Нормативное регулирование бухгалтерского учета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:
• определение основных аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.
• изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• предложения возможных альтернатив нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.

Содержание

Введение
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета
3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

бух учет 12 тема.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

16. Стуков Л. С. «Реформирование  системы бухгалтерского учета  и международные стандарты финансовой  отчетности», «Аудиторские ведомости», № 3, 2003 г.

17. Правовые основы бухгалтерского  и налогового учета, аудита  в Российской Федерации / Отв.  ред. Е.М. Ашмарина. – М.: Юристъ, 2005.

18. Организация бухгалтерского  учета на предприятии / Под  ред. Спирина В. С.- М.: Финансы, 1997.- 309

 

 

Приложение А 

 

Глоссарий

Финансовый учет

Процесс генерации бухгалтерской  информации, пользователи которой (акционеры, кредиторы, партнеры, клиенты, банки, государственные  органы) непосредственно не относятся  к данной организации; эта информация результируется в финансовой отчетности организации; для финансового учета  характерны использование системы  двойной бухгалтерии, соблюдение общепринятых принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность  и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации  в целом.

План счетов

Счётный план, система бухгалтерских  счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение  в зависимости от объектов и целей  учёта.

Учетная политика

Выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности) в соответствии с особенностями  его хозяйственной деятельности и применяемая им на постоянной основе в течение отчетного периода.

Нормативный акт

Письменный официальный  документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом  в пределах его компетенции и  направленный на установление, изменение  или отмену правовых норм.

Налог

Обязательный платеж, взимаемый  государством с физических и юридических  лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и  косвенные (например акциз), увеличивающие  цену товара.

Постановление

В конституционном праве  один из видов нормативных актов, принимаемых высшими органами государственной  власти.

Стандарт 

Нормативно-технический  документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс норм, правил, требований к  объекту стандартизации

Организация

Разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих  некоторую программу (цель) и действующих  на основе определенных принципов и  правил;

Хозяйственная деятельность

Деятельность граждан, предусматривающая  создание предприятий и организаций  по производству, реализации и приобретению товаров.

Аналитический учет

Система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств; предназначается  для оперативного руководства хозяйством и составления отчётности; строится по каждому синтетическому счёту  в отдельности.


 

 

Приложение Б 

 

Допущения и требования в  ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Требования

Допущения

1. Полноту отражения в  бухгалтерском учете всех факторов  хозяйственной деятельности (требование  полноты).

1. Допущение имущественной  обособленности означает, что имущество  и обязательства организации  существуют обособленно от имущества  и обязательств собственника  и имущества других юридических  лиц, находящегося у данной  организации. 

2. Своевременное отражение  фактов хозяйственной деятельности  в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности).

2. Допущение непрерывности  деятельности организации означает, что она будет продолжать свою  деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствует намерение  ликвидации или существенного  сокращения деятельности. Если же  указанные намерения у организации  имеются, она обязана объявить  об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый  год, и в пояснительной записке  к годовому отчету за истекший  финансовый год. Указанное допущение  обязательно должно использоваться  в аудиторской практике, и аудитор  обязан информировать пользователей  бухгалтерской отчетности о возможной  ликвидации организации или сокращении  деятельности.

3. Большую готовность  к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов,  не допуская создания скрытых  резервов (требование осмотрительности).

3. Допущение последовательности  применения учетной политики  означает, что выбранная организацией  учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  года к другому. Изменение учетной  политики возможно в случаях  изменения законодательства Российской  Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учету, разработки  организацией новых способов  ведения бухгалтерского учета  и существенного изменения условий  деятельности.

4. Отражение, в бухгалтерском  учете факторов хозяйственной  деятельности исходя не столько  из их правовой формы, сколько  из экономического содержания  фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания  перед формой).

4. Допущение временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности означает, что они  отражаются в бухгалтерском учете  и отчетности того периода,  в котором совершены, независимо  от фактического времени поступления  или выплаты денежных средств,  связанных с этими фактами. 

5. Тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости).

 

6. Рациональное ведение  бухгалтерского учета, исходя  из условий хозяйственной деятельности  и величины организации (требование  рациональности).

приложения

 

 

 

Приложение В

 

Обзор изменений  в нормативном регулировании  бухгалтерского учета, вступивших в  силу с 1 января 2009 года

Дата создания: 12.01.2009

В течение прошедшего 2008 года Минфином России были утверждены несколько новых Положений по бухгалтерскому учету, большинство  которых являются новыми редакциями ранее действовавших Положений, а некоторые ПБУ - регулятивы совершенно новые. Предлагаем вашему вниманию табличный  обзор изменений в нормативном  регулировании бухгалтерского учета, вступивших в силу с 1 января 2009 года.

Содержание статьи:

ПБУ 11/2008 "Информация о  связанных сторонах" »»

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" »»

ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных  значений" »»

ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" »»

ПБУ 2/2008 "Учет договоров  строительного подряда"

ПБУ 2/2008 "Учет договоров  строительного подряда"

(утв. приказом Минфина  России 24.10.2008 № 116н) 

Кто применяет:

юридические лица (за исключением  кредитных организаций и бюджетных  учреждений) - подрядчики/субподрядчики  по договорам строительного подряда: долгосрочным (с длительностью выполнения более 1 отчетного года), а также  договорам, срок начала и окончания  которых приходятся на разные отчетные годы (п. 1 ПБУ 2/2008);

стороны договоров оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по ликвидации (разборке) их, включая  связанное с ней восстановление окружающей среды: долгосрочных (с длительностью  выполнения более 1 отчетного года), а также договоров, срок начала и  окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 2 ПБУ 2/2008).

