Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:11, реферат
Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска.
На основании анализа работ целого ряда авторов можно сделать вывод, что стратегический управленческий учет выполняет три наиболее характерные функции: 1) стратегический управленческий учет поддерживает процесс принятия решений; 2) стратегический управленческий учет является системой для обеспечения сотрудников предприятия информацией; 3) стратегический управленческий учет - это технология, которая позволяет изменить пути предоставления информации, если существующие методы ее получения не соответствуют потребностям предприятия. [Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет. – Рид Групп, 2011].
К. Друри приводит следующие направления для характеристики стратегического управленческого учета: а) выход за пределы внутренней ориентированности традиционного управленческого учета и получения информации о конкурентах; б) определение зависимости между стратегической позицией, выбранной компанией, и ожидаемым применением управленческого учета (т.е. отчетность с точки зрения стратегического позиционирования); в) получение конкурентного преимущества за счет анализа способов сокращения расходов и /или повышения степени дифференцированности продукции компании при помощи использования связей в цепочке ценности и оптимизация факторов издержек.
Стратегический учет вносит в научную теорию управленческого учета такие понятия, как: 1)«видение» - описание будущего компании на перспективу 5 - 10 лет, которое должно отражать все наиболее существенные характеристики деятельности компании: характеристики продуктов, ключевые ценности и т.д.; 2) «миссия» - определение «предназначения» компании, желаемых результатов деятельности; 3) «стратегия» - это намеченный путь движения от текущего состояния к желаемому будущему; желаемое состояние определяется «миссией» и «видением компании», а путь движения - системой целей и планом действий; опираясь на разработанный план, можно начинать целенаправленное движение - реализовывать стратегию; 4) «стратегические цели» - это количественные или качественные ориентиры развития компании; они разрабатываются на основе имеющихся «миссии», «видения», результатов стратегического анализа отрасли, оценки уровня конкуренции в ней, имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей; цели должны быть ясными, измеримыми, ориентированными на конкретные действия, достижимыми и соотноситься с определенными временными интервалами; 5) «стратегический план» - определяет направление деятельности в целом и формулирует общие цели при минимальном числе конкретных данных. [Казора О.Л, Иванеева Е.В, Стратегические аспекты управленческого учета в принятии перспективных управленческих решений, Вестник ОрелГИЭТ, 2010, №2(12), стр.107, 109].
Основные различия и сходство традиционного и стратегического управленческого учета представлены в таблице.
Таблица 4
Сравнительная
характеристика стратегического
Признак сравнения | Стратегический УУ | Оперативный (текущий) УУ |
Цель | Формирование информации для выполнения миссии и достижения стратегических целей | Формирование
информации для достижения текущих
(среднесрочных и |
Концентрация внимания | Концентрация внимания на внешней и внутренней среде | Концентрация внимания на внутренней среде |
Влияние факторов на деятельность организации | В одинаковой степени влияние внешних факторов макросреды и внутренних факторов микросреды | В большей степени влияние внутренних факторов микросреды и в незначительной степени влияние внешних факторов макросреды |
Анализ внутренних факторов и процессов | Осуществляется | Осуществляется |
Анализ внешних факторов и процессов | Осуществляется в равной степени с внутренними факторами и процессами | Не осуществляется или осуществляется нерегулярно |
Использование нефинансовых показателей | Используют в равной степени с финансовыми показателями | Используют в равной степени с финансовыми показателями |
Использование учетных данных | Высшим руководством хозяйствующего субъекта для стратегического управления | Высшим, средним и низшим уровнями управления для оперативного (текущего) управления |
Основные задачи | Информационное
обеспечение:
1. Для разработки стратегических целей и стратегических направлений их достижения; 2.Стратегического планирования; 3. Анализа
конъюнктуры, перспектив и 4. Анализа
и оценки существующего 5. Установления соотношения объема продаж по изделиям и рынкам сбыта; 6. Установления
требований к сбытовым и 7. Определения
и анализа подконтрольных 8. Анализа
влияния отклонений на |
Информационное
обеспечение:
1. Для анализа и контроля плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений; 2. Анализа влияния отклонений на выполнение краткосрочных и среднесрочных планов (целей); 3. Принятия
оперативных (текущих) |
Методы и инструменты | 1. Портфельный
анализ
2. PFC – методики 3. Производные балансовые отчеты 4. Сбалансированная система показателей 5. Экономико-математические модели 6. Методы прогнозирования и дисконтирования |
1. Нормативный
учет
2. Директ – костинг 3. Стандарт – костинг 4. Таджер – костинг 5. ABC – методики 6. Производные балансовые методики 7. Хозяйственный и внутрихозяйственный расчет |
Учет риска деятельности | Учитывается в большой степени | Не учитывается либо учитывается в незначительной степени |
Использование учетных данных для их анализа при принятии управленческих решений | Анализ факторов
макроокружения (внешней) среды деятельности:
диагностический анализ, STEP – анализ,
SWOT – анализ и другие;
Анализ факторов микроокружения (внутренней) среды: ресурсный анализ, проверка и анализ компетенции, анализ внутренней деятельности с использованием модели ценностной цепочки Портера, сравнительный анализ – сопоставление результатов деятельности с показателями деятельности конкурентов и другие |
Анализ производственной деятельности всего предприятия и его отдельных подразделений, отраженной экономическими показателями |
Объект учета | Любой (в зависимости
от целей стратегического |
Затраты, издержки, себестоимость, результаты, центры ответственности, виды деятельности |
Общим для традиционного и стратегического управленческого учета является то, что они в равной степени формируют финансовую и нефинансовую информации, их данные используются в равной мере для анализа внутренних факторов и процессов, внимание менеджмента сосредоточено на внутренней среде организации. Имеются и различия.
Во - первых, исходя из целевой направленности, цель стратегического управленческого учета - формирование информации для выполнения миссии предприятия и достижения его стратегических целей, а оперативного управленческого учета - формирование информации для достижения краткосрочных и среднесрочных целей. При этом следует исходить из требования, что при использовании данных обоих видов учета для принятия управленческих решений необходимо осуществлять анализ факторов макро – и микроокружения при стратегическом управлении и анализ факторов только микроокружения при оперативном управлении и учете.
Во - вторых, потребителями информации стратегического учета в большей степени является высший менеджмент организации, потребителями информации оперативного управленческого учета – средний и низший менеджмент.
В - третьих, внимание стратегического учета в большей степени концентрируется на внешней среде, в отличие от оперативного учета, ориентированного почти исключительно на внутреннюю деятельность предприятия и лишь формально касающегося ее отношений с партнерами, конкурентами и инвесторами.
В – четвертых, использование в стратегическом управленческом учете в большей степени экономико - математических методов, методов прогнозирования и дисконтирования (сбалансированная система показателей, SWOT - анализ, бенчмаркинг, анализ, основанный на концепции стратегических бизнес – единиц, стратегическое управление затратами, модель ценностей цепочки Портера и др.).
В
– пятых, при формировании информационного
обеспечения в стратегическом управленческом
учете в большей степени
В – шестых, объектом учета
в системе стратегического
Глава 2 Содержание стратегического управленческого учета
Термин «стратегический управленческий учет» появился в США и странах Западной Европы в 80 - х гг. XX в., однако очень широкого применения в то время он не нашел. Стратегический управленческий учет следует рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании стратегический управленческий учет призван обеспечить формирование финансовой и нефинансовой информации о конкретном объекте управления для осуществления полного цикла основных функций стратегического управления: анализа, планирования и контроля, на основании которых будут задействованы оставшиеся основные функции: организация и регулирование. В узком понимании под стратегическим управленческим учетом следует понимать процесс идентификации, измерения, накопления, подготовки, интерпретации и представления финансовой и нефинансовой информации для анализа внешней и внутренней среды организации, а также для контроля над выполнением стратегии, на основании чего высшим руководством предприятия принимаются решения для достижения стратегических целей и в конечном итоге миссии организации, а инвесторы осуществляют оценку ее деятельности с точки зрения доходности капитала.
Цель
стратегического
Стратегический управленческий учет выполняет следующие основные функции: 1) Формирует информацию о внешней и внутренней среде организации для понимания менеджментом ее места в конкурентной среде; на основании данной информации осуществляется анализ и определяются миссии организации, стратегические цели, стратегии и стратегические направления по их достижению; 2) Формирует информацию о внешней и внутренней среде организации для анализа и контроля выполнения стратегии в процессе достижения стратегических целей; 3) На основании информации стратегического учета формируется учетно – контрольно – аналитическое информационное обеспечение, которое позволяет высшему менеджменту организации принимать регулирующие стратегические управленческие решения.
Общими задачами стратегического управленческого учета являются:
- исходное информационное обеспечение за ряд предшествующих периодов для анализа внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта для определения миссии, стратегических целей и самой стратегии организации;
- информационное
обеспечение за отчетные
К
условиям (предпосылкам) ведения эффективного
стратегического
В качестве инструментария стратегического управленческого учета выделяют: непрерывное прогнозирование, учет и анализ затрат, бюджетирование, а также система сбалансированных показателей. [Друри, К. Управленческий и производственный учет : учебный комплекс для студентов вузов / К. Друри; пер. с англ. – 6-е изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007].
1.1 Методы стратегического управленческого учета
Среди современных методов стратегического управленческого учета выделяют:
1. Анализ эффективности аутсорсинга - задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство. Анализируются производственные затраты, использование мощностей, складские расходы, качество изготовления, логистика, экономия времени, экологические факторы и многое другое.
2. Анализ конкуренции (бенчмаркинг – Benchmarking - система учета информации о конкурентах) предполагает сопоставление различных характеристик собственного предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Такое сопоставление позволяет выявить как слабые места, так и преимущества фирмы. Одним из способов проведения такого анализа является анонимное анкетирование собственных руководителей. По мнению многих специалистов, этот метод признан одним из важнейших методов выживания в конкурентной борьбе.
Информация о работе Методологические основы стратегического управленческого учета