Международные стандарты аудита, их роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.

Содержание

Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений………………………………………………...3
Назначение и классификация МСА, их применение в России………….8
Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………...13
Аудит и сопутствующие услуги……………………..…………………..19
Список используемой литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по МСА.docx

— 297.53 Кб (Скачать)

       КМАП  является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМАП назначаются организациями-членами  МФБ в странах, выбранных Советом  МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной  из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные  лица из стран, не представленных в  КМАП.

       В настоящее время функции Комитета по международной аудиторской практике выполняет Совет по международным  аудиторским и гарантирующим  стандартам (IAASB). В структуру МФБ  входит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять надзор за соблюдением  членами МФБ их обязанностей и  сотрудничать с Транснациональным  аудиторским комитетом.

       Таким образом, значение МСА заключается  в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные  экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии  в соответствии с профессиональными  требованиями мирового уровня, а также  единый подход к проведению и пониманию  аудита и его качеству.

 

  1. Назначение  и классификация  МСА, их применение в  России.

       Назначение  международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается  в следующем:

       • они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

       • стандарты способствуют внедрению  в практику работы аудиторов новых  научных достижений и создают  достойный общественный имидж профессии аудитора;

       • с их помощью обеспечивается связь  отдельных элементов процесса аудиторской  проверки и создается возможность  контроля качества работы аудитора;

       • их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении  претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

       Первые  международные аудиторские стандарты  появились в 1937—1939 гг. К 1994 г. было разработано  сорок пять стандартов, включая и  положения по международной аудиторской  практике (ПМАП). К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен. Одновременно их состав значительно  расширился и теперь насчитывает  пятьдесят один стандарт.

       В самом общем виде международные  стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные  стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта  лежит концепция и постулат, что  отражено в табл. 1.2.

       В 2002 г. в России впервые опубликован  официальный перевод международных  стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения — от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в табл. 1.3.

       Международные стандарты аудита применяются при  аудите финансовой отчетности, но их можно  адаптировать и для аудита другой финансовой информации.

       В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может  быть использован для определения  юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в  конкретной стране. Если отдельные  положения и рекомендации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных  положений, принятых в данной стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым  спорное положение решается в  пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать  дополнительные стандарты по тем  аспектам, которые не отражены в  МСА.

       Однако, несмотря на несомненные достижения в области создания международных  стандартов аудита, подлинного единообразия достичь пока не удалось. Поэтому современные МСА можно рассматривать как совокупность национальных и региональных стандартов, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области в разных странах значительно различается.

       Применение  МСА может осуществляться в следующих  вариантах:

       • в качестве национальных аудиторских  стандартов (такая практика характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и  др.);

       • как основа для разработки собственных  аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);

       • принятие к сведению и руководству  в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования  каких-либо аспектов в собственных  аудиторских стандартах (США);

       • как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).

       В отличие от зарубежных стран, где  некоторые стандарты аудиторской  деятельности разработаны еще в  начале XX в., а комплексные системы  стандартов -в 1960—1970 гг., в России подобные наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г.

       Анализируя  различия между международными и  российскими стандартами (приложение 1), следует отметить, что они не являются более значительными, чем  различия между международными и  национальными стандартами, например, Германии, Франции и других стран.

       Различия  между российскими и международными стандартами обусловлены в основном тремя причинами:

       • наши правила основываются на действующем  законодательстве, соответствующем  особенностям функционирования российской экономики;

       • многие положения МСА основаны на западной «общепринятой системе  бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим российским правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

       • отдельные положения МСА основываются на малоизвестных у нас понятиях; например, в нашей стране отсутствуют  нормативные документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе  внутреннего контроля.

       Следуя  отечественным стандартам, российские аудиторы имеют возможность приблизиться по качеству и характеру своей  работы к международным требованиям.

