Методика составления производственной программы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе раскрываются некоторые вопросы анализа технико-экономических показателей деятельности предприятия, касающиеся программы выпуска продукции, эффективности использования материалов, ценовой политики, рентабельности и некоторых других. Расчеты дадут возможность получения более точных представлений и выводов о технико-экономических показателях деятельности предприятия. В итоге расчетов выявляется результативность той или иной производственной операции и необходимое ресурсное обеспечение

Содержание

Введение 4
1. Значение производственной программы в хозяйственной деятельности предприятии 5
2. Структура и показатели производственной программы 7
3. Методика составления производственной программы предприятия 9
3.1 Анализ выполнения плана производства 10
3.2 Анализ портфеля заказов 12
3.3 Расчет производственной мощности 13
3.4 Планирование выпуска продукции в натуральном выражении 15
Заключение 19
Список используемых источников 20
Расчетная часть 21

Работа содержит 1 файл

Курсачовый ляляля ГотоВо! ПЕРЕПРОВЕРКИНО.docx

— 50.26 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение             4

1. Значение производственной программы в хозяйственной деятельности предприятии            5

2. Структура и показатели производственной программы     7

3. Методика составления  производственной программы предприятия   9

     3.1 Анализ выполнения плана производства      10

     3.2 Анализ портфеля заказов         12

     3.3 Расчет производственной мощности       13

     3.4 Планирование выпуска продукции  в натуральном выражении  15

Заключение            19

Список используемых источников         20

Расчетная часть            21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы.

     В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Предприятия стремятся к сбыту продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Резко возрастает значения производственной программы, так как выпуск продукции зависит от её обоснованности. Цель производственной программы состоит в обеспечении наивысших производственных результатов на основе более эффективного сочетания трудовых, материальных, финансовых ресурсов и рациональной организации производства. Тема "Производственная программа предприятия" очень актуальна на сегодняшний день. Многие предприятия в нашей стране находятся на грани банкротства, причиной этого может являться неправильно созданная производственная программа.

     Предмет исследования.

     Данным  предметом исследования является структура производственной программы предприятия.

     Объект  исследования.

     Данным  объектом исследования в курсовой работе является создание производственной программы  в современной рыночной экономике.

     Цель  и задачи работы.

     В курсовой работе раскрываются некоторые  вопросы анализа технико-экономических показателей деятельности предприятия, касающиеся программы выпуска продукции, эффективности использования материалов, ценовой политики, рентабельности и некоторых других. Расчеты дадут возможность получения более точных представлений и выводов о технико-экономических показателях деятельности предприятия. В итоге расчетов выявляется результативность той или иной производственной операции и необходимое ресурсное обеспечение. В последующем расчеты будут использованы для выработки управленческих решений и производственной программы.

1  Значение производственной программы в хозяйственной деятельности предприятия

    Производственная  программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

    Производственная  программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.

    Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы- Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе.

    Промышленные  предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

    При разработке производственной программы  предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.

    Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю' на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственных мощностях и их использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для однородной продукции.

    Трудовые  измерители - часы, минуты рабочего времени - применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель - трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы.

    Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения — национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США. [3]

    Обобщающим  показателем производственной программы  предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй - в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и оказывающего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и оказывают услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий. 

2 Структура и показатели производственной программы

     Производственная  программа состоит из двух разделов: плана производства продукции в  натуральном (условно-натуральном) выражении  и плана производства в стоимостном  выражении.

     План  производства продукции  в натуральном  выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества в физических единицах.

     Плановый  объем реализованной  продукции в стоимостном  выражении (Пр) рассчитывается по формуле:

                    Пр=∑ ( Пт ± ∆Опс ± ∆Опо)                   (1)

     где Пт - объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия; Опс - изменение остатков готовой продукции на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

     Опо- изменение остатков готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец панируемого периода;

     Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):

     Дв = Пр =∑  Дв                                   (2)

     Дв = Ц × Oп                             (3)

     где Дв.- валовой доход предприятия от реализации; Ц - цена единицы продукции (оптовая, договорная); Оп - планируемый объем продаж продукции (в натуральном выражении.

     Кроме валового дохода в плане может  предусматриваться также средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. Величина среднего дохода (Дс ) определяется:

     Дс = Дв / Оп                     (4)

Товарная (изготовленная) продукция  включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий : полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц и т.д. Выражается товарная продукция в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах.

Плановый  объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле:

     Пт = ∑ (Ап * Ц) + ∑Ус                                     (5)

где Ап - план выпуска продукции в натуральном выражении; Ц- действующая оптовая цена продукции; Ус - объем услуг и работ промышленного характера; 

     Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она оценивается обычно в сопоставимых ценах.

    Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле:

     Пв - Пт + (Нк - Нн) + (Ик - Ин),              (6)

     где Нк, Нн - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик , Ин - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

     Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно чистой продукции. Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость.

     Плановый  объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

     Пчрма,                  (7)

     Пч=ЗП + Пб                  (8)

     где Зм - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа—амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП - заработная плата с начислениями на нее; Пб - прибыль от реализации продукции.

     Условно чистая продукция у) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

     ПУР + 3М,                    (9)

     Пу=ЗП + Пба.                          (10)

     Показатели  чистой и условно чистой продукции  служат для анализа структуры  производственной программы, планирования фонда оплаты труда. [2] 

3 Методика составления производственной программы предприятия

     Производственная  программа предприятия формируется  таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия по выпуску продукции могут быть больше или меньше запланированного объема продаж. Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Поэтому, если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным, и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать плановый объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде. [1]

     Производственная  программа не только устанавливает  объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета  планов производства структурных подразделений  предприятия. Производственная программа  предприятия рассчитывается на год  с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам. В планах структурных подразделений задания  производственной программы могут  распределяться по более коротким периодам.

     Разработка  производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку  в нем приходится согласовывать  и учитывать огромное число различных факторов. Рассмотрим основные этапы алгоритма формирования программы. 

    3.1 Анализ выполнения плана производства

     Основными задачами анализа выполнения плана  в отчетном и предшествующем плановому  периодах являются:

Информация о работе Методика составления производственной программы предприятия