Метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Отдельные способы и приемы бухгалтерского учета составляют элементы его метода или основные методологические приемы и правила.

Содержание

Введение - 3 -
Глава 1. Метод бухгалтерского учета - 4 -
Глава 2. Основные элементы метода бухгалтерского учета - 6 -
2.1. Документация - 6 -
2.2. Инвентаризация - 10 -
2.3. Счета и Двойная запись - 13 -
2.4. Калькуляция - 17 -
2.5. Оценка - 19 -
2.6. Бухгалтерская отчетность - 21 -
2.7. Бухгалтерский баланс - 23 -
Заключение - 26 -
Список использованной литературы - 27 -
Приложение 1 - 28 -
Приложение 2 - 29 -
Приложение 3 - 32 -
Приложение 4 - 34 -

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

     Основными задачами инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества
  • контроль за сохранностью имущества;
  • выявление неиспользуемого имущества;
  • проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;
  • проверка реально стоимости учтенного имущества организации.

Виды  инвентаризаций. 

    Классификация по объему проведения:

  • Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.
  • Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе.
  • Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.
  • Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

    Классификация по времени:

  • Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки.
  • Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных  и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

    Классификация по перечню вопросов:

  • Комплексная
  • Тематическая
 

Сроки проведения инвентаризаций. 

          Количество инвентаризаций в  отчётном году, порядок и сроки  их проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждой из них, устанавливаются  самим предприятием. Периодичность  инвентаризаций предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, например:

  • денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности, нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
  • расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
  • расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
  • готовой продукции на складах, сырья и прочих материальных ценностей, незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
  • основных средств - не менее одного раза в два-три года.

    Кроме того, данное Положение предусматривает  ряд случаев, когда проведение инвентаризации обязательно3:

  • при передаче имущества предприятия в аренду;
  • при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, краж, ограблений,  порчи ценностей -  немедленно при установлении таких фактов;
  • после пожара или стихийных бедствий - немедленно по их окончании;
  • при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей;
 
 
 
 
 
 

    2.3. Счета и Двойная запись

  В каждой организации ежедневно совершается  большое количество хозяйственных  операций. Их результаты в конечном итоге отражаются в бухгалтерском  балансе, но баланс составляется на первое число квартала или года. Поэтому  с его помощью нельзя повседневно следить за изменениями в составе имущества, обязательств, источников формирования средств и прочими хозяйственными операциями. В этой связи для текущего учёта и контроля в бухгалтерском учёте используется система счетов. 

Классификация счетов бухгалтерского учета:

1. По степени детализации информации:

  • синтетические – предназначены для отражения информации об объектах бухгалтерского учета в обобщенном виде (используя только денежный измеритель);
  • аналитические – отражают более детальную информацию.

2. По  отношению к балансу:

  • активные – группируется имущество по составу и размещению;
  • пассивные – группируется имущество по источникам формирования и назначению;
  • активно-пассивные – группируется имущество как по составу и размещению, так и по источникам формирования и назначению.
  • забалансовые – на них учитывается имущество, которое не является собственностью организации, а находится во временном распоряжении (например, арендованные средства).
 

    Любой счет имеет следующие реквизиты:

    1. наименование;
    2. код счета;
    3. сальдо (остаток);
    4. оборот (сумма хозяйственной операции).

            Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого.

     Метод двойной записи обусловливает существование  таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.

     Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчётные счета» или 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

     Бухгалтерская проводка - оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебиту и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

     В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.

     Двойная запись своей внутренней логикой  помогает раскрыть принципы противоположного построения структуры активных и пассивных счетов, связывая их с двусторонним построением баланса, где слева (у счетов — дебет) отражаются остатки хозяйственных средств, а справа (на счетах — кредит) отражаются остатки источников средств. И по этой формальной связи счетов с балансом остатки средств заносятся на левую (как в балансе), т.е. дебетовую, сторону счета, а остатки источников средств — на правую (как в балансе), т.е. кредитовую, сторону счета.

     Таким образом, построение активных и пассивных  счетов предопределено построением  самого баланса. Двустороннее построение баланса диктует двустороннее построение счетов. Счета дополняют баланс, образуя связанную с ним двойной записью единую и цельную бухгалтерскую систему.

     Двойная запись характеризуется тремя принципами:

  1. отражается дважды;
  2. отражается по дебету одного и кредиту другого счета;
  3. на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той же сумме.

     Регистрация хозяйственных операций в учетном  процессе дублируется в целях  контроля и отражается первый раз  как свершившийся факт, в хронологической регистрации с документальным подтверждением, а второй раз — в системной регистрации в виде разноски суммы операции по дебетуемым и кредитуемым синтетическим и аналитическим счетам.

     Бухгалтерский учет благодаря двойной записи становится системным, текущим и непрерывным, в котором ни одна запись не отражается без документального подтверждения, и разнообразная совокупность имущества обобщается в едином денежном измерении. В системном, текущем и непрерывно осуществляемом бухгалтерском учете однородные, документированные факты хозяйственной деятельности обобщаются в различные экономические показатели финансовой отчетности, которые формируются на дебете и кредите бухгалтерских счетов с помощью двойной систематической записи в виде остатков и оборотов.

     Запись  на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому  все принятые бухгалтерией документы  подвергают бухгалтерской обработке.

     Один  из ее этапов — запись корреспондирующих  счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских проводок) называется котировкой, а текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, — бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

     Бухгалтерские проводки составляют на самом документе, которым оформляется хозяйственная  операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на отдельном специальном бланке (мемориальных ордерах).

     Для облегчения записей каждому счету  присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении  бухгалтерских проводок указывают  не наименование счетов, а их номера (№ 50 — счет «Касса», № 51 — счет «Расчетный счет»).

     Для правильного отражения в учете хозяйственных операций необходимо понять, что каждая хозяйственная операция по экономическому содержанию является двойной и всегда вызывает изменения на двух счетах, но в одной и той же сумме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Калькуляция

     Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ. Калькуляция - представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы (или партии) изделия. Таким образом, калькуляция служит основанием для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции, а также приобретенных ценностей.

     Калькуляции группируют по ряду признаков. В зависимости от времени составления и назначения различают нормативные, плановые (сметные) и отчетные (фактические) калькуляции:

  • нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатейном разрезе (текущих норм затрат);
  • плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. В этих калькуляциях рассчитывается количество материальных и трудовых затрат для производства запланированного к выпуску количества продукции. Они составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов являются средними).
  • Нормативная себестоимость продукции обычно выше плановой в начале года и ниже - в конце года (это связано с тем, что текущие нормы затрат выше средних норм, на основании которых составлена плановая калькуляция, в начале года и ниже - в конце года);
  • отчетные калькуляции составляются после совершения хозяйственных процессов. Цель отчетной калькуляции - определение фактической себестоимости продукции, выполненных работ и услуг (в фактическую себестоимость продукции включают в том числе и непланируемые непроизводительные расходы).

Информация о работе Метод бухгалтерского учета