Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы лицензирования аудиторской деятельности и определить процедуру лицензирования. Для достижения желаемого результата необходимо решить в работе следующие задачи:
- рассмотреть историю становления лицензирования аудита в России;
- изучить теоретические аспекты лицензирования аудиторской деятельности;
- разобрать порядок предоставления лицензий на осуществление аудиторской деятельности;
- определить проблемы и перспективы лицензирования аудиторской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………….……. 3
1.Становление лицензирования
аудиторской деятельности в России………………..……………..…… 5
2. Теоретические основы
лицензирования аудиторской деятельности…………………………… 10
3. Порядок предоставления лицензии
на осуществление аудиторской деятельности………..…………….…. 14
4. Переход от лицензирования к
саморегулируемым организациям аудиторов……….………….…… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……. 26
Список использованных источников…….………............... 28
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..
В отличие от ранее действовавших бланков лицензий на осуществление аудиторской деятельности, в которых указывалось две даты- дата принятия решения и дата выдачи лицензии, в лицензии нового образца фигурирует лишь одна дата- дата приказа Минфина России о принятии решения о предоставлении лицензии, с которой соответствующей аудиторской организации (индивидуальному аудитору) разрешается осуществление аудиторской деятельности в течение пяти лет.
На обратную сторону лицензии заносится информация о продлении срока действия лицензии до определенной даты (число, месяц, год).
Согласно
п.2 ст.9 Закона о лицензировании отдельных
видов деятельности лицензирующий
орган в течение трех дней после
представления соискателем
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Возможными
основаниями для отказа (причинами
отказа) являются наличие в документах,
предоставленных соискателем
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель
лицензии имеет право обжаловать
в порядке, установленном
Лицензирующий
орган ведет реестр лицензий, в
котором указываются: наименование
лицензирующего органа; лицензируемая
деятельность; сведения о лицензиате
с указанием идентификационного
номера налогоплательщика (наименование,
организационно-правовая форма, номер
документа, подтверждающего факт внесения
записи о юридическом лице в Единый
государственный реестр юридических
лиц, место нахождения, номера и типы
квалификационных аттестатов штатных
аудиторов - для аудиторской организации;
фамилия, имя, отчество, место жительства,
данные документа, удостоверяющего
личность, номер свидетельства о
государственной регистрации в
качестве индивидуального
Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Срок
предоставления информации из реестра
лицензий не может превышать три
дня со дня поступления
Лицензирующий
орган руководствуется при
В
случае преобразования юридического лица,
изменения его наименования или
места его нахождения, либо изменения
имени или места жительства индивидуального
предпринимателя, либо утраты документа,
подтверждающего наличие
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет [32].
Таким
образом, функции федерального органа
государственного регулирования аудиторской
деятельности осуществляет уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти,
определяемый Правительством РФ. Данный
исполнительный орган определяет перечень
документов, необходимых для получения
лицензии. Решение о предоставлении или
об отказе в предоставлении лицензии принимается
в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления
заявления о предоставлении лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении
лицензии направляется (вручается) соискателю
лицензии в письменной форме с указанием
причин отказа. Продление срока действия
лицензии осуществляется в порядке переоформления
документа, подтверждающего наличие лицензии.
Образец лицензии на осуществление аудиторской
деятельности утвержден приказом Минфина
России от 1 апреля 2002 г. N 26н. Лицензирующий
орган ведет реестр лицензий.
С 01.01.2010 Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ отменяется лицензирование аудиторской деятельности. До указанного срока (т.е. в течение переходного периода) каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны решить для себя вопрос о членстве в одной из саморегулируемых организаций.
Аудиторские
организации, индивидуальные аудиторы,
не вступившие в саморегулируемые организации
аудиторов, не вправе будут проводить
аудит и оказывать
Заметим, что данная норма носит обязывающий характер, а ее нарушение повлечет за собой действия, которые будут выражены в пресечении незаконной деятельности.
В
отношении нарушителей
Изменения в законодательстве связаны с проводимыми в России преобразованиями, реформой аудиторской деятельности. Последние три года в законодательных органах и аудиторской среде шло бурное обсуждение поправок в Закон об аудите, суть которых сводилась к отмене лицензирования и расширению функций саморегулируемых организаций аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности предполагалось отменить еще с 1 января 2006 г., а Федеральный закон N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" был подписан Президентом РФ 1 декабря 2007 г. Поправки оказались настолько существенными, что вылились в новый закон.
Поскольку
Положение о лицензировании аудиторской
деятельности продолжает действовать,
необходимо было привести его в соответствие
с новым Законом, например в вопросе,
касающемся минимальной численности
аудиторов в аудиторской
В целом нововведения в большей степени касаются аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, нежели их клиентов (аудируемых лиц). Положительным является стремление повысить качество оказываемых аудиторских услуг. Например, введенное требование для кандидатов в аудиторы о наличии из последних трех лет не менее двух лет стажа работы в аудиторской организации. Однако законодателю необходимо было ввести требование не просто о работе в аудиторской организации, а о работе на постоянной основе: некоторые кандидаты для набора аудиторского стажа, возможно, будут работать в аудиторских организациях по совместительству, а значит, не смогут получить необходимый опыт.
Небольшие компании затронет новшество, связанное с тем, что лимиты по выручке и величине активов при определении, требуется ли проведение обязательного аудита, будут устанавливаться теперь исходя из данных за период, предшествующий отчетному, а не из данных за отчетный период, как ранее. К примеру, если за 2009 г. у компании объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) не превысит 50 млн руб. или сумма активов по данным бухгалтерского баланса на конец 2009 г. не превысит 20 млн руб., но за 2008 г. эти же показатели будут превышены, то организации придется проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2009 г.
Вобщем, процедура прохождения годового аудита может усложниться, а требования аудиторов могут ужесточиться в отношении небольших компаний, пользующихся услугами таких же небольших аудиторских организаций со слабым внутренним контролем качества. Это вызвано усилением внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов со стороны СРО аудиторов.
По данным СМИ, сегодня на рынке аудита работает пять профессиональных объединений, аккредитованных Минфином России еще до вступления в силу Закона N 307-ФЗ: Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных бухгалтеров и аудиторов России", Некоммерческое партнерство "Аудиторская Палата России", Некоммерческое партнерство "Московская Аудиторская Палата", Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов", Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов". Все они наверняка проводят мероприятия по включению себя в Государственный реестр СРО аудиторов. Сам государственный реестр официально открыт с 1 апреля 2009 г.
Насколько сложно вступить аудитору в СРО на практике? На этот вопрос можно будет ответить к концу года, но особенных сложностей данный процесс не принесет.
В соответствии с новым Законом об аудиторской деятельности СРО предъявляет к потенциальным членам ряд требований, что, по сути, заменяет лицензирование. При этом требования к членству в СРО аудиторов ничем не уступают и даже превосходят лицензионные. Справка о членстве фактически будет являться аналогом лицензии.
Закон
N 307-ФЗ для вступления в СРО предлагает
иметь рекомендации от трех аттестованных
коллег для подтверждения безупречной
деловой репутации аудиторской
организации и безупречной
Во-первых,
требование о наличии не менее
двух лет стажа работы в аудиторской
организации при получении
Во-вторых, существует запрет, в соответствии с которым аудитор, выдавший рекомендацию коммерческой организации, желающей относиться к числу аудиторских организаций, не должен являться учредителем (участником) данной коммерческой организации, входить в состав ее органов управления и состоять с ней в трудовых отношениях. Возникает вопрос, как же он может подтвердить деловую репутацию организации, если не знает ее изнутри. Похоже, за получением рекомендаций придется обращаться к бывшим сотрудникам или конкурентам. Наличие статуса аудитора у руководителей и учредителей (участников) коммерческой организации уже подтверждает деловую репутацию будущей аудиторской организации.
В-третьих,
обзавестись тремя
Одним из самых обсуждаемых в новом Законе об аудиторской деятельности является подп. 1 п. 1 ст. 23, согласно которому аудиторским организациям до 1 января 2010 г. нужно перераспределить уставный капитал (если аудиторы не владеют 51% капитала) между аудиторами. Очень часто учредители (участники) аудиторских организаций сами являются аудиторами, поэтому такое требование ими уже выполняется. Данная норма обсуждаемого Закона, безусловно, положительная, поскольку собственники аудиторских организаций в целях сохранения безупречной деловой репутации своего предприятия должны детально разбираться в тонкостях аудита, что будет подтверждаться наличием у них аттестата, опять же подразумевающего их соответствующую квалификацию и безупречную деловую (профессиональную) репутацию.