Международные стандарты аудита, их роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.

Содержание

Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений………………………………………………...3
Назначение и классификация МСА, их применение в России………….8
Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………...13
Аудит и сопутствующие услуги……………………..…………………..19
Список используемой литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по МСА.docx

— 297.53 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Московский  государственный  университет прикладной биотехнологии (МГУПБ) 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине «Международные стандарты аудита»

На  тему: «Международные стандарты аудита, их роль и значение» 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 

5 курса ФБО 

Шифр 460514

Мутаф Надежда 
 

Москва 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений………………………………………………...3
  2. Назначение и классификация МСА, их применение в России………….8
  3. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………...13
  4. Аудит и сопутствующие услуги……………………..…………………..19

    Список используемой литературы………………………………………23 

 

  1. Место аудита и роль международных  стандартов аудита в  системе экономических  отношений.
 

       Аудит как элемент рыночных отношений  получил признание практически  во всем мире. Пользователями аудиторских  услуг являются юридические и  физические лица, заинтересованные в  достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них  имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.

       Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного  мнения аудитора относительно проверяемой  бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность  финансовой информации, он предотвращает  столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

       За  более чем столетнюю историю  аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений  и требований, следование которым  способствует повышению качества и  надежности аудита. В экономической  литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской  практики:

       • первый период связан с принятием  сначала в Англии в 1844 г., а затем  во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих  необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;

       • второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;

       • третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется  усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала; в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего  контроля и систем управления;

       • четвертый этап длится до 1940 г., для  него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных  ошибок, развитие методологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;

       • пятый период — с 1940 г. и по настоящее  время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных  корпораций, а также углублением  мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных  требований к качеству аудита, порядку  его осуществления и профессиональной этике.

       С целью реализации этих требований мировым  сообществом выработаны определенные правила и положения — международные  стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в  разных странах и в различных  отраслях.

       Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым  должны следовать все аудиторы в  процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой  цели:

       • развитию аудита в тех странах, где  уровень профессионализма ниже общемирового;

       • по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в международном масштабе.

       Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым  рядом объективных причин:

       • во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового  учета (выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к  единообразию отчетности, что открывает  возможность применения общих подходов к аудиту);

       • во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в  сфере аудита и консалтинговых услуг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит  не более чем десяти крупнейшим компаниям  и ассоциациям);

       • в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый 

       набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.

       Стандарты аудита, являясь критерием для  определения качества аудиторских  услуг, позволяют пользователям  финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор  не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет  проведена добросовестно. Именно в  этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

       Потребности в услугах аудиторов возникают  и в связи со следующими обстоятельствами:

       • операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и  сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах  аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;

       • пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным  записям, кроме того, им недостает  соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую  они не в состоянии выполнить  самостоятельно;

       • последствия решений, принимаемых  пользователями, могут быть так значительны  для них, что достоверность и  полнота информации, получаемая через  аудиторов, им жизненно необходима.

       Пользователи  финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что  наглядно иллюстрирует табл. 1.1.

       Как элемент рыночных отношений аудит  отвечает потребностям участников рынка (действие закона спроса и предложения). И по мере налаживания и развития рыночных отношений, интернационализации  бизнеса, появления крупных компаний и холдингов, расширения сфер их деятельности и экономических связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной этим процессам международной системы аудита. В современном мире, где происходят интеграционные процессы, охватывающие все сферы экономической и социальной жизни общества, роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается.

       Следовательно, на развитие международных стандартов аудита влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам развития следует отнести:

       • развитие и углубление мирохозяйственных  связей, создание транснациональных  компаний, что приводит к унификации принципов учета и отчетности;

       • динамичное развитие фондового рынка, мри этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке;

       • аудит, который относится к сфере услуг, традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что приводит к созданию мультинациональных компаний в этой области и появлению профессиональных международных организаций.

       Внутренние  факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций:

       • процесс концентрации капитала в  сфере аудита и консалтинга, где  более 90% этого рынка принадлежит 10—12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества;

       • создание, развитие и работа различных международных организаций в области учета и аудита, среди которых следует выделить такие, как Международная федерация бухгалтеров (МФБ); Комитет по международной аудиторской практике (КМАП); Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS); Экономический и социальный совет при ООН; Комиссия по транснациональным компаниям; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН; Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ЕС; Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

       Основная  роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета» (параграф 2). При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

       МФБ ставит перед собой задачу обеспечения  единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами не зависимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

       Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет  особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих  услуг - их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует  международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

       Механизм  выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

       1. КМАП выбирает тему для подробного  изучения подкомитетом, выделенным  для этой цели из состава  комитета;

       2. Подкомитет изучает предварительно  собранную информацию в виде  положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных  в странах, участвующих в МФБ,  или региональными профессиональными  организациями; 

       3. Подкомитет разрабатывает проект  норматива и передает его на  рассмотрение в КМАП;

       4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов  от общего состава, но не  менее чем девятью голосами  из числа членов, присутствующих  на заседании; 

       5. Проект норматива направляется  для изучения и написания комментариев  странам-членам МФБ, а также  международным организациям, круг  которых определяется КМАП;

       6. Комментарии рассматриваются подкомитетом  МФБ, которому поручена разработка  стандарта, а подготовленный с  учетом комментариев проект снова  направляется на рассмотрение  в КМАП;

       7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;

       8. Одобренный проект выпускается  как окончательный норматив и  вступает в действие с момента  опубликования. 

Информация о работе Международные стандарты аудита, их роль и значение