       Современный этап развития аудиторской деятельности в России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные  предпосылки для формирования полноценной  отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения  Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы  и сформирован основной пакет  законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ явилось подтверждением окончательного становления аудита в России. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе. В ст. 9 данного Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:

       • на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись  российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте РФ;

       • на втором этапе (с 2002 г. по настоящее  время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. № 405, 7 октября 2004 г. № 532, 16 апреля 2005 г. № 228). Работа по пересмотру ранее  одобренных аудиторских стандартов продолжается и до момента утверждения  соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных  стандартов.

       Федеральные правила (стандарты) отличаются от ранее  принятых российских аудиторских стандартов не только по механизму разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в  рыночной экономике. В настоящее  время в соответствии с принципами МСА разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.

 

  1. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

       Цель  аудита, как отмечалось — это  формирование мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Бухгалтерская отчетность в каждой стране, в зависимости  от исторически сложившихся условий, имеет свои особенности формирования и представления. Поэтому в ходе аудиторской проверки за пределами  национальных границ у аудитора могут  возникнуть некоторые трудности  из-за неоднородности международной  практики учета. Для гармонизации национальных моделей и уменьшения различий в  сфере финансовой отчетности необходима стандартизация учетных процедур и  гармонизация различных систем бухгалтерского учета. Процесс гармонизации означает сближение целевой ориентации учетных  систем и национальных моделей учета. Суть гармонизации заключается в  том, что в каждой стране может  существовать своя модель организации  учета и система учетных стандартов, но они не должны противоречить аналогичным  стандартам других стран и их сообществ (объединений). Процесс стандартизации предполагает разработку правил, норм и учетных процедур для практического  применения, т. е. унификацию учета.

       Национальные  стандарты создаются каждой страной  самостоятельно. Их содержание, порядок  разработки и утверждения отражают социально-экономические и политические реалии данной страны. Для более  глубокого понимания национальных особенностей учетно-аудиторской практики в табл. 1.4 представлены основные отличия  в системе нормативного регулирования  учета и аудита в отдельных  странах.

 

       На  региональном уровне сопоставимость моделей  учета и аудита разных стран обеспечивается профессиональными организациями  бухгалтеров, аудиторов и другими  общественными и государственными объединениями. Одновременно с развитием  региональной гармонизации бухгалтерского учета, начиная с 1973 г., осуществляется международная стандартизация (IAS). Лидерами в области международной  стандартизации являются США и Великобритания. Цель разработки международных стандартов и их использования заключается  в гармонизации национальных систем учета и отчетности. Под международной  учетной системой понимается система  подготовки финансовой отчетности в  соответствии со стандартами IASC, разработанными Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Основная задача Комитета состоит в развитии бухгалтерских  принципов, принимаемых во всем мире.

       Современный этап развития гармонизации бухгалтерского учета и отчетности по МСФО характеризуется  следующими направлениями их применения: отдельными организациями на добровольных началах; в качестве критерия допуска  работы на международных рынках капитала; наряду с национальными стандартами  учета; в качестве национальных стандартов; адаптация национальных стандартов к МСФО.

       Наша  страна выбрала путь адаптации национальных учетных стандартов (ПБУ) к МСФО, что является наиболее рациональным. Такой же путь их использования выбрали  и многие европейские страны.

       Таким образом, процессы стандартизации учета  и аудита в международной практике тесно взаимосвязаны. Международные  стандарты аудита и учета (МСА  и МСФО) объединяет то, что:

       • они имеют единую терминологию (единый глоссарий терминов);

       • международные стандарты финансовой отчетности являются критерием соответствия отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита. Единство терминологии помогает избежать разногласий в целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемого лица. В международных стандартах аудита имеются и прямые ссылки на международные стандарты финансовой отчетности. Особенно этот процесс стал заметен в процессе переработки МСА после 1994 г. Взаимосвязь МСА и МСФО представлена в табл. 1.5

Информация о работе Международные стандарты аудита, их роль и значение