Методика бухгалтерского учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и т. д.

Работа содержит 1 файл

№11.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Этот  метод применяется при небольших  объемах ремонта и равномерных  расходах в течение отчетного периода.

     В т о рой м  е т о Д предполагает образование ремонтно1'0 фонда (резерва). Он создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет <. Ремонтный фонд». Образование резерва отражается проводкой:

           Д-т 20  «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.

           К-т 96  «Резервы предстоящих расходов».

     Затем фактические затраты на ремонт основных средств списываются за счет созданного резерва, т. е. составляются проводки:

     Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

     К-т 10  «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

     В конце года на счете 96 остаются суммы  неиспользованного Рl':\(,рва, которые:

     относятся на доходы Д-96 К-91 (сумма экономии или  суммы, образовавшиеся в связи с сокращением объема работ); переносятся на следующий год, если ремонт не завершен.

     т р е т и й  м е т о д предполагает отнесение фактических произведенных затрат на расходы будущих периодов. В этом случае фактически произведенные расходы на ремонт основных средств отражаются проводкой Д-97 К-10 и др. Собранные на счете 97 «Расходы будущих периодов» субсчет «Ремонтный фонд», эти затраты в дальнейшем списываются на затраты производства или расходы на продажу равномерно в течение периода ремонта, т.е. Д-20, 44 К-97.

     Следует иметь в виду, что на стоимость  возвратных материальных ценностей, полученных в результате проведения ремонта, уменьшается сумма затрат на капитальный ремонт что оформляется проводками:

  1. Д-10, К-23 - при первом методе;
  2. Д-10, К-96 - при втором методе;
  3. 3) Д-10, К-97 - при третьем методе.

     При капитальном ремонте, осуществляемом подрядным способом, все затраты по ремонту основных средств отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляются на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта приемки-сдачи отремотированных, реконструированных и модернизированных объектов

(ф. № ОС-3). Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченного на приемку основных средств, и представителем организации, производившего работы и сдается в бухгалтерию организации. 3атем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В технический паспорт соответст- вующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с вьполнением видов работ .

  Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, второй передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. 

  1.5.  Образование и использование резерва на ремонт 

    Для равномерного включения в  издержки производства затрат  на ремонт основных средств  организации могут создавать  резерв на ремонт.

  Сумма резерва ежемесячно включается в  себестоимость в размере норматива, установленного организацией самостоятельно. Сумма ежемесячных отчислений в резерв на ремонт основных средств определяется путем деления сметной стоимости ремонта на количество месяцев с начала отчетного года до месяца, в котором запланировано его проведение (п. 17 Методических указаний). Например, организация приняла решение о проведении ремонта оборудования в ноябре отчетного года. Сметная стоимость ремонтных работ - 55 000 руб. Сумма ежемесячных отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств составит 5000 руб. (55 000 : 11 мес.). Работы по сдаче- приемке оформляются актом.

  Для учета наличия и движения сумм резерва используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» по статье «Резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств». Счет 96 пассивный, сальдо по данной статье отражает сумму неиспользованного резерва на указанные работы, т. е. по целевому назначению. Оборот по дебету - использование резерва на оплату работ и услуг, связанных с осуществлением ремонтных работ; оборот по кредиту - суммы ежемесячно создаваемого резерва за счет включения их в себестоимость, затраты организации:

        Д-т 25, 26 К-т 96.

  В конце года при инвентаризации резерва  расходов на ремонт излишне зарезервированные  суммы сторнируются. Если окончание ремонтных работ с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты (п. 77 методических указаний). В бухгалтерском учете составляется запись:

        Д-т 96 К-т 91/1.

  Если  фактические затраты на ремонт превышают сумму начисленного резерва, разница списывается на расходы организации проводкой:

        Д-т 25 К-т 23, 60,

либо делают дополнительную запись Д-т 25 К-т 96.

  Аналитический учет операций по счету 96 «Резервы предстоящих  расходов» ведется в ведомости №15 с переносом в журнал-ордер № 10.

  Если  ремонт основных средств выполняют  хозяйственным способом, тогда затраты на ремонт предварительно относят в дебет счета 23 «Вспомогательное производство» С кредита счетов 10, 70, 69, а по окончании ремонта списывают на счет 96 проводкой:

        Д-т 96 К-т 23.

  При подрядном способе ремонтных  работ на сумму акцептованного счета подрядчика делают проводки: Д-т 96 К-т 60 и Д-т 19 К-т 60. Оплату счета подрядчика отражают проводкой: Д-т 60 К-т 51.

  Учетной политикой организации может  быть предусмотрено, что расходы на ремонт сначала списываются на расходы будущих периодов (Д-т 97 К-т 10, 70, 69, 23), а затем в течение срока, определенного руководством организации, эти расходы равными долями списывают на себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (Д-т 20,25, 26 К-т 97). В таком случае отнесение затрат на ремонт будет более равномерным, что позволит избежать скачков себестоимости.

  Модернизация  или реконструкция объектов основных средств приводят к улучшению  первоначальных нормативных показателей: увеличению срока полезного использования, мощности и т. п. При этом затраты на модернизацию обычно списывают на увеличение первоначальной стоимости основных средств.

  Журнал  хозяйственных операций по вопросам ремонта  и модернизации основных средств

            

Содержание  хозяйственных операций Дт Кт
1 Создание резерва  на ремонт основных средств.

Сумма резерва  на предстоящий год- 120000 руб., ежемесячная  сумма резерва- 10000 руб.,

Создан резерв за полгода в сумме 60000 руб.

 
 
20, 25,

26

 
 
96
2 Использование резерва на основании актов приемки  выполненных ремонтных работ-76000 руб:

- в сумме имеющего  резерва -60000 руб.;

- в сумме повышения  ранее созданного резерва при  его полном использовании-16000 руб.

 
96 

97 (96)

 
60,23 

60,23

       
3 Инвентаризация  резерва:

- на недоиспользуемую  сумму (сторно);

- на недостающую  сумму – доначисление (16000 руб.)

25,26

44

25,26

44

 
96

96

4 Если организация  не создавала резерва, то сумма фактических  затрат на ремонт списывается на расходы (76000 руб.) 25,26,

44

60,23

и др.

5 Если организация  списывает расходы по ремонту  на расходы будущих периодов:

- в сумме фактических  затрат(76000руб.);

- НДС (15200 руб.)

 
 
97

19

 
 
60

60

6 Списание расходов на ремонт,  приходящихся на текущий  отчетный период (76000 руб.:12 мес.=6333 руб.) 20,25,

26,44

 
97
 

     Расходы на ремонт основных средств, произведенные организациями промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, жилищно-коммунального хозяйства в размере фактических затрат, признаются для целей налогооблажения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены. 

     1.6 Учет списания, реализации и прочего выбытия основных средств.  

     Объекты основных средств выбывают в результате:

       - продажи или продажи;

      - списания в случае морального или физического износа;

      - передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

     - ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

     - передачи по договорам мены, дарения;

     - списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с  правом выкупа, в момент переход а собственности на указанные основные средства к арендатору;

     - по другим причинам.

     Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер.

     В компетенцию комиссии входит:

  • осмотр объекта, подлежащего списанию;
  • установление причин списания объекта;
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;

*возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта;

  • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;
  • составление акта на списание основных средств (ф. № ОC-4), акта на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место). Эти акты утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию.

     На  основании оформленных актов  делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

     Если  объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи Основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

     Актом (накладной, ф. N ОС-1) оформляется перемещение объектов внутри структурных подразделений и возврат арендуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового счета.

     Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91-3 «Выбытие основных средств». Рассматривая экономико-правую сущность процесса учета по этому счету, следует обратить внимание на следующие моменты. Необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».

     Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются  деятельности организации.

     Продажа (продажа) также рассматривается  как элемент выбытия основных средств. Однако продажа означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами.

     Операции, связанные с продажей основных средств, предполагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые операции по своей экономической и правовой природе не являются реализационными операциями (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Во всяком случае необходимо операции по продаже основных средств отделить от операций по их выбытию.

     Можно также использовать и альтернативный вариант, когда все операции по выбытию  основных средств будут проводиться через счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 91 «Прочие доходы и расходы». Данные операции могут быть отражены в учете следующими проводками:

     на  списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств -

           Д-т 02  «Амортизация основных средств»

Информация о работе Методика бухгалтерского учета основных средств