Методологические основы стратегического управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска.

Работа содержит 1 файл

черновик реферата.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

  На  основании анализа работ целого ряда авторов можно сделать вывод, что стратегический управленческий учет выполняет три наиболее характерные функции: 1) стратегический управленческий учет поддерживает процесс принятия решений; 2) стратегический управленческий учет является системой для обеспечения сотрудников предприятия информацией; 3) стратегический управленческий учет - это технология, которая позволяет изменить пути предоставления информации, если существующие методы ее получения не соответствуют потребностям предприятия. [Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет. – Рид Групп, 2011].

  К. Друри приводит следующие направления для характеристики стратегического управленческого учета: а) выход за пределы внутренней ориентированности традиционного управленческого учета и получения информации о конкурентах; б) определение зависимости между стратегической позицией, выбранной компанией, и ожидаемым применением управленческого учета (т.е. отчетность с точки зрения стратегического позиционирования); в) получение конкурентного преимущества за счет анализа способов сокращения расходов и /или повышения степени дифференцированности продукции компании при помощи использования связей в цепочке ценности и оптимизация факторов издержек.

  Стратегический  учет вносит в научную теорию управленческого  учета такие понятия, как: 1)«видение» - описание будущего компании на перспективу 5 - 10 лет, которое должно отражать все наиболее существенные характеристики деятельности компании: характеристики продуктов, ключевые ценности и т.д.; 2) «миссия» - определение «предназначения» компании, желаемых результатов деятельности; 3) «стратегия» - это намеченный путь движения от текущего состояния к желаемому будущему; желаемое состояние определяется «миссией» и «видением компании», а путь движения - системой целей и планом действий; опираясь на разработанный план, можно начинать целенаправленное движение - реализовывать стратегию; 4) «стратегические цели» - это количественные или качественные ориентиры развития компании; они разрабатываются на основе имеющихся «миссии», «видения», результатов стратегического анализа отрасли, оценки уровня конкуренции в ней, имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей; цели должны быть ясными, измеримыми, ориентированными на конкретные действия, достижимыми и соотноситься с определенными временными интервалами; 5) «стратегический план» - определяет направление деятельности в целом и формулирует общие цели при минимальном числе конкретных данных. [Казора О.Л, Иванеева Е.В, Стратегические аспекты управленческого учета в принятии перспективных управленческих решений, Вестник ОрелГИЭТ, 2010, №2(12), стр.107, 109]. 

  Основные  различия и сходство традиционного и стратегического управленческого учета представлены в таблице.

 Таблица 4

   Сравнительная характеристика стратегического управленческого  учета и оперативного (текущего) управленческого учета

Признак сравнения Стратегический  УУ Оперативный (текущий) УУ
Цель Формирование  информации для выполнения миссии и  достижения стратегических целей Формирование  информации для достижения текущих (среднесрочных и краткосрочных) целей
Концентрация  внимания Концентрация  внимания на внешней и внутренней среде Концентрация  внимания на внутренней среде
Влияние факторов на деятельность организации В одинаковой степени  влияние внешних факторов макросреды и внутренних факторов микросреды В большей степени  влияние внутренних факторов микросреды и в незначительной степени влияние внешних факторов макросреды
Анализ  внутренних факторов и процессов Осуществляется Осуществляется
Анализ  внешних факторов и процессов Осуществляется  в равной степени с внутренними  факторами и процессами Не осуществляется или осуществляется нерегулярно
Использование нефинансовых показателей Используют  в равной степени с финансовыми  показателями Используют  в равной степени с финансовыми  показателями
Использование учетных данных Высшим руководством хозяйствующего субъекта для стратегического управления Высшим, средним  и низшим уровнями управления для  оперативного (текущего) управления
Основные  задачи Информационное  обеспечение:

1. Для разработки стратегических целей и стратегических направлений их достижения;

2.Стратегического планирования;

3. Анализа  конъюнктуры, перспектив и состояния  рынка;

4. Анализа  и оценки существующего потенциала  предприятия;

5. Установления  соотношения объема продаж по  изделиям и рынкам сбыта;

6. Установления  требований к сбытовым и обеспечивающим  службам, сетям технического обслуживания с учетом принимаемой стратегии;

7. Определения  и анализа подконтрольных показателей  в соответствии с принятыми  стратегическими целями;

8. Анализа  влияния отклонений на выполнение  стратегии и принятие регулирующих  решений

Информационное  обеспечение:

1. Для  анализа и контроля плановых (нормативных)  и фактических показателей с  целью выявления причин, виновников  и последствий отклонений;

2. Анализа  влияния отклонений на выполнение краткосрочных и среднесрочных планов (целей);

3. Принятия  оперативных (текущих) управленческих  решений

Методы  и инструменты 1. Портфельный  анализ

2. PFC – методики

3. Производные  балансовые отчеты

4. Сбалансированная  система показателей

5. Экономико-математические  модели

6. Методы  прогнозирования и дисконтирования

1. Нормативный  учет

         2. Директ – костинг

 3. Стандарт – костинг

         4. Таджер – костинг

         5. ABC – методики

6. Производные  балансовые методики

7. Хозяйственный  и внутрихозяйственный расчет

Учет  риска деятельности Учитывается в большой степени Не учитывается  либо учитывается в незначительной степени
Использование учетных данных для их анализа  при принятии управленческих решений Анализ факторов макроокружения (внешней) среды деятельности: диагностический анализ, STEP – анализ, SWOT – анализ и другие;

Анализ  факторов микроокружения (внутренней) среды: ресурсный анализ, проверка и анализ компетенции, анализ внутренней деятельности с использованием модели ценностной цепочки Портера, сравнительный анализ – сопоставление результатов деятельности с показателями деятельности конкурентов и другие

Анализ производственной деятельности всего предприятия  и его отдельных подразделений, отраженной экономическими показателями
Объект  учета Любой (в зависимости  от целей стратегического управления) Затраты, издержки, себестоимость, результаты, центры ответственности, виды деятельности
 

Общим для традиционного и стратегического управленческого учета является то, что они в равной степени формируют финансовую и нефинансовую  информации, их данные используются в равной мере для анализа внутренних факторов и процессов, внимание менеджмента сосредоточено на внутренней среде организации. Имеются и различия.

  Во - первых, исходя из целевой направленности, цель стратегического управленческого учета - формирование информации для выполнения миссии предприятия и достижения его стратегических целей, а оперативного управленческого учета - формирование информации для достижения краткосрочных и среднесрочных целей. При этом следует исходить из требования, что при использовании данных обоих видов учета для принятия управленческих решений необходимо осуществлять анализ факторов макро – и микроокружения при стратегическом управлении и анализ факторов только микроокружения при оперативном управлении и учете.

  Во - вторых, потребителями информации стратегического учета в большей степени является высший менеджмент организации, потребителями информации оперативного управленческого учета – средний и низший менеджмент.

  В - третьих, внимание стратегического  учета в большей степени концентрируется на внешней среде, в отличие от оперативного учета, ориентированного почти исключительно на внутреннюю деятельность предприятия и лишь формально касающегося ее отношений с партнерами, конкурентами и инвесторами.

  В – четвертых, использование в стратегическом управленческом учете в большей степени экономико - математических методов, методов прогнозирования и дисконтирования (сбалансированная система показателей, SWOT - анализ, бенчмаркинг, анализ, основанный на концепции стратегических бизнес – единиц, стратегическое управление затратами, модель ценностей цепочки Портера и др.).

  В – пятых, при формировании информационного  обеспечения в стратегическом управленческом учете в большей степени учитывается  риск деятельности организации в  далекой перспективе, в то время как при оперативном управлении и учете этот фактор не учитывается либо учитывается в незначительной степени.

    В – шестых, объектом учета  в системе стратегического управленческого  учета может быть предприятие  в целом, а в текущем управленческом учете – затраты, издержки, себестоимость, результаты, центры ответственности и виды деятельности. [ Маняева В.А Стратегический управленческий учет расходов организации: вопросы теории и практики, Самарский государственный экономический университет, 2009, стр.54 – 57].

Глава 2 Содержание стратегического  управленческого  учета

  Термин  «стратегический управленческий учет»  появился в США и странах Западной Европы в 80 - х гг. XX в., однако очень широкого применения в то время он не нашел. Стратегический управленческий учет следует рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании стратегический управленческий учет призван обеспечить формирование финансовой и нефинансовой информации о конкретном объекте управления для осуществления полного цикла основных функций стратегического управления: анализа, планирования и контроля, на основании которых будут задействованы оставшиеся основные функции: организация и регулирование. В узком понимании под стратегическим управленческим учетом следует понимать процесс идентификации, измерения, накопления, подготовки, интерпретации и представления финансовой и нефинансовой информации для анализа внешней и внутренней среды организации, а также для контроля над выполнением стратегии, на основании чего высшим руководством предприятия принимаются решения для достижения стратегических целей и в конечном итоге миссии организации, а инвесторы осуществляют оценку ее деятельности с точки зрения доходности капитала.

  Цель  стратегического управленческого  учета – на основании данных бухгалтерского финансового учета, налогового учета и статистики осуществлять формирование информации о состоянии внешней и внутренней среды организации для определения ее стратегических целей, разработки стратегии на долгосрочную перспективу, а также для контроля над выполнением принятой стратегии, для принятия регулирующих управленческих решений высшим руководством предприятия.

  Стратегический  управленческий учет выполняет следующие  основные функции: 1) Формирует информацию о внешней и внутренней среде организации для понимания менеджментом ее места в конкурентной среде; на основании данной информации осуществляется анализ и определяются миссии организации, стратегические цели, стратегии и стратегические направления по их достижению; 2) Формирует информацию о внешней и внутренней среде организации для анализа и контроля выполнения стратегии в процессе достижения стратегических целей; 3) На основании информации стратегического учета формируется учетно – контрольно – аналитическое информационное обеспечение, которое позволяет высшему менеджменту организации принимать регулирующие стратегические управленческие решения.

  Общими  задачами стратегического управленческого учета являются:

- исходное  информационное обеспечение за  ряд предшествующих периодов для анализа внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта для определения миссии, стратегических целей и самой стратегии организации;

- информационное  обеспечение за отчетные периоды  анализа внешней и внутренней  среды предприятия для контроля за достижением его стратегических целей и самой стратегией, чтобы при необходимости осуществлять регулирование поставленных целей и стратегии.

  К условиям (предпосылкам) ведения эффективного стратегического управленческого  учета на практике можно отнести: а) заинтересованность и инициативу высшего менеджмента организации; б) информационное обеспечение для принятия стратегических управленческих решений в результате мониторинга внешней и внутренней среды; в) наличие высококвалифицированных специалистов в области стратегического менеджмента; г) идеологию коллектива, культуру и качество управления; д) создание организационной структуры управления и использование эффективных методов управления. [Маняева В.А Стратегический управленческий учет расходов организации: вопросы теории и практики, Самарский государственный экономический университет, 2009, стр.55, 58 – 59, 60].

  В качестве инструментария стратегического управленческого учета выделяют: непрерывное прогнозирование, учет и анализ затрат, бюджетирование, а также система сбалансированных показателей. [Друри, К. Управленческий и производственный учет : учебный комплекс для студентов вузов / К. Друри; пер. с англ. – 6-е изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007].

  1.1 Методы стратегического  управленческого  учета

  Среди современных методов стратегического управленческого учета выделяют:

  1. Анализ эффективности аутсорсинга - задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство. Анализируются производственные затраты, использование мощностей, складские расходы, качество изготовления, логистика, экономия времени, экологические факторы и многое другое.

  2. Анализ конкуренции (бенчмаркинг – Benchmarking - система учета информации о конкурентах) предполагает сопоставление различных характеристик собственного предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Такое сопоставление позволяет выявить как слабые места, так и преимущества фирмы. Одним из способов проведения такого анализа является анонимное анкетирование собственных руководителей. По мнению многих специалистов, этот метод признан одним из важнейших методов выживания в конкурентной борьбе.

Информация о работе Методологические основы стратегического управленческого учета