периода.

    Основным  источником формирования нормативной  базы прямых материальных   затрат   является   техническая   документация, разрабатываемая в производственном отделе. Этот отдел является держателями соответствующей информации и несет ответственность за поддержание ее в рабочем состоянии, своевременное представление технической документации в финансовый отдел, а также своевременное сообщение обо всех изменениях нормативной информации с указанием сроков внедрения новых норм. Он же обеспечивает техническую документацию и информацию о нормах расхода всех подразделений, где используются материалы. [19]

    В линотипном и печатном цехах предприятия  имеются объективные предпосылки  для применения нормативного метода формирования затрат в разрезе изделий  и калькуляционных статей, при  котором основная масса расходов включается в себестоимость калькулируемой продукции по норме и лишь незначительная часть – в виде изменений норм и отклонений о них.

    Действующие на предприятии нормы расхода  в сопоставлении с фактическим уровнем затрат служат для текущего контроля за использованием средств производства и рабочей силы. Построенные на основе этих норм показатели нормативной себестоимости применяются для выявления результатов внутрихозяйственного расчета цехов.

    Для контроля за динамикой норм целесообразно  в нормативных калькуляциях себестоимости продукции отражать нормы на начало и конец года. Достижение уровня нормативных затрат, а тем более экономии в результате снижения фактических затрат по сравнению с обоснованными нормами служит основанием для материального и морального поощрения соответствующего коллектива работников.

    Необходимые для выполнения плана материалы  цех получает со складов снабжения  в пределах установленного лимита, который исчисляется на планируемый месяц, исходя из нормы расхода материалов и количества намеченной к выпуску продукции. Полученные цехом основные материалы отражаются в бухгалтерии как внутреннее перемещение и учитываются на балансовом счете «Сырья и материалов» по ведомости № 10 к журналу ордеру № 10. Их стоимость записывается под материальную ответственность кладовщику цеха. [22]

    Расходом  материалов  на  производство  считается  количество материалов, отпущенных со склада за вычетом возврата материалов, не начатых обработкой на конец месяца в цехах. На материалы, оставшиеся в цехах на конец месяца не запущенными в производство, составляется накладная на внутреннее перемещение (на возврат) последним днем месяца.

    На  предприятии применяется только повременная система оплаты труда. Размер заработной платы рабочего при  повременной системе оплаты труда  определяется его тарифной ставкой и количеством отработанного времени. Заработная плата рабочего исчисляется путем умножения часовой тарифной ставки на число отработанных часов.

    Для начисления оплаты труда за месяц  каждому работнику весь его заработок суммируется. Суммируются и все виды удержаний из этого заработка за расчетный период. Чтобы собрать все виды начисленной оплаты труда за расчетный период из разных документов, на каждого работающего бухгалтерия заполняет накопительную карточку (лицевой счет) типовой формы за месяц. Записи производятся в карточках по каждому расчетному документу. Из накопительных карточек данные о начисленном заработке переносятся в расчетно-платежную ведомость.

    Расходы по содержанию производства и управлению представлены в затратах на производство двумя крупными комплексными статьями общехозяйственными и общепроизводственными расходами. Общепроизводственные расходы связаны с затратами по содержанию управленческого    персонала    цехов    производственного    и вспомогательных производств, а также зданий и сооружений цехового назначения. На предприятии применяется следующая типовая номенклатура статей общепроизводственных расходов: содержание цехового персонала, содержание зданий, сооружений и инвентаря, текущий ремонт зданий и сооружений; амортизация зданий, сооружений и инвентаря: расходы по испытаниям, опытам, исследованиям, рационализации и изобретательству; расходы по охране труда; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; прочие расходы. [17]

    В конце месяца данные первичных документов обобщают и составляют расчет себестоимости забракованных изделий и потерь от брака. На основании этого расчета делаются бухгалтерские проводки на счетах, связанных с формированием себестоимости брака, удержаний с виновных лиц за допущение брака, оприходованием и списанием понесенных потерь на затраты на производство.

    Для того чтобы организовать должным  образом нормативное хозяйство  на анализируемом предприятии необходимо обеспечить:

    - максимальную централизацию всех  имеющихся на предприятии справочно-нормативных данных в финансовом отделе;

  • полноту и техническую обоснованность нормативной информации;
  • отсутствие дублирования данных;
  • своевременное и качественное проведение изменений в полном объеме нормативной информации;
  • возможность быстрого поиска нужной части нормативной информации без больших сортировок;
  • обеспечение визуального контроля при формировании и обработке нормативной информации;
  • составление планов и отчетов на объем производства и себестоимости продукции по каждому цеху основного производства и предприятию в целом.

3. Нормативный метод  учета как инструмент  оптимизации экономической  деятельности ООО  «ПРИНТ-СЕРВИС».

3.1. Учет производственных затрат по нормативному методу.

 

      Производственные затраты имеют три основные составляющие:                                                                            

      •    прямые (текущие) материальные затраты;                  

      •    прямые затраты труда;                                      

      •    общепроизводственные расходы.                      

      Прямые  затраты непосредственно относятся на производство конкретных видов продукции. Специфика общепроизводственных расходов состоит в том, что при сложившейся на предприятии системе учета эти расходы не могут быть напрямую идентифицированы с производством отдельных видов продукции, и, следовательно, необходимы дополнительные учетные процедуры по распределению косвенных затрат по направлениям деятельности и отдельным производственным линиям (видам продукции).

      Невозможность непосредственного отнесения общепроизводственных расходов (ОПР) на себестоимость отдельного вида продукции обуславливает применение такой учетно-аналитической процедуры, как распределение ОПР по видам продукции в соответствии с выбранной базой распределения. Ключевыми вопросами, которые необходимо решить при выборе учетного механизма распределения ОПР по видам продукции, являются следующие:

      • выбор наиболее адекватной базы распределения

      • выбор варианта текущего учета ОПР (в течение бюджетного периода) и, соответственно, учета отклонений фактической  величины ОПР от плановой;

      • разработка технологической последовательности учетной   процедуры распределения  ОПР по видам продукции, исходя из выбранных базы распределения и варианта текущего учета ОПР. [12]

      После того, как база распределения определена, рассчитывается ставка распределения как отношение совокупной величины ОПР к совокупной величине показателя, выбранного в качестве базы распределения. Величина общепроизводственных расходов, относимая на отдельный вид продукции, таким образом, рассчитывается как произведение величины базы распределения по данному виду продукции на ставку распределения. В зависимости от применяемой учетной технологии расчета ставки распределения и последующего отнесения ОПР на затраты по отдельным видам продукции различают три основных метода учета ( табл. 2.):

      •    фактический;

      •    нормативный;

      • комплексный метод учета.

            Таблица 2

      Методы  текущего учета и распределения  ОПР по видам продукции                                                

Показатели Методы  учета
Фактический Нормативный Комплексный
1 2 3 4
Плановая  величина ОПР относимая на отдельный вид продукции  
 
Фактические прямые затраты *  Плановая ставка распределения ОПР Нормативные удельные прямые затраты * Фактический выпуск * Плановая ставка распределения ОГПР
Фактическая величина ОПР, относимая на отдельный  вид продукции, распределение

отклонений

Фактические прямые затраты * Фактическая ставка распределения ОПР Распределение отклонений в соответствии с плановой величиной ОПР по видам продукции Распределение отклонений в соответствии с плановой величиной ОПР по видам продукции
совокупной  фактической величины ОПР от плановой сметы (бюджета) ОПР Фактическая величина ОПР по виду продукции = Плановая величина ОПР по виду продукции + Распределенная часть отклонений Фактическая величина ОПР по виду продукции = Плановая величина ОПР по виду продукции + Распределенная часть отклонений
Процедура распределения ОПР По окончании бюджетного периода • Плановая величина ОПР в течение бюджетного периода

• Отклонения по окончании бюджетного

периода

• Плановая величина ОПР в течение бюджетного периода

• Отклонения по окончании бюджетного периода             

 

      Примечательно, что выбор того или иного метода учета ОПР из трех вышеуказанных непосредственно определяется глубиной и охватом хозяйственных операций предприятия системой управленческого планирования (бюджетирования). [11]

Информация о работе Нормативный учет и анализ отклонений