Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:34, реферат
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).
Содержание
1 Монополистическая конкуренция
1.1 Особенности монополистической конкуренции
1.2 Краткосрочный период
1.3 Долгосрочный период
1.4 Влияние монополистической конкуренции на общество
2 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина
3 Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон
4 Несовершенная конкуренция Дж.В.Робинсон и Э.Чемберлина
5 Отличие подхода к анализу «монополистической конкуренции» Э.Чемберлина от концепции Дж.Робинсон
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Башкирский государственный университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «микроэкономика»
на тему «Модели монополистической конкуренции М.Чемберлина и Д.Робинсон: Сравнительный анализ»
Выполнила: студентка «Экономика»
ОДО,1 курса, 11группы, длэ
Проверил: К.э.н, доц. Насырова С.И.
Стерлитамак 2011
Содержание
1 Монополистическая конкуренция
1.1 Особенности монополистической конкуренции
1.2 Краткосрочный период
1.3 Долгосрочный период
1.4 Влияние монополистической конкуренции на общество
2 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина
3 Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон
4 Несовершенная конкуренция Дж.В.Робинсон и Э.Чемберлина
5 Отличие подхода к
анализу «монополистической
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).
Монополистическая конкуренция
является не только наиболее распространённой,
но и наиболее трудно изучаемой формой
отраслевых структур. Для подобной
отрасли не может быть построено
точной абстрактной модели, как это
можно сделать в случаях чистой
монополии и чистой конкуренции.
Многое здесь зависит от конкретных
деталей, характеризующих продукцию
и стратегию развития производителя,
предсказать которые
Примерами монополистических
конкурентов служат небольшие сети
магазинов, ресторанов, рынок сетевой
связи и тому подобные отрасли. Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию монополии,
поскольку отдельные фирмы
Особенности монополистической конкуренции
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Краткосрочный период
Рис.1 - Абстрактная модель монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.
Суть монополистической
конкуренции заключается в том,
что каждая фирма продает продукцию,
на которую существует много близких,
но несовершенных заменителей. В
результате каждая фирма имеет дело
с убывающей кривой спроса на свою
продукцию. В краткосрочном периоде
поведение фирмы в условиях монополистической
конкуренции во многом аналогично поведению
монополии. Так как товар данной
фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов
особыми качественными
Долгосрочный период
Рис.2 - Абстрактная модель монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.
Влияние монополистической конкуренции на общество
При монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения в неразумных и неоправданных расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются следующие аргументы.
1. Общество бесполезно
тратит ограниченные редкие
2. Дифференцирование и
реклама стремятся
3. Информация, содержащаяся
в рекламе, по меньшей мере
минимальна и недостаточна, а
часто бывает и намеренно
4. Реклама своего продукта
становится обязательной для
фирмы, не желающей проиграть
в конкурентной борьбе. Фирмы
вынуждены расходовать
5. Расходы на рекламу
столь велики, что способны стать
барьером на пути вхождения
в отрасль и тем самым
6. Реклама превращается в вид налога на общество. На 15 мин новостей по телевидению приходится до 20 мин рекламы. Покупая газеты или журнал, потребитель вместе с 50 страницами интересующего его текста вынужден платить и за 75 страниц рекламных объявлений.
Однако несправедливо
было бы видеть только отрицательные
стороны монополистической
Их сторонники отмечают, что:
1. Дифференциация продукта
помогает наиболее полно
2. Постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни.
3. Дифференциация продукта
развивается в направлении
4. Реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.
5. Дифференциация и реклама
стимулируют конкуренцию и
Как бы то ни было, монополистическая
конкуренция очень близка по многим
показателям к конкуренции
Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина
Анализ новой рыночной
конъюнктуры был дан
Э.Чемберлин осознавал, что идиллическая абстракция совершенной конкуренции уже не отвечает реальности, неоклассическая доктрина нуждается в серьезном уточнении.
Основные категории Чемберлина таковы:
«чистая конкуренция» –
это такая ситуация на рынке, когда
число продавцов и покупателей
настолько велико, что никто не
имеет возможности
«чистая монополия» – такое состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой, что дает возможность производителям полностью диктовать цены.
Традиционная неоклассическая
доктрина рассматривала конкуренцию
и монополию как
Монополистическая конкуренция в работе Э.Чемберлина – это рыночная структура, в которой: число продавцов достаточно велико, каждая фирма действует независимо, не принимая во внимание эффект, который окажут ее действия на поведение соперников; продукт качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов; вход на рынок производителей близких групп товаров-субститутов не ограничен, поэтому на рынке существует большое число взаимозаменяемых товаров.
Главным условием овладения рынком является, по мнению Э.Чемберлина, контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается дифференциацией продукта – наличием у товара какого-либо отличительного признака.
В этом случае монополия
связана с дифференциацией