Нормативное регулирование бухгалтерского учета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:
• определение основных аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.
• изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• предложения возможных альтернатив нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.

Содержание

Введение
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета
3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

бух учет 12 тема.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета России

 

План

 

Введение 

1. Система нормативного  регулирования бухгалтерского учета  в РФ

2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета

3. Стандарты и инструктивные  документы, регламентирующие организацию  учета, организация бухгалтерского  учёта в организациях

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

 

В настоящее время, каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должен знать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.

В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит  функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает.

Для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют  нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются  договоры, что такое имущество  и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения  в организации и многое другое.

Финансовый (бухгалтерский) учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

  • звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
  • специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий  тому назад. Он развивался и совершенствовался  одновременно с развитием человеческого  общества. Понятия и принципы финансового  учета отбирались, шлифовались и  дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад  в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне  от этой деятельности.

Любое коммерческое предприятие  функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система  и как элемент общей экономической  системы государства.

В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде  предпринимательства. Рассмотрим внешнюю  предпринимательскую среду. Она  характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

  • экономическое состояние и обстановка в обществе;
  • политическая ситуация;
  • правовая система государства;
  • социально-культурная среда;
  • технологическая сфера;
  • физическая и географическая среда;
  • партнерская финансово-техническая сфера.

Правовая система государства  теснейшим образом связана с  двумя вышеназванными сферами воздействия  на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в  совокупности с отработанным налоговым  законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему  государства. Именно поэтому считается  данная тема актуальной.

Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как финансовый учет.

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

• определение основных аспектов нормативного регулирования  финансового (бухгалтерского) учета  России.

• изучение теоретических  предпосылок совершенствования  нормативного регулирования бухгалтерского учета.

• предложения возможных  альтернатив нормативного регулирования  финансового (бухгалтерского) учета  в РФ.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации.

Введены в действие нормативные  правовые акты, охватывающие большинство  объектов финансового (бухгалтерского) учета и отчетности.

В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и  опыт ведения бухгалтерского учета  и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание  необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Общее методологическое руководство  осуществляется правительством РФ.

Кроме того, существуют органы, которым федеральным законом  предоставлено право разрабатывать, и утверждать определенные документы.

Данный вопрос прорабатывался коллективом авторов и специалистов в области финансового учета, среди которых: А.С.Бакаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А.. Кашин, Н.П.. Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.

Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы нормативные акты, Постановления Правительства РФ ит.д. использованы материалы экономических Интернет – форумов, статистика.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать не только с теоретической но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так  и предпринимателями.

Для реализации поставленных в данной работе задач были использованы следующие методы:

- монографический, статистический, аналитический (анализ документов).

 

 

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

 

В связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные  акты (указы Президента, постановления  Правительства), регулирующие прямо  или косвенно постановку учета в  организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный  закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого  уровня системы является Гражданский  кодекс Российской Федерации. В его  первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. 1

К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон  от 14.06.95 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", Федеральный  закон от 26.12.95 208-ФЗ "Об акционерных  обществах"

В настоящее время разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены особые правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета. 2

Второй уровень системы  нормативного регулирования составят положения по бухгалтерскому учёту. В этих документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета, возможные  бухгалтерские приемы без раскрытия  конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях  и т. п. К этой группе документов относятся  методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости  продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской  отчетности и др. Одним из важнейших  документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также  можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации  по вопросам, возникающим впервые  в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются  применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам  деятельности (промышленность, капитальное  строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).

 

  1. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета

 

Нормативный акт - это акт  правотворчества, исходящий от компетентного  государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт  действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного  числа однообразных и повторяющихся  случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный  акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в  конкретной ситуации к конкретному  лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные  акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости  от того, каким органом принят нормативный  акт, определяется его юридическая  сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов  исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом  государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают  федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов  Федерации. К актам федеральных  органов государственного управления относятся указы Президента и  постановления Правительства.

Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании  и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать  нормы Конституции РФ и федеральных  законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право  принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления  Правительства Российской Федерации  принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и  являются нормативными актами, так  как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных  органов исполнительной власти - нормативные  акты, принимаемые министерствами и  ведомствами и обязательные к  применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых  министерств и ведомств, к которым  относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет  РФ, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные  акты в пределах и случаях, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства  РФ. Различные виды нормативных актов  получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных  актов. Термин "законодательство" применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные  законы, указы Президента и постановления  Правительства. Термин "подзаконный  акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и  ведомственным актам.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

  • - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • - составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета России