Методика учета и анализ основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:54, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование методики учета и анализа основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать экономическую характеристику и классификацию основных средств на предприятии;
- рассмотреть информационную базу учета движения основных средств;
- ознакомиться с документальным оформлением и своевременным отражением в учетных регистрах поступления основных средств;
- исследовать методы начисления амортизации и отражение в учете сумм износа;

Работа содержит 1 файл

Дилом....docx

— 87.76 Кб (Скачать)

- на субсчете 4 «Приобретение  объектов основных средств» - затраты  на приобретение оборудования, машин,  инструмента, инвентаря и других  объектов основных средств, не  требующих монтажа;

- на субсчете 5 «Приобретение  нематериальных активов» - затраты  на приобретение нематериальных  активов;

- на субсчете 6 «Перевод  молодняка животных в основное  стадо» - затраты на выращивание  молодняка продуктивного и рабочего  скота, переводимого в основное  стадо;

- на субсчете 7 «Приобретение  взрослых животных» - стоимость  взрослого продуктивного и рабочего  скота, приобретенного для основного  стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке;

- на субсчете 8 Выполнение  научно-технических, опытно-конструкторских  и технологических работ» - затраты  на осуществление данных работ.

По дебету счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы» отражают фактические  затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также  затраты на формирование основного  стада.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных  в установленном порядке, списывается  со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные  средства», 03 «Доходные вложения в  материальные ценности», 04 «Нематериальные  активы» и др. Затраты по завершенным  операциям формирования основного  стада списываются со счета 08 в  дебет счета 01 «Основные средства».

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации  в незавершенное строительство  и приобретение основных средств  и нематериальных активов, а также  сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 01.01.2000 г. к незавершенным  капитальным вложениям относят  объекты недвижимости, не прошедшие  государственную регистрацию.

Схема записей по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»  такова:

Таблица 5

Счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет

Кредит

Сн - стоимость незавершенных

капитальных вложений на начало месяца

Затраты по капитальным вложениям

в отчетном месте

Ск - стоимость незавершенных

капитальных вложений на конец  месяца

Фактическая себестоимость  оприходованных основных средств, доходных вложений в материальные ценности и  нематериальных активов (Сн + затраты  отчетного месяца-Ск)


По счёту 08 формируются  следующие бухгалтерские записи:

1. Предъявлена счёт-фактура  за поступление основных средств:

Дт 08 «Капитальные вложения»

Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

2. На сумму НДС:

Дт 19 «Налог на добавленную  стоимость»

Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;

3. Начислена заработная  плата за погрузочно-разгрузочные  работы:

Дт 08 «Капитальные вложения»

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кт 69 «Расчёты по социальному  страхованию и обеспечению».

Счет 01 «Основные средства»  предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих  организации на правах собственности  основных средств, находящихся в  эксплуатации, запасе, на консервации  или сданных в текущую аренду. По отношению к балансу счёт активный, по структуре и назначению основной, инвентарный. Сальдо по дебету – наличие  основных средств, оборот по дебету –  поступление основных средств, оборот по кредиту – списание основных средств.

Основные средства, приобретенные  за плату, приходуются по договорной или рыночной цене покупки с добавлением  расходов по доставку и установке (включая  процент на кредит, полученный для  приобретения основных средств) - до момента  ввода объекта в эксплуатацию:

Дт сч. 01 “Основные средства”

Кт сч. 08 “Капитальные вложения”

Безвозмездные принятые основные средства приходуют:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

98/2 «Безвозмездные поступления».

Ввод в эксплуатацию:

Дт 01 «Основные средства»

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Стоимость полученных основных средств по мере начисления амортизации  по ним списывается:

Дт 98/2 «Безвозмездные поступления»

Кт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Отражена разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей:

Дт 98 «Доходы будущих периодов»

Кт 91 «Прочие доходы и  расходы».

Неучтенные объекты основные средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости  бухгалтерской записью:

Дт сч. 01 “Основные средства”

Кт сч 91 “Прибыли и убытки”

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае:

- продажи,

- прекращения использования  вследствие морального или физического  износа,

- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной  чрезвычайной ситуации;

- передачи в виде вклада  в уставный (складочный) капитал  другой организации, паевой фонд;

- передачи по договору  мены, дарения;

- внесения в счет вклада  по договору о совместной деятельности;

- выявления недостачи  и порчи активов при их инвентаризации;

- частичной ликвидации  при выполнении работ по реконструкции

- в иных случаях. К  иным случаям относится выбытие  основных средств в бухгалтерском  учете, которые физически из  организации не выбывают, но не  способны приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем.

Любое выбытие основных средств  учитывается с помощью счета 91 "Прочие доходы и расходы". Вначале  к счету 01 открывается субсчет "Выбытие  основных средств", в дебет которого переносится стоимость выбывающего  основного средства, а в кредит - сумма накопления амортизации. Далее  происходит списание на счет 91.

При списании основных средств  по причине износа отражаются проводки:

1. Дт 91 «Прочие доходы  и расходы»

Кт 01\10 «Выбытие основных средств».

2. Учитываются расходы  по демонтажу объекта и расчистке  места:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кт 10 «Материалы»

3. Начисление заработной  платы с отчислением за работы  по ликвидации основных средств:

Дт 91 «прочие доходы и  расходы»

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кт 69 «Расчёты по социальному  страхованию и обеспечению»

Путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 91 выявляется финансовый результат от ликвидации объекта (прибыль или убыток). Он списывается на счет 99 «Прибыли и  убытки»:

1. Если дебет счета  91 больше чем кредит счёта 91, то это убыток:

Дт 99 «Прибыли и убытки»

Кт 91 «Прочие доходы и  расходы» (убыток).

2. Если кредит счёта  91 больше чем кредит счёта 91, то это прибыль:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кт 99 «Прибыли и убытки» (прибыль);

При выбытии основных средств  от стихийных бедствий, недостач, хищений  существует особенность определения  финансовых результатов от выбытия:

1. Дт 99 «Прибыли и убытки»

Кт 01 «Основные средства».

При продаже основных средств  организация получает доход, который  согласно пункту 30 ПБУ 6/01 принимается  к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами.

Расходы, связанные с продажей основных средств, относятся к прочим расходам в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации». В состав расходов включается остаточная стоимость  основного средства, затраты на его  демонтаж, транспортировку, упаковку и  так далее.

При выбытии основных средств  накопленная амортизация по объекту  списывается в уменьшение его  первоначальной стоимости:

Дт 02 «Амортизация основных средств»

Кт 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств  вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кт 01 «Основные средства».

Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные  с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные  с выбытием основных средств (выручка  от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 «Прочие  доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат  списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже основных средств  их продажную стоимость отражают:

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Дт 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

Кт 91 «Прочие доходы и  расходы».

Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кт 01 «Основные средства», а сумму амортизации по проданным  основным средствам списывают:

Дт 02 «Амортизация основных средств»

Кт 01 «Основные средства».

В дебет счета 91 списывают  также НДС по основным средствам  и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и др.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость  списывают:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кт 01 «Основные средства», а сумму амортизации:

Дт 02 «Амортизация основных средств»

Кт 01 «Основные средства».

Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке по безвозмездно передаваемым объектам отражают:

Дт 91«Прочие доходы и расходы»

Кт 51 «Расчетный счёт».

Финансовый результат  от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в  счет вклада в общее имущество  по договору простого товарищества, списывают  по остаточной стоимости:

Дт 58 «Финансовые вложения»

Кт 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам списывают:

Дт 02 «Амортизация основных средств»

Кт 01 «Основные средства».

Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Разница между согласованной  оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в  качестве операционного дохода или  расхода. При этом если согласованная  оценка превышает остаточную стоимость  основных средств, то на сумму разницы  делают запись:

Дт 58 «Финансовые вложения»

Кт 91 «Прочие доходы и  расходы».

Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу  отражают следующей записью:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы»

Кт 58 « Финансовые вложение».

Вместо двух записей по списанию остаточной стоимости основных средств, переданных в счет вклада в  уставный капитал других организаций  и по договору простого товарищества, можно составить одну запись:

Дебет счета 58 - на согласованную  стоимость

Кредит счета 01 - на остаточную стоимость

Кредит счета 91 - на превышение согласованной стоимости над  остаточной;

Дебет счета 91 - на превышение остаточной стоимости над согласованной.

Аналитический учёт — учёт, который ведётся в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о  хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта. В  отличие от синтетического учёта  ведётся не только в стоимостных, но и в натуральных показателях.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный  номер в двух экземплярах. Они  могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих  одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное  назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Карточки заполняют на основе первичных документов (актов  приемки-передачи, технических паспортов  и др.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.

Инвентарные карточки могут  группироваться в картотеке согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов подразделов, классов и подклассов — по месту  эксплуатации (по структурным подразделениям организации).

Все инвентарные карточки группируются в инвентарной книге. Инвентарная книга - в торговых и  промышлен. предприятиях служит для  записи всех вещей, необходимых для  ведения предприятия; зданий, установок, машин, орудий, скота, товаров и пр., и отметок перемен, происшедших  в названных вещах.

2.3 Учет амортизации  и восстановления основных средств

Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, и их сумма  постепенно через действующие в  установленном порядке нормы  амортизации включается в себестоимость  продукции, работ и услуг.

Ограниченный срок службы, вызванный моральным и физическим износом, требует включения в  издержки производства стоимости этих активов в течение всего указанного срока. Земля и земельные участки  амортизации не подлежат.

Суммы амортизационных отчислений в каждом отчетном периоде исчисляются  в течение срока полезного  использования объекта с помощью  целого ряда методов. Эти методы должны быть оформлены приказом по учетной  политике предприятия и применяются  неизменно от одного отчетного периода  к другому независимо от его финансового  состояния.

Износ основных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимости  основных средств в результате их снашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда. В  бухгалтерском учете износ основных средств отражается ежемесячно одновременно с начислением амортизации. Сумма  износа равна сумме начисленной  амортизации основных средств.

Информация о работе Методика учета и анализ основных средств