Применяется, начиная с  бухгалтерской отчетности 2009 года (п. 2 приказа Минфина России 24.10.2008 № 116н).

 

Что меняется

Новый порядок

Ссылка на нормативный  документ

Предмет регулирования

Установлено, что предметом  регулирования ПБУ 2/2008 является порядок  формирования и раскрытия в бухгалтерском  учете организаций-подрядчиков (субподрядчиков) информации о доходах, расходах и  финансовых результатах, связанных  с исполнением договоров строительного  подряда.

п. 1, 2 ПБУ 2/2008

Объект бухгалтерского учета

Изменено содержание термина "отдельный договор" как объекта  учета.

Под отдельным договором  понимается:

строительство отдельного объекта (в рамках строительства комплекса  объектов по одному договору и по единому  проекту для одного или нескольких заказчиков) - при условии, что на строительство каждого объекта  имеется техническая документация и по каждому объекту могут  быть достоверно определены доходы и  расходы;

договоры (два и более), заключенные организацией с одним  или несколькими заказчиками - при  условии, что эти договоры фактически относятся к единому проекту  с нормой прибыли, определенной в  целом по договорам, и они исполняются  одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим);

дополнительный объект строительства (дополнительные работы), внесенные  в техническую документацию по уже  исполняемому договору - если такой  объект по конструкционным, технологическим  или функциональным характеристикам  существенно отличается от объектов, предусмотренных договором и/или  цена его строительства определена в дополнительной смете.

п. 4-6 ПБУ 2/2008

Группировка и признание  расходов по договору

Изменена группировка  расходов подрядных организаций. Они  подразделяются на прямые, косвенные  и не относящиеся к строительной деятельности.

п. 11, 16 ПБУ 2/2008

Состав и принятие к  учету прямых расходов

Уточнен и расширен состав прямых расходов. В него включаются расходы, связанные непосредственно  с исполнением договора, в том  числе:

фактически понесенные расходы;

предвиденные (ожидаемые  неизбежные) расходы, возмещаемые заказчиком по условиям договора. При этом:

расходы по устранению недоделок  в проектах и строительно-монтажных  работах, по разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и  т.п. - могут приниматься к учету  по мере их возникновения;

расходы на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т.п., которые могут  быть достоверно определены - могут  приниматься к учету путем  образования резерва на покрытие предвиденных расходов;

расходы, связанные непосредственно  с подготовкой и подписанием  договора, понесенные до даты его подписания (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования  рисков строительных работ и т.п.) - если они могут быть достоверно определены и в отчетном периоде  их возникновения существует вероятность  подписания договора.

Прямые расходы по договору могут быть уменьшены на величину доходов, полученных при исполнении других видов договоров и не связанные  непосредственно с исполнением  договора. Такими доходами могут быть: доходы от продажи излишков строительных материалов и конструкций, приобретенных  для исполнения договора;

доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам временно не используемые для  исполнения договора строительные машины и оборудование.

п. 12, 15 ПБУ 2/2008

Состав и принятие к  учету косвенных расходов

Установлено, что в состав косвенных расходов включается часть  общих расходов организации на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор.

Способы распределения косвенных  расходов между договорами (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок) определяются организацией самостоятельно, закрепляются в учетной политике и применяются  систематически и последовательно.

п. 13 ПБУ 2/2008

Состав и принятие к  учету прочих расходов

В состав прочих расходов включаются:

расходы, не относящиеся  к строительной деятельности, но возмещаемые  заказчиком по условиям договора (расходы  на НИОКР, расходы на общее управление организацией и пр.);

расходы, связанные непосредственно  с подготовкой и подписанием  договора (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования  рисков строительных работ и т.п.) - если не выполнены условия, необходимые  для включения таких расходов в состав прямых. Принимаются к  учету в периоде возникновения.

п. 14, 15 ПБУ 2/2008

Способы признания финансового  результата

Установлено, что основным способом признания финансового  результата является способ "по мере готовности". При этом финансовый результат (прибыль и убыток) по договору определяется организацией самостоятельно согласно установленным ПБУ 2/2008 критериям  и зависит от степени достоверности  определения финансового результата:

если финансовый результат  может быть достоверно определен  на отчетную дату - он признается способом "по мере готовности". При его  применении выручка и расходы  по договору определяются в зависимости  от степени завершенности работ  и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех отчетных периодах, в которых они были выполнены  независимо от предъявления их к оплате заказчику по графику, предусмотренному договором строительного подряда;

если достоверное определение  финансового результата исполнения договора в отчетном периоде невозможно, но есть вероятность возмещения расходов по договору - выручка признается в  отчете о прибылях и убытках в  размере, равном сумме понесенных и  возможных к возмещению расходов. При этом расходы, вероятность возмещения которых отсутствует, признаются расходами  по обычным видам деятельности отчетного  периода;

если существует неопределенность в достоверном определении финансового  результата (обусловленном, например, неопределенностью в поступлении  предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных платежей) - ожидаемый убыток признается расходами  по обычным видам деятельности отчетного  периода без уменьшения суммы  ранее признанной выручки по договору. При устранении неопределенности в  достоверном определении финансового  результата выручка по договору и  расходы по договору признаются методом "по мере готовности".

п. 17-19, 23 ПБУ 2/2008


1 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1

2 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

3 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н

4 Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н

5 Конституция РФ принята 12.12.1993

6 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ

7  Там же.

8 Там же


Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета России