Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- раскрыть сущность и формы расчётов с покупателями и заказчи-ками,
- отразить особенности учёта расчётов с покупателями и заказчи-ками,
- раскрыть цель и задачи методики аудиторской проверки расче-тов с покупателями и заказчиками;
- определить источники информации для проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить аудиторские процедуры и план методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявить типичные ошибки учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 5
1.1. Сущность и формы расчётов с покупателями и заказчиками 5
1.2. Особенности учёта расчётов с покупателями и заказчиками 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 16
2.1. Цель и задачи методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 16
2.2. Источники информации для проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 17
2.3. Аудиторские процедуры и план методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 18
2.4. Типичные ошибки учета расчетов с покупателями и заказчиками 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Полностью.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

       2.2. Источники информации для проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками

 

       Основными источниками информации для проведения данного вида аудита служат следующие документы:

  • Положение об учетной политике;
  • договоры на отгрузку товарно-материальных ценностей;
  • договоры на выполнение работ, оказание услуг;
  • акты сверок (инвентаризации) расчетов, протоколы о зачете взаимных требований;
  • платежные документы;
  • векселя;
  • накладные, счета-фактуры, выставленные покупателям;
  • журнал регистрации счетов-фактур, выставленных покупателям;
  • книга продаж;
  • учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам  62, 58, 79, 99 и т.д.;
  • Главная книга;
  • итоговая (годовая) и промежуточная отчетность и т. д.

       2.3. Аудиторские процедуры  и  план методики аудиторской  проверки расчетов с покупателями и заказчиками

 

       Аудит расчетов с покупателями и заказчиками может включать в себя следующие аудиторские процедуры:

  1. Оценка наличия и правильности оформления договоров на отгрузку  продукции,  наличия гарантийных писем от покупателей.
  2. Установление правильности применения утвержденных методов ценообразования при реализации продукции (работ, услуг),  использования наценок; установление отсутствия случаев расчетов с покупателями по ценам   ниже   себестоимости    при    бартерных    сделках, взаимозачетах,  использовании векселей.
  3. Установление наличия всех оправдательных документов  на  отгрузку.   При  необходимости  проведение встречных сверок в банке или у покупателя.
  4. Проверка реальности и законности числящейся на счете  62  задолженности  за  реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).
  5. Анализ правильности оформления и отражения в учете полученных авансов. Для этих расчетов используется счет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным».

       6. Проверка данных инвентаризации расчетов с поставщиками   и   подтверждение   сумм   задолженности.

       Проведение  выборочной инвентаризации (при необходимости).

  1. Анализ обоснованности списания просроченной дебиторской задолженности.
  2. Проверка правильности корреспонденции счетов, указанных в учетных регистрах, по расчетам с поставщиками. Дебетовые записи по счету 62 сверяются с кредитовыми записями по счетам 90,  91,  68.  Кредитовые записи по счету 62 сверяют с дебетовыми записями по счетам 50, 51, 52.
  3. Сверка данных синтетического и аналитического учетов. Проверка данных в регистрах учета расчетов с покупателями (итоговые записи по оборотам и остаток по счету 62) и сверка их со счетами Главной книги и Балансом.

       10. Проверка правильности выставления счетов-фактур для расчетов по НДС. В обязательном порядке НДС должен быть выделен во всех расчетно-платежных документах (счета-фактуры,  накладные,  платежные поручения, акты сверки расчетов и т. д.). Должен быть организован раздельный учет отгрузки продукции, облагаемой по разным ставкам НДС.

       Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, определить план и программу аудита, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудитор) на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет - выполняет поставленные перед ним задачи.

       При проверке расчетов с покупателями и  заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические  процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы [15].

       Аудит расчетов с покупателями и заказчиками  начинается с проверки соблюдения договорной дисциплины. В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. Аудит договорной дисциплины предусматривает проверку расчетов с покупателями и заказчиками на основании договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные услуги (выполненные работы). Аудитор устанавливает характер и содержание каждого договора (договор купли-продажи, поставки, мены, подряда, соглашение о взаимозачетах).

       Анализ  договорных положений осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ [1]. Аудитор устанавливает и фиксирует наименования покупателей и заказчиков для дальнейшей проверки расчетных операций с точки зрения их юридического подтверждения. При проверке расчетов по существу данные о поставках в аналитическом учете сопоставляются с заключенными договорами поставки (соглашениями). Аудитор устанавливает наличие всех договоров и соглашений по отраженным в бухгалтерском учете в течение отчетного года сделкам.

       Прежде  всего, каждый договор подвергается контролю. В нем должны быть: номер  договора, дата оформления, обязательные реквизиты, подписи, и печати сторон.

       Далее анализируется содержание каждого  договора. Определяются условия поставки продукции (товаров), порядок расчетов и переход права собственности, а также права, ответственность  и обязанности сторон по выполнению условий купли-продажи. При проверке договорной дисциплины аудитор должен установить полноту и своевременность исполнения сторонами обязательств в соответствии с условиями договора.

       К заключаемым договорам могут  прилагаться соответствующие спецификации на поставку товаров, материалов, положения которых также анализируются аудитором.

       При аудите расчетов с использованием различных  форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки а банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей. Обращается внимание на осуществление расчетов с использованием наличного и безналичного оборота. Условия расчетов и их фактическое соблюдение устанавливаются по договорам поставки. Аудитор инспектирует особые условия расчетов: проверяет документальное оформление расчетов, целесообразность применения форм расчетов, отражение расчетных операций в бухгалтерском учете.

       Порядок наличного денежного оборота регулируется письмом ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ». Документальным подтверждением расчетов являются отчеты кассира или авансовые отчеты подотчетных лиц [16].

       Преимущественное  значение в системе расчетов занимает безналичное обращение. Документальным подтверждением расчетов являются выписки банка. Порядок безналичного денежного обращения изложен в Положений «О безналичных расчетах в РФ». Данный порядок регулирует осуществление безналичных расчетов по счетам в формах, установленных законодательством, а также определяет форматы и порядок заполнения используемых расчетных документов. Применяются следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо.

       Следующим направлением аудита является проверка инвентаризационной работы. Аудитор устанавливает наличие проведенных в течение отчетного года инвентаризаций расчетов с поставщиками и покупателями. Проверяется соответствие сроков и порядка проведения инвентаризации на основании Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Расчеты с поставщиками и покупателями должны быть подвергнуты инвентаризации в обязательном порядке   перед   составлением  годового  бухгалтерского  баланса, что подтверждается наличием актов сверки расчетов со всеми поставщиками и покупателями.  При необходимости аудитор может самостоятельно провести контрольную инвентаризацию расчетов.

       Проверка  документального оформления и организации  бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками включает следующие процедуры.

       Исследуется порядок документального оформления расчетных операций.

       По  данным первичных расчетно-платежных  документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

       Аудитор подтверждает наличие первичных документов на  продажу продукции, материалов, товаров, внеоборотных активов, работ, услуг: счетов-фактур и накладных установленной формы. Накладные и счета-фактуры проверяются на соответствие унифицированным формам.

       Проверка  первичных документов, отражающих факт продажи товарно-материальных ценностей и прочих работ, услуг, заключается в соответствии документов установленной форме счета-фактуры, являющегося основанием для возмещения НДС из бюджета. При аудите следует руководствоваться Правилами ведения журналов учета выставленных счетов-фактур, книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

       Методика  проверки порядка документального оформления операций по продаже товарно-материальных ценностей, работ и услуг:

 Проверка счетов-фактур,

 товарно-транспортных накладных

       
  • Проверка по формальным признакам (соответствие типовой форме, наличие обязательных реквизитов).
  • Проверка по существу (законность, целесообразность хозяйственной операции, выделение суммы НДС, ценообразование)
  • Методика проверки порядка документального оформления расчетных операций с поставщиками и покупателями
 

       По  мере предъявления счетов-фактур, отгрузки продукции, проданной покупателям или оплаты отгруженных товаров (работ, услуг), Данные счета-фактуры регистрируют в книге продаж. Необходимо определить момент реализации для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения (по отгрузке или по оплате). После этих процедур осуществляется проверка книги продаж по методике:

       Проверка книги  продаж
  • Проверка по формальным признакам (соответствие типовой форме, правильность и законность заполнения)
  • соответствие записей счетам-фактурам, оплаченным и по которым оприходованы товары, материалы, работы, услуги
  • соответствие записей счетам-фактурам, выставленным или оплаченным

       Данные  счетов-фактур сопоставляют с записями аналитического учета по счетам: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для проверки сумм используются карточки по счетам, ведомости аналитического учета или журналы-ордера с ведомостями по счетам. Операции по оплате подтверждаются суммами, отраженными в авансовых отчетах, выписках банка, отчетах кассира.

       Протестированные  обороты по дебету и кредиту и  сальдо счетов», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в журнале-ордере и анализе счета сверяются  с записями в Главной книге  и в бухгалтерском балансе.

       Также при проверке расчетных операций аудитор анализирует несоблюдение расчетов с покупателями и заказчиками и устанавливает наличие и возмещение штрафных санкций за нарушение условий договоров. При этом аудитор должен обратить внимание на наличие судебных исков на отчетную дату, по которым судебные разбирательства еще не завершены. Проверка полученных и признанных к получению штрафных санкций осуществляется по аналитическим учетам по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

       Путем отслеживания и арифметического  контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.

Информация о работе Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками