Метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Отдельные способы и приемы бухгалтерского учета составляют элементы его метода или основные методологические приемы и правила.

Содержание

Введение - 3 -
Глава 1. Метод бухгалтерского учета - 4 -
Глава 2. Основные элементы метода бухгалтерского учета - 6 -
2.1. Документация - 6 -
2.2. Инвентаризация - 10 -
2.3. Счета и Двойная запись - 13 -
2.4. Калькуляция - 17 -
2.5. Оценка - 19 -
2.6. Бухгалтерская отчетность - 21 -
2.7. Бухгалтерский баланс - 23 -
Заключение - 26 -
Список использованной литературы - 27 -
Приложение 1 - 28 -
Приложение 2 - 29 -
Приложение 3 - 32 -
Приложение 4 - 34 -

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)
align="justify">     Объект калькулирования - продукт производства, технологическая фаза, стадия и переделы, то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

     Калькуляционная единица - измеритель объекта калькулирования. В отраслях перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей продукции, к примеру, является 1 т или 1 ц. Для однородных продуктов применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (например, 100 пар обуви, 100 метров, 1000 банок). По объему затрат различают калькуляции производственной и полной себестоимости:

  • в калькуляциях производственной себестоимости отражаются затраты, возникшие в сфере производства;
  • калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с реализацией продукции.

     Данные  калькуляции фактической себестоимости  продукции (работ, услуг) широко используются для управления организацией, контроля за соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов.  
 
 

2.5. Оценка

     Отражая факты хозяйственной деятельности в документе, бухгалтер осуществляет оценку хозяйственна процессов, имущества и обязательств. Согласно п. 99 раздела «Принципы» «оценка – это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и вноситься в баланс и в отчет о прибылях и убытках».

     Оценка  активов организации в соответствии с международными стандартами проводится на основе:

• фактической стоимости приобретения;

• восстановительной стоимости, т. е. стоимости соответствующего вида активов в современных условиях его воспроизводства;

• возможной цены продажи исходя из нормальной конъюнктуры рынка в обычных условиях его функционирования;

• дисконтной стоимости, т. е. суммы экономических выгод, которые предполагается получить от конкретного актива в будущем.

     Правильность  оценки имущества важна для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Например, первоначальная стоимость  приобретенных основных средств  формируется с учетом затрат, связанных с их приобретением, а основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

     Основной  оценкой имущества и обязательств является фактическая себестоимость. В зависимости от ее величины формируется  отпускная цена на реализацию.

     Другие  способы оценки зависят от видов  имущества и обязательств. Так, основные средства наряду с первоначальной стоимостью учитываются по остаточной и восстановительной  стоимости. Остаточная стоимость используется в учете для исчисления реальной оценки основных средств, т. е. из первоначальной стоимости вычитается сумма амортизации основных средств. Восстановительная стоимость характеризует современные издержки, их фактическую себестоимость. По истечении определенного времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, которые приобретаются или создаются в современных условиях. Для устранения этих отклонений организация может путем периодической переоценки определять восстановительную стоимость объектов.

     При оприходовании МПЗ необходимо решить вопрос об их оценке: по фактической  или учетной себестоимости, т. е. по нормативной или плановой себестоимости с обязательным исчислением к концу отчетного месяца фактической себестоимости заготовления МПЗ. Стоимостная оценка списания материальных запасов проводится одним из следующих методов: по себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, себестоимости первых по времени закупок (ФИФО).

     В бухгалтерском учете при исчислении стоимости объектов используется метод калькулирования, сама же калькуляция состоит из процессов сбора, обработки экономической информации, применения особых группировок затрат, используемых для разных целей, а не только для оценки стоимости имущества. Таким образом, оценка и калькуляция выступают как отдельные элементы метода бухгалтерского учета, теснее взаимодействуя, чем другие элементы. 
 
 
 
 

2.6. Бухгалтерская отчетность

    Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам4;

     Из  этого определения следует, что  данные, отраженные в бухгалтерской  отчетности, по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период.

     Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов главной книги – важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях.

     Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных  хозяйственных операций, на второй – учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и в главной книге). На третьей стадии формируются отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету, на  четвертой – проводится анализ деятельности организации. Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование современной организации бухгалтерского учета. 
 

Классификация бухгалтерской отчетности:

1. По видам:

  • бухгалтерскую – содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности организации в стоимостных показателях5;
  • статистическую – составляется на основе данных бухгалтерского учета, в ней находят отражение отдельные показатели хозяйственной деятельности предприятия как в стоимостном так и в натуральном выражении;
  • оперативную – составляется на основе данных оперативного учета, в ней отражаются данные за короткие промежутки времени (день, декада и т.п.). Эти показатели используют для оперативного контроля и управления предприятием. 

2. По периодичности:

  • внутригодовую (промежуточную) – это отчетность за день, декаду, месяц, квартал, полугодие. Эта периодическая бухгалтерская отчетность организации;
  • годовую – это отчетность организации за год, составляется на 1 января года, следующего за отчетным.

3. По степени обобщения отчетных данных:

  • первичную – составляет организация,  как самостоятельный хозяйствующий субъект;
  • сводную – составляет вышестоящая (головная) организация на основании первичных отчетов зависимых организаций.

4. По объему сведений:

  • внутреннюю – характерна для деятельности отдельного участка организации, составляется для использования внутри организации;
  • внешнюю – характерна для организации в целом, составляется для внешних пользователей.

2.7. Бухгалтерский баланс

      Бухгалтерский баланс – группировка имущества организации и ее обязательств по составу и источникам формирования.

    В бухгалтерском учете баланс рассматривается  как способ обобщения и группировки  хозяйственных средств предприятия  и их источников на конкретный момент времени в денежном (стоимостном) выражении.

    К бухгалтерскому балансу предъявляются  следующие требования: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

    Условие правдивости вытекает из требования подтверждения показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией. Под реальностью понимают соответствие оценок статей баланса объективной действительности. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п. Преемственность баланса на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего.

    Баланс  является отчетным документом, составляется, как правило, на первое число месяца и представляется в установленные адреса и сроки.

    Составление баланса является третьим этапом учетного процесса после текущего наблюдения, систематизации и группировки учетной  информации. Правильная организация  первых двух этапов учета гарантирует достоверность, точность и юридическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе.

    Данные  баланса необходимы:

  • для контроля за наличием и структурой средств и источников;
  • для контроля за размещением средств;
  • для контроля за степенью изношенности основных средств предприятия;
  • для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия.

    Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение  организации по состоянию на отчетную дату, отражая ее активы, собственный капитал и обязательства. Изучение бухгалтерского баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений и в целом финансовое состояние организации.

    Данные  бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. При этом должны быть учтены все изменения, связанные с реорганизацией, а также с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

   Строение  баланса6

    Основой построения баланса является классификация  хозяйственных средств предприятия, которые представлены по двум направлениям:

  • по составу и размещению средств – актив баланса;
  • по источникам их формирования и целевому назначению – пассив баланса.

    Основным  элементом бухгалтерского баланса  является бухгалтерская статья, которая  соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источнику  формирования имущества. Балансовые статьи объединяются в группы – разделы баланса. Объединение балансовых статей в группы (разделы) осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая статья (строка) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы для цифровых показателей на начало отчетного года и конец отчетного периода.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

    В данной курсовой работе был рассмотрен метод бухгалтерского учета и его основные элементы.

    Подводя итог, хочется сказать, что каждый элемент метода бухгалтерского учета играет очень важную роль в бухгалтерском учёте. Поэтому правильное и грамотное заполнение первичной учётной документации, чёткий и ответственный подход  к проведению инвентаризации, безошибочное составление счетов, баланса и отчетности является основой хорошей деятельности любой организации. Всё это требует от бухгалтера ответственного подхода, внимательности и чёткости мышления, так как бухгалтерский учёт не терпит небрежности и неточности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, (ред. от 18.09.2006).
  3. Белов А.А., Бухгалтерский учет. Теория и практика, 2006. – 624  с. (Серия «Высшее экономическое образование»).
  4. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/Под ред. Бабаева Ю.А. – Проспект, Велби, 2007. – 392 с.
  5. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет Гриф МО РФ, 2009. – 720 с. (Серия «Высшее образование»).
  6. Медведев М.Ю., Основы калькулирования, 2008. – 128 с.

Информация о работе Метод бухгалтерского учета