Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита о том, что «ни один индивид не будет думать об общественных интересах, он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в данном случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». Более того, уточняя данный тезис, Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И КОНЕЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли……6
1.2 Способы максимизации и факторы роста прибыли………………12
ГЛАВА 2: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ…………………………………..17
2.1 Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................... 17
2.2 Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................................................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………34
Из схемы 9 следует, что средний спрэд по всем компаниям в целом за период наблюдения положителен, следовательно, компании в среднем увеличивали свою фундаментальную стоимость. Однако разброс значений в рамках каждой отрасли высок. Лишь компании нефтегазовой отрасли и энергетики демонстрируют положительные значения экономической стоимости в среднем за 4 года.
При анализе показателей (схема 10), которые характеризуют деятельность компании, ее структуру финансирования и капитала, а также структуру совета директоров и концентрацию собственности, проявляются следующие тенденции:
Таким образом, как можно видеть на схеме 9 и 10, положительную экономическую прибыль приносят только компании нефтегазовой отрасли и энергетики. Во всех остальных отраслях значение показателя спрэда на собственный капитал преимущественно отрицательное, при этом 2008 год демонстрирует по всей выборке падение по сравнению с предыдущим годом. Исключением являются только металлургические компании, у которых значение показателя выросло.
Основными детерминантами
экономической прибыли
1. Рентабельность продаж: при росте операционной рентабельности на 1 п.п. спрэд доходности собственного капитала возрастает на 0.96 п.п.
2. Темпы роста: темпы роста выручки компании оказывают положительное влияние на экономическую прибыль — увеличение на 0.12 п.п. приводит к такому же увеличению показателя спрэда доходности на собственный капитал.
3. Иностранные инвесторы: наличие в собственности компании доли, принадлежащей иностранным инвесторам, положительно влияет на создание экономической прибыли.
4. Деловой риск: значимость делового риска связана с одной стороны с рискованностью вложений, но с другой стороны с быстрым ростом компаний, что определяет положительное влияние на стоимость.
5. Размер компании: более крупные компании имеют более высокий уровень экономического дохода. Увеличение такого параметра, как размер компании оказывает положительное влияние на экономическую прибыль.
6. Количество (доля) независимых директоров: одним из важнейших факторов достижения положительной экономической прибыли для российских компаний является количество (доля) независимых директоров в составе совета директоров. Включение в совет дополнительного независимого директора увеличивает спрэд экономической прибыли компании на 5 п.п.
1. Наличие институциональных инвесторов — рост доли собственности институциональных инвесторов на 10 п.п. приводит в среднем к снижению спрэда на 3 п.п.
2. В кризисном 2008 году существенное негативное влияние на экономическую прибыль оказала структура капитала (финансовый рычаг): увеличение показателя Debt/Equity на 10 п.п. уменьшает размер спрэда экономической прибыли на 1.4 п.п. Данный феномен объясняется чрезмерной долговой нагрузкой компаний выборки в предкризисный период.
3. Большое количество участников в совете директоров также оказывает негативное влияние на возможности создания стоимости, что может объясняться проблемами, возникающими в процессе принятия стратегических решений.
Объясняющая сила полученных показателей довольна высока. Учтенные факторы, а именно независимость и размер совета директоров, концентрация собственности в руках крупнейших акционеров и институциональных инвесторов, а также размер компании, ее уровень риска и структура капитала, позволяют объяснить формирование до 55% спреда экономической прибыли компании. Результаты эконометрических тестов (F-тест, тест Вальда и др.) также подтверждают высокое качество полученных результатов исследования.
Что не относится к числу детерминант? Факторы с низким уровнем значимости:
В целом структура финансирования в виде соотношения заемного и собственного капитала не является решающим фактором. Однако при анализе отдельных лет она оказывает преимущественно негативное влияние. Иными словами, в российских компаниях увеличение доли заемного капитала при прочих равных условиях будет снижать экономическую прибыль. В последние 2 года влияние усиливается, и увеличение соотношения заемного капитала к собственному на 1 п.п. снижает спрэд экономической прибыли на 0,12 п.п. Такой результат может быть связан с сильными различиями в структуре собственности по отдельным годам. Так, в последние годы наблюдалось значительное увеличение долговой нагрузки в целом. Отраслевые особенности не оказывают значимого влияния, но данный фактор может компенсироваться учетом их в таких параметрах, как темпы роста выручки и размер компании.20
Однако, возможно достичь высоких показателей результатов деятельности предприятия путем осуществления верного стратегического планирования.
2.2. Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации.
Термин «стратегия» в экономической науке берет свое начало из военной сферы. По определению Александра Македонского, который и по сей день считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира, понятие «стратегия» — это часть военного искусства, определяющая общий характер вооруженной борьбы с целью достижения победы.
В определенном смысле экономическую деятельность предприятий также можно рассматривать как борьбу за выживание и захват территорий для сбыта продукции, сопряженную с истреблением противников, мешающих осуществлять максимизацию прибыли, а стратегическое планирование результатов деятельности предприятий, как необходимый элемент в прогнозировании поведения конкурентов и достижении победы в войне за благоприятные позиции на рынке.
Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами, в частности: правильностью установления того, что, сколько, какого качества и к какому времени производить с учетом спроса и предложения, выбором оптимальной технологии и организации производства, величиной основного и оборотного капитала.
В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования данных факторов чрезвычайно велик. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию, что, в свою очередь, предполагает необходимость их внутренней увязки и применения соответствующих методов. Одной из таких форм является планирование результатов деятельности предприятия. В условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия.21
По сути дела, планомерное развитие - противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики. В этом смысле планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства. Ведь в истории нет и не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов управления. Любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное предприятие всегда имеют известный план ведения своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством.22
На практике
российскими предприятиями
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой организационную систему методов реализации стратегических решений на предприятии. Данный вид планирования характеризуется тем, что, во-первых, по сроку своего действия носит «обозримый» характер, а во-вторых, предметом планирования являются основные базисные процессы развития предприятия. Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет.
На базе
стратегического планирования о
На основе
данных планов производится
Результатом текущего планирования являются краткосрочные планы. Оно устанавливает показатели на год с разбивкой по кварталам.
Зарубежная
практика выработала две схемы
организации работ по составлен
При первой схеме руководство определяет цели и задачи предприятия, предполагаемые показатели развития и получения прибыли. Затем данные показатели спускаются в службы предприятия, где они детализируются с учетом влияния на них данных служб. После уточнения показатели поступают руководству предприятия для утверждения.
Но план
может составляться и по
К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу. Данная стратегия, в свою очередь, определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив деятельности предприятия с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Основными этапами формирования стратегии развития фирмы являются:
- выработка миссии предприятия;
- определение его стратегического положения в отрасли и регионе;
- оценка сил конкуренции;