Максимализация прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита о том, что «ни один индивид не будет думать об общественных интересах, он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в данном случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». Более того, уточняя данный тезис, Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И КОНЕЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли……6
1.2 Способы максимизации и факторы роста прибыли………………12
ГЛАВА 2: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ…………………………………..17
2.1 Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................... 17
2.2 Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................................................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………34

Работа содержит 1 файл

готовая2012курсмаксимализацияприбыли.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

  - анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT — анализ);

  - разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка);

  - выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга.

     Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели - три основных и необходимых элемента построения стратегического плана. Сущность данных элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития. Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

     Специфика российской социально-экономической действительности заключается в том, что общие условия, в которых действуют предприниматели, характеризуются достаточно высоким уровнем изменчивости, высоким уровнем вмешательства государства при наличии политической нестабильности и недостаточности экономического протекционизма, несформированностью рыночных механизмов, то есть всем тем, что требует ориентации управления, прежде всего, на внешнюю среду. Наиболее значимое качество управления в сегодняшних условиях - это гибкость, способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые, адекватные условиям, формы и методы управления. Большинство российских предприятий испытывают затруднения в решении управленческих задач, связанных с стратегическим планированием деятельности предприятия.  Данное положение во многом объясняется тем, что в дореформенный период при относительно стабильных социально-экономических условиях, медленном изменении техники и технологии, управляемой финансовой ситуации, довольно слабой международной конкуренции предприятиям удавалось строить свою деятельность без специальной проработки и обоснования, ясной формулировки своих стратегий. Более того, стратегических планов (в современном понимании) на уровне отдельных предприятий просто не существовало. Становление рыночной системы сделало данную задачу актуальной. В условиях возросшей изменчивости среды возникает объективная необходимость проработки предприятиями своей стратегии. Это может помочь им избежать финансовых потерь, упущенных возможностей или вообще угрозы самому существованию бизнеса. Стратегическое планирование построено на анализе перспектив предприятия, выявлении тех влияний, которые способны сложившиеся тенденции нарушить. Оно предполагает, кроме того, анализ позиций предприятия в конкурентной борьбе и выбор стратегии действий, то есть установление приоритетов в деятельности. Более того, чем более неопределенной является среда, тем короче должна быть длина планов для того, чтобы обеспечить гибкость и возможность корректировки действий.

    Задачи стратегического планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

 1.  планирование роста прибыли,

 2.  планирование издержек предприятия и, как следствие, их уменьшение,

 3. увеличение доли продаж,

 4. улучшение социальной политики фирмы.

     Однако  основной задачей планирования  деятельности предприятия является получение максимальной прибыли.

     В связи  с этим важное место в финансовом  планировании занимает этап планирования прибыли. Данная часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (по реализации продукции и товаров, по реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, по внереализационным операциям и т.д.). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.24

     В планировании  прибыли используются следующие  основные методы:

    •   прямого счета;

    •   аналитический;

    •   на основе эффекта производственного (операционного) рычага;

    •   на основе бюджетирования.

     Метод прямого счета (самый распространенный метод) представляет с собой исчисление финансового результата как разницу между выручкой предприятия (без учета НДС, акцизов) и полной себестоимостью за соответствующий период. Данный метод в обобщенном виде можно представить следующей формулой:  П = В — С,  где:

  П — планируемая прибыль от продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде,

  В — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах,

  С — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции. 

     Сущность аналитического метода заключается в анализе влияния на финансовый результат различных факторов. Метод осуществляется в три последовательных этапа:

  1) определение рентабельности, которая представляет с собой относительный показатель эффективности производства и характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов (расчет коэффициента рентабельности производится по формуле: прибыль предприятия, деленная на затраченные средства (или на выручку от реализации, активы предприятия) и умноженная на 100%);

  2) исчисление объема товарной продукции в рассчитываемом периоде по себестоимости отчетного года и нахождение прибыли на товарную продукцию на основе базовой рентабельности;

  3) учет влияния различных факторов на плановую прибыль: понижение себестоимости продукции, рост ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д.25 

     Метод, основанный на эффекте производственного рычага (CVP-анализ) позволяет установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

     На основе метода бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования. 

     Таким образом,  планирование прибыли и расчет показателя рентабельности представляют собой процесс определения прогноза деятельности предприятия и эффективности данного прогноза.

     Также необходимо  отметить, что распределение чистой  прибыли - одно из направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия, в соответствии с которым могут быть образованы фонды специального назначения: фонд накопления (для производственного развития предприятия, технического перевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новой продукции и т.д.), фонд потребления (в целях материального поощрения коллектива предприятия), а также резервный фонд, который предназначен для обеспечения финансовой устойчивости предприятия в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей.

     Распределение  чистой прибыли позволяет расширять  деятельность организации за  счет собственных, более дешевых  источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.

Конечно, стратегическое планирование как процесс составления различных планов по своей сути и разнообразию применяемых технологий и методов его осуществления в реальной жизни намного полнее и сложнее, чем это представлено в данной работе. Однако все же автором были затронуты сущностные аспекты о месте и роли стратегического планирования в качестве основной формы, определяющей магистральные пути ведения и развития экономики предприятия.      

    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги  работы, необходимо отметить, что прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности для всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).

В современных  учебных пособиях по экономической  теории прибыль (Pr) определяется как разность между полученным доходом (TR) и издержками производства (TC):  Pr = TR – TC. Доход, в свою очередь, зависит от цены продукции и объема производства. Следовательно, основными факторами, определяющими величину прибыли от реализации продукции являются: объем, цена и издержки реализуемой продукции. 

Таким образом, чтобы получить максимальную величину прибыли на практике и в теории применяются различные методы по максимизации прибыли предприятия. Важное место среди них занимают методы, которые основываются на определении объема производства, максимизирующего прибыль. Основная суть данных методов заключается в том, что:

1. Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна (TR–TC) max, позволяет обеспечивать фирме максимальную прибыль.

2. Фирма, производящая в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль. Таким образом, оптимальный объем производства – это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны. Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция). Данное равенство в условиях совершенной конкуренции, когда MR = Р, преобразуется в равенство:  MC = MR = Р.

Что касается Российской Федерации, то из проанализированных отраслей экономики лишь компании, работающие в сфере нефти, газа и энергетики, демонстрируют относительно положительные показатели экономической прибыли.

Однако далеко не вся  прибыль обращается в доход собственника и идет на его личное потребление. Она служит источником самофинансирования и используется на дальнейшее расширение и совершенствование производства. Значительная ее часть расходуется на охрану окружающей среды и экологическую безопасность, на подготовку и переподготовку кадров, на социальные потребности работников предприятия, общегосударственные нужды, создание благотворительных фондов и т.д.

Необходимо также отметить, что в условиях рыночной системы  хозяйствования  органической составной частью предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности и размера предприятия является осуществление стратегического планирования результатов деятельности предприятия. На основе планирования осуществляется связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем. На практике российскими предприятиями также применяются: долгосрочное, краткосрочное и текущее планирования. Каждое из них имеет свои методы, формы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей.

Таким образом, даже вполне далекий от экономической теории человек, не имеющий наиболее общих представлений о фундаментальных экономических законах, довольно ясно понимает и осознает, какое большое значение в жизни имеет категория прибыль. Однако, несмотря на кажущуюся простоту данной экономической категории, она на протяжении всех времен остается серьезной проблемой для предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, и в связи с этим представляет с собой актуальный предмет исследования для многих научных деятелей.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты:

 

 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.),

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.12.2009),

 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2010),

 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824 (ред. От 09.03.2010),

 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2010).

Специальная научная  литература:

 

 1. Воробьев Е. М. Экономическая теория: курс лекций / Е. М. Воробьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010 г.

 2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке (Challenge management in 21 century). — М.: «Вильямс» 2007 г.

 3. Ермишин П.Г. Основы экономической теории / П.Г. Ермишин. - М.: Наука, 2000 г.

 4. Ефимова Е.Г. Экономика: учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005 г.

 5. Ивашковская И.В. Влияние корпоративного управления на стратегическую эффективность российских компаний // Финансы и кредит. 2009 г. №48. 

 6. Ивашковская И.В., Животова Е.Л. Индекс устойчивости роста: эмпирический анализ российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия менеджмент. 2009 г. №3. 

 7. Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: «ИНФРА-М», 2003 г.

 8. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий) / Н.В. Колчина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юнити-Дана», 2007 г.

 9. Кукукина И.Г. Управление финансами / И.Г. Кукукина. – М.: «Юристъ», 2001 г.

 10. Любецкий В. В. Экономика в таблицах и схемах / В. В. Любецкий — Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.

 11. Полушкин О. А. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие / О. А. Полушкин. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009 г.

Информация о работе Максимализация прибыли