Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа
Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала и обеспечивают основной производственный процесс предприятия; они служат первостепенной основой для создания конечного продукта. Материалы, потребляемые в каждом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Введение
1. Теоретические и методические основы учета
материально-производственных запасов
2. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Спецавтохозяйство»
3. Учет материально-производственных запасов в организации
3.1. Оценка материально-производственных запасов
3.2. Документальное оформление поступления и расхода
материально-производственных запасов
3.3. Синтетический и аналитический учет
материально-производственных запасов
3.4. Инвентаризация материально-производственных запасов
Заключение
Библиографический список
Приложения
Платежное требование применяется при расчетах за поставленные материалы и является расчетным документом, содержащим требование поставщика об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежное требование составляется на бланке формы 0401061.
Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления и после этого передают ответственному исполнителю по снабжению, который обязан:
-зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
- проверить
соответствие данных этих
- сделать
соответствующие записи о
- акцептовать
расчетные документы
- передать документы в бухгалтерию.
В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на предприятие, осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
Товарно-транспортная накладная (форма №1-Т), предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1)
товарного, определяющего
2)
транспортного, определяющего
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах.
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов для сокращения количества первичных документов разрешается бездокументарное оформление поступивших материалов, что и практикуется в ЗАО «САХ».
«Акт о приемке материалов» (ф. № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или отправителю.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Поступление материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Один из них является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, другой используется в качестве приходного документа.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа объектов основных средств, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Материалы также могут поступать от подотчетных лиц, приобретающих их за наличный расчет. При этом расходы подотчетных лиц должны быть подтверждены первичными документами:
- свидетельствующими об уплате полученных товарно-материальных ценностей с указанием стоимости покупки (квитанции, товарные чеки, документы, приравненные к бланкам строгой отчетности);
-
удостоверяющими факт
При закупке материальных ценностей у физического лица в акте закупки должны быть приведены сведения о продавце: адрес его постоянного места жительства и паспортные данные; в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то должен быть указан его ИНН.
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице измерения, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
В ЗАО «САХ» отпуск материалов на производство осуществляется не по лимитно-заборным картам, а на основании акта о списании материалов. В случае отпуска запчастей на ремонт составляется Дефектная ведомость-акт на списание запчастей.
На
фактически израсходованные материалы
в бухгалтерию ответственным лицом предоставляется
Материальный отчет в котором указываются
наименование, количество, учетная цена
и сумма по каждому наименованию, шифр
заказа, на выполнение которого израсходованы
материалы. При использовании материальных
отчетов отпадает необходимость в составлении
других документов на расход материалов,
упрощается учет материалов в подотчете,
поскольку в качестве регистров аналитического
учета используются отчеты материально
ответственных лиц.
3.3.
Синтетический и аналитический
учет материально-производственных
запасов
Бухгалтерский учет на предприятии ведется с использованием программы 1С Бухгалтерия. Группировка и обобщение учетной информации производится с помощью компьютера. Учет материальных ценностей в ЗАО «САХ» ведется по фактической себестоимости.
Регистрами синтетического учета служат оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы» и Главная книга по счету 10. Регистры аналитического учета – анализ счета 10 и карточка счета 10. составляемые автоматически
Синтетический учет на предприятии ведется на счете 10 «Материалы» без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Транспортно-заготовительные расходы учитываются непосредственно на счете 10 «Материалы» без открытия к нему какого-либо дополнительного субсчета.
Счет
10 «Материалы» - балансовый, активный,
характеризующий состояние хозяйственных
средств. Остатки производственных запасов
и их приход записываются по дебету счета,
а расход по кредиту – в сумме фактической
себестоимости.
Проводки по счету 10 «Материалы», характерные для ЗАО «САХ»
Таблица 2
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
10 | 10 | Отражено перемещение материалов внутри организации |
10 | 60 | Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков |
10 | 60 | В стоимость материалов включены расходы, связанные с покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату и т.п.) |
10 | 20 | Оприходованы материалы собственного производства |
10 | 20 | Оприходованы материалы, возвращенные в склад из основного производства |
10 | 43 | Готовая продукция, необходимая для собственных нужд, переведена в состав материалов |
10 | 71 | Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами |
10 | 75/1 | Оприходованы материалы, внесенные в качестве вклада в уставный капитал |
10 | 76 | Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями по доставке материалов |
10 | 76/2 | Поставщик возместил недостачу материалов, по которым ранее была предъявлена претензия |
10 | 91/1 | Оприходованы материалы, оставшиеся после списания основных средств или другого имущества организации |
10 | 91/1 | Оприходованы материалы, выявленные при инвентаризации и ранее не учтенные на счетах бухгалтерского учета |
10 | 99 | Оприходованы материалы, оставшиеся после списания имущества, выбывшего в результате чрезвычайных событий |
08/3 | 10 | материалы, использованные при создании нематериального актива, списаны на увеличение его стоимости |
20 | 10 | Списаны расходы на затраты по производству продукции (выполнения работ и оказанию услуг) |
25 | 10 | Стоимость материалов учтена в составе общепроизводственных расходов |
44 | 10 | Материалы использованы при обеспечении процесса продажи продукции и товаров |
76/2 | 10 | Предъявлена претензия поставщикам материалов при несоответствии цен и тарифов, указанных в счетах на оплату, заключенным договорам |
91/2 | 10 | Стоимость материалов, выбывших в результате продажи или списания, учтена в составе прочих расходов |
94 | 10 | Отражена недостача материалов |
99 | 10 | Стоимость материалов списана на убытки в связи с чрезвычайными обстоятельствами |
К счету 10 «Материалы» предприятие открывает следующие субсчета:
- 10.1 «Сырье и материалы»,
- 10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции детали»,
- 10.3 «Топливо»,
- 10.5 «Запасные части»,
- 10.6 «Прочие материалы»,
- 10.8 «Строительные материалы»,
- 10.9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»,
- 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»,
- 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»,
- 10.11.1 «Специальная одежда в эксплуатации»,
- 10.11.2 «Специальная оснастка в эксплуатации».
Для учета производственных запасов используются также забалансовые счета:
– 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – на нем отражаются материалы, полученные от поставщиков, но не оплаченные и запрещенные к расходованию до момента оплаты;
– 003 «Материалы, принятые в переработку» – на нем отражаются материалы, принятые в переработку, но не оплаченные заказчиком.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей. При использовании оборотных ведомостей в бухгалтерии вместо карточек учета применяют систематически составляемые Карточки счета.
В
них на основании первичных документов
отражают те же данные, что и в карточках
складского учета, однако в отличие от
них карточки счета составляют лишь по
складам и материально ответственным
лицам, но ведутся при этом не только в
натуральном, но и в денежном выражении.
По окончании месяца по итоговым данным
всех карточек составляют количественно-суммовые
оборотные ведомости
материалов по каждому подразделению.
3.4.
Инвентаризация материально-
В целях выявления практических остатков производственных запасов перед составлением годового бухгалтерского отчета проводится инвентаризация. Кроме того проведение инвентаризации обязательно в случаях: