Международные стандарты на тему: «Переход на МСФО: проблема и практика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:17, реферат

Описание работы

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что учет России не отвечает международным нормам, отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)……………5
2. Переход на МСФО………………………………………………………….10
3. Основные проблемы перехода коммерческих организаций на МСФО..13
4. Пути решения проблем перехода на МСФО……………………………..20
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

_Международные стандарты_Копейск.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

       

     Переход на МСФО

       В Российской Федерации вопрос  о применении МСФО при составлении  отчетности был впервые поставлен  в 1992г. Среди первых компаний, применивших МСФО, были АвтоВАЗ, крупные нефтяные компании. Аналогичные процессы шли в банковском секторе, где сотрудничество с западными финансовыми институтами стало невозможным без составления отчетности по международным стандартам. Сегодня все крупнейшие банки составляют финансовую отчетность по МСФО.

 Необходимо  отметить, что применение МСФО  требует совершенно новых знаний  и навыков работы. МСФО не являются  сводом строгих, детальных правил, это, скорее, набор принципов и  требований. Подход к их реализации  определяется организацией, самостоятельно исходя из конкретной экономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российской бухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетных регистров. МСФО - это стандарты отчетности, т. е. заключительного этапа бухгалтерской работы.

 В  Российской Федерации переход  к обязательному использованию  международных стандартов финансовой  отчетности предполагается производить  поэтапно. Постановлением Правительства  РФ от 06.03. 1998 N утверждена Программа  реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве цели реформирования системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Программа предусматривает формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в РФ с основными тенденциями внедрения стандартов на международном уровне; оказание методической организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

 Предполагается  совершенствование нормативного  правового регулирования, формирование  нормативной базы (стандартов), методическое  обеспечение (издание инструкций, методических указаний, комментариев). В качестве первоочередных мер Программой указаны подготовка необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 21. 11. 1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; разработка и утверждение положений по бухгалтерскому учету, включающих основные требования международных стандартов; пересмотр Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению.

 В  Москве отправным этапом реализации  Программы стало Распоряжение  мэра Москвы от 03. 08. 1999 N 831-РМ «О  реформировании бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях г. Москвы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

После принятия Программы бухгалтерское  законодательство было значительно  адаптировано к МСФО. Так, приняты  ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов, и затрат по их обслуживанию», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Порядок учета, установленный ПБУ 17/02, имеет как сходства, так и различия с порядком учета затрат на НИОКР. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» предложен порядок определения налога на прибыль, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль определяется путем корректировки данных бухгалтерского учета. Впервые в российской практике появились понятия отложенных налоговых обязательств и налоговых активов, для их учета предполагается введение новых счетов -09 и 77. Пересмотрены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В соответствии с Официальным сообщением Банка  России от 02. 06. 2003 «О переходе банковского  сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» переход всех кредитных  организаций РФ на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО предусмотрен с 2004г. В Сообщении определено, что переход осуществляется в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.

 Дело  усложняется также тем, что МСФО периодически обновляются. Например, в 2005 г. предполагалось значительное уменьшение объема стандартов и изложение только основных принципов и базовых правил. Российским организациям предстоит отслеживать изменения в МСФО. Наконец, в Российской Федерации отсутствует правовой статус решений КМСФО.

 В  настоящее время в российских  организациях применяются две  системы учета, каждая из которых  предназначена для решения самостоятельных  задач. 

 В  связи с этим ПБУ 18/02 позволяет  учесть отклонения бухгалтерского учета от налогового законодательства с помощью ведения так называемых постоянных и временных разниц. Однако без изменения налогового законодательства, в частности СТ.1 НК РФ и статей, посвященных налоговому учету, ПБУ 18/02 вряд ли окажет существенное воздействие на положение дел. 
 
 
 
 
 
 

       Проблемы перехода  российских организаций  на МСФО

          Более десяти лет назад была разработана программа МСФО и все национальные «стандарты» - Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ). Тем не менее, внедрение МСФО в нашей стране продвигается медленно. 

           Основным барьером на пути  международных стандартов оказалось  законодательство. Отсутствие норм, регламентирующих ведение учёта  по МСФО, приводит к ситуации, когда эта отчётность фактически  остается вне закона.

          Другой проблемой является несовместимость  международных стандартов с российскими  традициями и практикой ведения  учета, так как в них нет  привычных для отечественной  бухгалтерии Плана счетов, проводок, форм первичных документов и  учётных регистров. МСФО представляют собой стандарты именно отчётности - заключительного этапа бухгалтерской работы. Таким образом, при всем желании ни одна наша организация не сможет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, основываясь только на МСФО.

 Помимо  этого международные стандарты  требуют проведения оценки активов  и обязательств по так называемой  «справедливой стоимости», а не  по первоначальной стоимости,  как принято в России. На практике  это в России приведёт к  тому, что стоимость, например, основных средств возрастает во много раз по сравнению с их стоимостью, оценённой по действующим правилам. Соответственно возрастает доля амортизации основных средств в себестоимости. Далее вырастут тарифы, цены, увеличится заработная плата. И касается это не только крупных компаний, таких как РАО ЕС или Газпром, а абсолютно всех предприятий, в частности, организаций жилищно-коммунального комплекса. Если все основные средства ЖКХ оценить по «справедливой стоимости», каждый россиянин почувствует на своём кармане разницу между последствиями применения российских и международных стандартов.  

 Ещё  один аспект внедрения международных  стандартов в России, равно как  любой другой стране, - наличие  квалифицированных специалистов, которые  могут понимать и применять МСФО. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и понимании ее. И, безусловно, предприятиям, переходящим на МСФО, понадобятся на это значительные денежные средства. Так, на обучение международным стандартам финансовой отчетности бухгалтера может уйти от трёх до шести месяцев, а стоимость базовой программы может составлять в среднем 30-50 тыс. руб. Кроме того, затраты будут связаны и с приобретением новых программных продуктов, проведением переоценки. Подобные дополнительные затраты для многих организаций могут оказаться весьма существенными.

 При  формировании отчётности по международным  стандартам организации столкнутся  не только с отсутствием квалифицированного  персонала, но и с перестройкой  менталитета бухгалтера. Во-первых, как уже говорилось, МСФО определяют требования к составу и содержанию информации в отчётности, а российский бухгалтер привык к регламентации, прежде всего, не содержания информации отчетности, а того порядка учета, который обеспечивает формирование требуемой для отчетности информации.

 Во-вторых, способ изложения МСФО не привычен  для российского бухгалтера, так как не соответствует традициям российского нормотворчества, хотя МСФО в отличие от ПБУ изложены однозначно и непротиворечиво.

В-третьих, существенны различия в терминологических понятиях. В российской и используемой в МСФО (англоязычной) достаточно много терминов, для которых нет взаимного соответствия. При переводе МСФО возникает проблема обозначения тех англоязычных терминов, которым нет точного русскоязычного эквивалента. Надо использовать либо новую систему русскоязычных терминов, либо точный перевод многих англоязычных терминов.

 Сложность  перехода заключается также и  в том, что комитет по международным  стандартам финансовой отчетности (КМСФО) не разрешает стране, которая приняла решение использовать МСФО, не только править изначальный текст, но и комментировать положения МСФО. На практике это означает, что государство, принявшее для себя обязательство работать по МСФО, должно обязать все организации страны работать с оригиналом МСФО, изданным на английском языке. В случае возникновения недоразумений или неясностей организации страны самостоятельно или через профессиональные организации должны получать соответствующие разъяснения. В настоящее время механизма получения разъяснений не существует, если его создать, то он, наверняка, будет на возмездной основе, а стоимость консалтинговых услуг иностранных специалистов довольно высока. Абсурдность этого варианта использования МСФО очевидна. К тому же работа по переизданию МСФО с учетом дополнений и изменений, которые КМСФО постепенно вводит в основной текст, проводится постепенно, поэтому следующее издание будет отставать, как минимум, на год.

 Другая  проблема заключается в том,  что МСФО - это система правил для компаний, работающих в условиях развитых рыночных отношений, описывающая типичные хозяйственные операции. С одной стороны, в российской экономике пока нет ряда объектов учета, типичных в хозяйственной практике рыночной экономики (например, некоторые финансовые инструменты), а с другой, для России типичны хозяйственные операции (объекты учета), правила, регулирования которых недостаточно разработаны в международных стандартах (например, не денежные расчеты, вынужденная консервация бизнеса в силу высокой степени неопределенности его перспектив, безвозмездная передача имущества, беспроцентные займы и пр.).  

 Помимо  вышеизложенного применению МСФО  препятствует политика налоговых  органов в отношении бухгалтерского  учета и отчетности. Подчиняя  формирование бухгалтерской информации  специфическим правилам и требованиям  налогового законодательства, мы получаем односторонне ориентированную бухгалтерскую отчетность. В ней представлена стоимость имущества, подлежащего налогообложению, другие налогооблагаемые показатели, но она содержит искаженную информацию о рентабельности вложенного капитала, чистой прибыли, распределяемой акционерами, действительном финансовом положении и ликвидности организации. Нельзя определить реальную капитализацию организации: в бухгалтерской отчетности отсутствует достоверная информация, интересующая акционеров, инвесторов и кредиторов. Какие бы решения в отношении применения МСФО ни принимались, организации вынуждены постоянно оглядываться на налоговые органы, вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность по методике, привычной для налогового ведомства.

 С  подобными трудностями перехода на МСФО сталкивается не только Россия. Так, проведенное международное исследование в области финансовой отчетности, не выявило явного сближения национальных стандартов с МСФО в большинстве стран, в которых проводилось исследование. В трети из обследованных 62 стран признается необходимость сближения национальных стандартов и МСФО, и предполагаются конкретные меры по соответствующему изменению национальных стандартов. В половине же обследованных стран не предпринимается никаких сколько-нибудь серьезных шагов по преодолению имеющихся существенных различий между национальными и международными стандартами. В то же время в декабре 2003 года произошли значительные изменения самих МСФО, что привело к еще более значительным отличиям МСФО от национальных стандартов. 

 Однако, несмотря на то, что применение  МСФО в России представляется  весьма проблематичным, ситуация  не является безнадежной. В  июле 2004 г. По решению Правительства  РФ была разработана Концепция  развития бухгалтерского учета  и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, направленная на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Этот документ призван также обеспечить доступ к ней заинтересованным пользователям. В нынешнем отечественном балансе и всех его приложениях потенциальный инвестор ничего полезного для себя не увидит, в нашей стране баланс составляется не для «заинтересованных лиц», а для налоговой инспекции. Так что переделывать отчетность недостаточно. Нужна еще и грамотная налоговая политика. Довольно большие сроки реформы чиновники объясняют тем, что каждый международный стандарт надо сначала перевести на русский язык, затем нужна профессиональная общественная экспертиза.

Информация о работе Международные стандарты на тему: «Переход на МСФО: проблема и практика»