Материально-производственные запасы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение аудита сохранности и использования производственных запасов организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание производственных запасов;
- рассмотреть этапы аудита производственных запасов.

Содержание

Введение
Глава 1.Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов
1.1Законодательные и нормативные акты по аудиту и контролю производственных запасов
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ
Глава 2. Аудит производственных запасов
2.1 МПЗ как объект аудита
2.2 Планирование аудита МПЗ
2.3 Оценка системы внутреннего контроля
2.4 Содержание аудиторских процедур
2.5 Оформление результатов аудиторской проверки
Глава 3. Ситуационные задачи
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая оригинал (МПЗ).docx

— 72.58 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1.Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов

1.1Законодательные и нормативные акты по аудиту и контролю производственных запасов

 

1.2 Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ

 

Глава 2. Аудит производственных запасов

2.1 МПЗ как объект аудита

2.2 Планирование аудита МПЗ

2.3 Оценка системы внутреннего контроля

2.4 Содержание аудиторских процедур

2.5 Оформление результатов аудиторской проверки

Глава 3. Ситуационные задачи

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Целью работы является изучение аудита сохранности и использования  производственных запасов организации.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть экономическое  содержание производственных запасов;

- рассмотреть этапы аудита  производственных запасов.

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о  достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой  в организации методики учета  и налогообложения операций с  МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением  проверок на существенность, а также  структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера  запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как  основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В ходе аудита материально-производственных запасов решаются следующие задачи:

- проверка действительности  существования, отраженных в отчетности МПЗ;

- проверка наличия прав  на МПЗ и документального подтверждения  у организации;

- проверка полноты и  реальности операций с МПЗ;

- проверка правильности  формирования фактической себестоимости  МПЗ;

- проверка правильности  отражения наличия и движения  МПЗ; 

- проверка правильности  раскрытия информации об МПЗ;

- проверка правильности  отражения на забалансовых счетах

- проверка правильности  оценки МПЗ и связанных с  ними обязательств;

- проверка правильности  выбора и применения учета  МПЗ.

Производственные запасы составляют значительную часть стоимости  имущества предприятия, а затраты  материальных ресурсов в некоторых  отраслях достигают 90 % и более в  себестоимости продукции. Именно поэтому  усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.

 

1.1 Законодательные и  нормативные акты по аудиту  и контролю производственных  запасов

   При учете и  аудите материально-производственных  запасов необходимо руководствоваться  законодательно-нормативными документами.

   Система нормативного  регулирования аудиторской деятельности, которыми следует руководствоваться  аудиторам при осуществлении  проверки достоверности информации учета материалов в бухгалтерской отчетности, а соответственно, и аудируемым лицам при организации этого участка бухгалтерского учета можно подразделить на четыре уровня документов:

   Первый уровень  – Федеральные законы, Кодексы  РФ, Указы Президента РФ. Конкретно  к данному уровню относятся:

   Гражданский кодекс РФ. [1] В нем закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации (в том числе и учета материалов) – наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязанность утверждения годового отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д.;

   Налоговый кодекс  РФ (часть 1и 2) [2]. Он определяет  основы налоговой системы, что  влияет на организацию бухгалтерского  учета (в том числе и учета  материалов) при определении базы  для расчета налогов;

   Федеральный закон  от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996), с изменениями и дополнениями. В законе определены понятия бухгалтерского учета материалов, его объекты, основные правила и требования, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета материалов, правила организации аналитического и синтетического учета материалов, его регистров, порядок оценки материалов, их инвентаризации [5].

   Федеральный закон  "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307- ФЗ принят ГД ФС РФ 24.12.2008, согласно которому аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, при проведении аудиторской проверки организации выражают мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета материалов законодательству РФ [3,4].

   Второй уровень  – Постановления Правительства  РФ, нормативные правовые акты  государственного регулирования  аудиторской деятельности, министерств  и ведомств, призванные обеспечить  эффективное функционирование института  отечественного аудита в рыночных  условиях, его поступательное развитие  и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов. К данному уровню относятся следующие нормативные документы:

   Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом  Минфина РФ от 09.06.01г. №44-н. (в ред. Приказов Минфина от 26.03.2007 № 26н). [6] Этот документ содержит основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета материалов, а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского учета материалов;  

 Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации,  утвержденным Приказом Минфина  РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред.  от 26.03.2007 № 26н.) [7]

   Положение по бухгалтерскому  учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (утверждено приказом Минфина  России от 27.11.2006 г. № 154н) (в  ред. От 25.12.2007 №147н) [8];

   Третий уровень  – правила (стандарты) аудиторской  деятельности, разрабатываемые с  целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми  субъектами финансово-хозяйственной  деятельности. К ним относятся: 

 Методические указания  по бухгалтерскому учету материально-производственных  запасов. Утверждены приказом  Минфина РФ от 28.12.01 г. №119-н (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н); [11]

   Методические рекомендации  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств. Утверждены  приказом Минфина РФ от 13.06.95 г.  №49; [12] 

 Методические рекомендации  по сбору аудиторских доказательств  достоверности показателей материально-производственных  запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской  деятельности при Министерстве  финансов Российской Федерации  (протокол №25 от 23.04.2004 г.); [13]

   Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н); [14]

   Порядок отражения  в бухгалтерском учете товарообменных  операций или операций, осуществляемых  на бартерной основе (письмо Минфина  России от 30 октября 1992 г. №  16-05/4). 

 Плана счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организации и Инструкция по  его применению. Утверждены приказом  Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; (в ред. Приказов Минфина РФ  от 18.09.2006 N 115н) [9]

   Четвертый уровень  – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления  аудиторами проверок применительно  с конкретными отраслями, по  отдельным вопросам налогообложения,  финансов и по специальным  аудиторским заданиям. Такие как:

– внутрифирменные правила (стандарты);

– рабочий план счетов бухгалтерского учета;

– должностные инструкции;

– инструкции по проведению инвентаризации и т.д.

   Приведенный выше  перечень документов, регламентирующих  учет материалов и его аудиторскую  проверку в Российской Федерации,  основан на их юридической  значимости для формирования  системы бухгалтерского учета  и его аудита. 

 

1.2 Цель, задачи  и источники информации аудита МПЗ

    В соответствии  с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных  запасов», утвержденным Приказом  Минфина РФ от 09.06.01 №44н, к материально-производственным  запасам (МПЗ) относятся активы:

- используемые в качестве  сырья, материалов и т.п. при  производстве продукции, предназначенной  для продажи (выполнения работ,  оказания услуг);

- предназначенные для  продажи;

- используемые для управленческих  нужд организации.

   К таким активам  относятся сырье, материалы, топливо,  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, запасные части, тара, товары, готовая продукция.[6]

    Целью аудита  МПЗ является формирование мнения  о достоверности показателей  отчетности по статьям материальных  ценностей «Запасы» и о соответствии  применяемой в организации методики  учета и налогообложения, действующим  в Российской Федерации нормативным  документам.

   Основными задачами  аудита материально-производственных  запасов на предприятии является  проверка:

- состояния учета, хранения  и эффективности использования  материальных ресурсов;

- соответствия фактического  наличия ресурсов данным бухгалтерского  учета и потребностям предприятия;

- выявления непригодных  для использования ценностей  с определением суммы причиненного  ущерба и виновных лиц;

- полноты и своевременности  оприходования, законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;

- обоснования и соблюдения  установленных норм расхода сырья,  материалов, топлива, нефтепродуктов  и других ценностей, своевременности  и качества инвентаризаций и  правильности принимаемых по  результатам ревизии решений. [20]

   Для достижения  целей аудита в соответствии  с федеральным Правилом №3  «Планирование аудита» составляется  программа аудиторской проверки  по разделу «Материально-производственные  запасы», являющаяся частью общей  программы аудита.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:

1) Оценка эффективности  системы внутреннего контроля  в отношении МПЗ:

- обоснованность и оптимальность  выбора в учетной политике  организационно-технических и методических  аспектов данного участка учета;

- представление финансовой  информации наиболее эффективным  образом в целях ее оптимального  использования уполномоченными  лицами;

- проверка объективности  информации, представленной в бухгалтерской  отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;

- проверка организации  системы утверждений (наличие  приказа об установлении круга  лиц, которым дано право подписывать документы на отпуск МПЗ со склада).

2) Проверка обеспечения  контроля за наличием и сохранностью МПЗ:

- организация складского  хозяйства для различных видов  МПЗ;

- соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);

- правильность классификации  и группировки МПЗ (сырье, основные  и вспомогательные материалы,  запчасти и т.д.);

- правильность хранения  собственных МПЗ и находящихся  в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на  комиссии, давальческое сырье);

- организация материальной  ответственности за МПЗ;

- организация аналитического  учета МПЗ;

- организация проведения  инвентаризации МПЗ;

- соблюдение сроков проведения  инвентаризации МПЗ согласно  учетной политике;

- правильность отражения  в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах  годовой инвентаризации МПЗ).

3) Проверка правильности  документального оформления движения  МПЗ:

- наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;

- применение унифицированных  форм первичной учетной документации;

- особенности документального  оформления (соответствие содержания  первичного документа сути хозяйственной  операции).

4) Проверка полноты и  своевременности оприходования материальных ценностей:

- наличие и правильность  оформления договоров;

- соответствие поступающих  МПЗ условиям договоров;

- реальность кредиторской  задолженности по МПЗ;

- правильность учета неотфактурованных поставок и МПЗ в пути.

5) Проверка правильности  оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство:

- правильность оценки  МПЗ в текущем учета и в  балансе;

- правильность формирования  учетной стоимости отечественных  и импортных материальных ценностей  и соблюдение условий договоров  и учетной политики.

6) Проверка использования  материальных ценностей на производственные  и другие цели:

- законность и целесообразность  расходования МПЗ;

- использование МПЗ по  различным направлениям деятельности;

- правильность оценки  МПЗ при их списании.

7) Проверка правильности  отражения материальных ценностей  на счетах бухгалтерского учета:

- отражение операций оприходования и списания МПЗ в регистрах синтетического учета;

- вопросы налогообложения,  связанные с оприходованием и списанием МПЗ;

- сверка данных синтетического  и аналитического учета;

Информация о работе Материально-производственные запасы