Максимализация прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита о том, что «ни один индивид не будет думать об общественных интересах, он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в данном случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». Более того, уточняя данный тезис, Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И КОНЕЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли……6
1.2 Способы максимизации и факторы роста прибыли………………12
ГЛАВА 2: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ…………………………………..17
2.1 Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................... 17
2.2 Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................................................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………34

Работа содержит 1 файл

готовая2012курсмаксимализацияприбыли.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Вместе с  тем прибыль предприятия зависит  не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.д.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)10.

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах  с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения (доходов от долевого участия в деятельности иных предприятий; прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок; доходов от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности и т.д.).

В результате на предприятии остается, так называемая, чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие (схема 4).11 

Сущность прибыли, как экономической категории, проявляется  в ее функциях. Среди них следует назвать основные:

  • контрольную, так как прибыль один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия,
  • распределительную, так как прибыль используется в качестве инструмента распределения прибавочного продукта и его денежной формы - чистого дохода (в части соответствующей прибыли) между предприятием и государством, предприятием и его работниками, между сферой материального производства и непроизводственной сферой предприятия,
  • стимулирующую, так как прибыль используется как источник и условие формирования поощрительных фондов, а также в качестве источника финансовых ресурсов для их наиболее эффективной реализации и осуществления процесса расширенного воспроизводства. Как писал Ф. Хайек, «стремление к прибыли – это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно».

Определившись с основными условиями формирования прибыли, теперь необходимо дать ответ на вопрос: как осуществить максимизацию прибыли? 

1.2. Способы максимизации и факторы роста прибыли

 

На практике и в теории применяются различные  методы по максимизации прибыли предприятия. Важное место среди них занимают методы, которые основываются на определении объема производства, максимизирующего прибыль. Основными из них являются:

  1. сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек при различных объемах производства,
  2. использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. 

Первый метод, представленный на схеме 5, при анализе показывает, что при разных объемах производства соотношение между совокупными издержками и совокупным доходом различны:

  • Фирма получает прибыль, производя в объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек (TR>TC). На схеме – это объемы производства, расположенные между точками критического объема (Q3 – Q5), – объемы, за пределами которых фирма несет убытки.
  • Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна (TR–TC) max, позволяет обеспечивать фирме максимальную прибыль (Q4).
  • Производство в объемах (0 – Q3), при которых совокупные издержки больше совокупного дохода (TC>TR), приносит фирме убытки. Фирма будет работать, даже получая убытки, если эти убытки меньше издержек, которые она бы имела при нулевом выпуске (постоянные издержки). Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает получение фирмой минимальных убытков (TC–TR) min.
  • Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу (TR=TC), не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, т.е. имеет место нулевая прибыль (Q3 и Q5). Необходимо обратить внимание на то, что нулевая прибыль не означает, что фирма не получает вообще никакой прибыли. Она получает нормальную прибыль, которая является частью издержек производства. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои затраты без получения прибыли (схема 6).12 Соответственно, чем ниже будет данный уровень, тем более вероятно, что предприятие будет жизнеспособно в условиях непредсказуемого сокращения рынков сбыта. Операция по вычислению зоны безубыточности (breakeven point) производства и продаж, может использоваться в качестве оценки маркетингового риска инвестиционного проекта, а также для планирования предприятием необходимой величины прибыли.
  • Если при определенном объеме выпуска (Q2) убытки фирмы равны постоянным издержкам (−Pr = FC), то фирме безразлично, производить или нет; она находится в точке безразличия, поскольку, приостанавливая производство, фирма все равно несет потери, равные постоянным издержкам.
  • Объем производства, при котором убытки больше постоянных издержек (−Pr> FC), свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство (Q1). Очевидно, что фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, будет выбирать объем производства, равный Q4. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры и, прежде всего, уровня цен, фирма может производить и в других объемах, получая убытки, или вообще в течение короткого периода приостановить производство. Если же производство будет приносить убытки в течение долгого периода, то фирма закроется, прекратит свое существование и вообще выйдет из отрасли.13

Второй метод  заключается в том, что важнейшей задачей фирмы, стремящейся к максимизации прибыли, является нахождение, выбор оптимального, позволяющего достичь наилучших результатов деятельности, объема производства, путем сравнивания предельного дохода с предельными издержками.14

Фирма, производящая в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль (схема 7). При этом надо помнить, что интересует фирму прибыль на всю массу выпуска, а не только на предельную единицу. Таким образом, оптимальный объем производства – это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны. Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция). Это равенство в условиях совершенной конкуренции, когда MR = Р, преобразуется в равенство:  MC = MR = Р.15

Любые отклонения от объема, соответствующего равенству MR и MС, приводят к потерям фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при объеме, меньшем, чем оптимальный. При Qе, соответствующем равенству MR и MС, фирма получает максимальную прибыль – площадь фигуры РЕА (разность между совокупным доходом ОРEQе (произведение цены на объем выпуска) и совокупными издержками производства – ОАЕQе). При Q1 общая масса прибыли будет меньше, чем при Qе; при Q3 фирма понесет убытки, так как ее издержки окажутся больше ее доходов. Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирме следует расширять производство, так как, увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме следует снизить производство, иначе ее прибыль будет сокращаться.

Таким образом, конкурентная фирма, максимизирующая  прибыль, достигает оптимального объема производства, при условии, что цена равняется предельным издержкам. Равенство предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнал, который информирует производителя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Фирма, достигшая в краткосрочном периоде оптимального объема производства, т.е. равенства MR и MC, находится в состоянии равновесия.16

Однако достижение оптимального объема производства еще не является гарантией получения максимальной прибыли. Все зависит от соотношения средних издержек производства и сложившегося на рынке уровня цены. Если:

 – рыночная  цена выше минимума средних совокупных издержек (Р > min ATC), то фирма получает прибыль;

 – рыночная  цена ниже минимума средних совокупных издержек, но выше минимума средних переменных издержек (min ATC > Р > min AVC), то фирма несет убытки;

 – рыночная  цена равна минимуму средних совокупных издержек производства (Р = min ATC), то прибыль равна 0, т.е. фирма не имеет ни прибыли, ни убытков.

 – рыночная  цена ниже минимума средних переменных издержек (Р < min AVC), то фирме следует прекратить производство, так как ее убытки больше постоянных издержек, существующих и при нулевом объеме производства.17

Таким образом  важнейшими факторами роста прибыли  являются: определение оптимального объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок и, как следствие, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.

Проанализировав теоретические аспекты различных  методов по расчету прибыли и ее максимизации, стоит теперь обратить внимание на практику формирования экономической прибыли и планирования результатов деятельности  на российских предприятиях.

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

2.1.  Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации.

 

В 2010 году компания КПМГ (КПМГ - это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. В офисах КПМГ в 150 странах мира работают более 138 000 сотрудников) в сотрудничестве с Государственным университетом — Высшей школой экономики провели исследование по вопросам применения российскими компаниями методов управления на основе стоимости.

Управление  на основе стоимости — система управления компанией, нацеленная на максимизацию стоимости, которая должна быть создана бизнесом, при котором система постановки целей, процессы распределения ресурсов, оценка результатов деятельности организации, а также применяемые системы вознаграждения основываются на показателях добавленной стоимости.

 Экономическая  добавленная стоимость — прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал. Данный показатель применяется при построении систем управления стоимостью, в частности в качестве основного параметра оценки стоимости, а также для оценки эффективности управления деятельностью предприятия с позиции собственников компании.

 Управление стоимостью  — достаточно новая концепция  для большинства российских компаний: под влиянием периодов бурного роста рынка менеджеры сконцентрировались на завоевании доли рынка, не уделяя достаточного внимания управлению стоимостью. Однако можно отметить, что в последнее время российских менеджеров все больше интересуют новые подходы к управлению, позволяющие достичь устойчивого роста стоимости бизнеса. Актуальность данного вопроса повысилась с наступлением кризиса и продолжает оставаться таковой во время восстановления экономики, когда фондовые рынки реагируют непредсказуемо и конкуренция продолжает увеличиваться.

Входе данного исследования были проанализированы финансовые и управленческие данные по 68 крупнейшим российским компаниям, которые предоставляют отчетность по международным стандартам (МСФО). Среднее количество сотрудников составляет около 10 тысяч человек, средняя выручка — около 8 млрд. долларов в год (данные по 2008 году). В выборку попали компании, представляющие практически все крупнейшие отрасли экономики, которые составляют значительную долю российского ВВП — телекоммуникации, потребительский сектор, энергетика, металлургия, нефть и газ (схема 8). 

     Результаты  данной работы показали, что компании, применяющие практику управления  стоимостью, демонстрируют динамичные  показатели развития и положительные значения показателя экономической прибыли. Последняя представляет с собой разницу между валовым доходом и экономическими издержками выпуска определенного объема продукции18 и является важнейшим показателем для современного анализа деятельности компании. В ней учитываются не только фактически понесенные компанией расходы, как в бухгалтерской прибыли (разница между валовым доходом и совокупными издержками производства продукции), но и ее альтернативные издержки использования капитала. Для выявления альтернативных издержек необходимо оценивать инвестиционные риски компании, чтобы определить те доходы, которые она должна зарабатывать на капитал. Таким образом, альтернативные издержки рассматриваются как доходы, которые компания могла бы получить при использовании капитала в альтернативных вариантах с тем же инвестиционным риском. Следовательно положительная экономическая прибыль компании означает, что ей удается не только покрыть фактические расходы, но и обеспечить прибыль более высокую, чем понесенные за нее инвестиционные риски. Отрицательное значение, напротив, означает, что бухгалтерская прибыль компании не достаточна для компенсации инвестиционных рисков. В связи с этим, показатель экономической прибыли имеет стратегическое значение и определяет эффективность компании.

     Условия формирования  экономической прибыли российскими компаниями (предприятиями) представлены на схеме 9. В целях осуществления анализа показателей в данном исследовании был использован спрэд доходности на собственный капитал (Spread) — относительная форма показателя экономической прибыли. Спрэд показывает отклонение фактической доходности, которую приносит компания своим акционерам, от требуемой за инвестиционные риски. Положительное значение спрэда (величины экономической прибыли) указывает на прирост внутренней, фундаментальной стоимости компании, достигнутый за исследуемый год.

Информация о работе Максимализация прибыли