Лицензирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы лицензирования аудиторской деятельности и определить процедуру лицензирования. Для достижения желаемого результата необходимо решить в работе следующие задачи:
- рассмотреть историю становления лицензирования аудита в России;
- изучить теоретические аспекты лицензирования аудиторской деятельности;
- разобрать порядок предоставления лицензий на осуществление аудиторской деятельности;
- определить проблемы и перспективы лицензирования аудиторской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………….……. 3
1.Становление лицензирования
аудиторской деятельности в России………………..……………..…… 5
2. Теоретические основы
лицензирования аудиторской деятельности…………………………… 10
3. Порядок предоставления лицензии
на осуществление аудиторской деятельности………..…………….…. 14
4. Переход от лицензирования к
саморегулируемым организациям аудиторов……….………….…… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……. 26
Список использованных источников…….………............... 28
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Лицензирование аудит. деят.docx

— 1.31 Мб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

      
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………….……. 3
  1.Становление  лицензирования   
    аудиторской деятельности в России………………..……………..…… 5
  2. Теоретические основы  
    лицензирования аудиторской деятельности…………………………… 10
  3. Порядок предоставления лицензии  
    на осуществление аудиторской  деятельности………..…………….…. 14
  4. Переход от лицензирования к   
  саморегулируемым  организациям аудиторов……….………….…… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……. 26
Список  использованных источников…….………............... 28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Переход России к новым экономическим  отношениям повлиял на появление  новых видов деятельности, в том  числе аудита.

     Правовая  регламентация аудита как особой независимой организационной формы  финансового контроля в России стала  складываться с принятием Указа  Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", которым были введены "Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации". Новый этап в развитии отечественного аудита начался с принятия Федерального закона от    7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

     Особое  значение на этом этапе развития имеет  лицензирование как процедура выдачи специального разрешения (лицензии), дающего  право осуществлять аудиторскую  деятельность аттестованным аудиторам, а также организациям, отвечающим требованиям законодательства, зарегистрированным в установленном законом порядке  в качестве субъектов предпринимательской  деятельности.

     Объектом  исследования в работе является лицензирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. А предметом исследования – правовое регулирование лицензирования.

     Цель  данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы лицензирования аудиторской деятельности и определить процедуру лицензирования. Для достижения желаемого результата необходимо решить в работе следующие задачи:

     - рассмотреть историю становления лицензирования аудита в России;

     - изучить теоретические аспекты  лицензирования аудиторской деятельности;

     - разобрать порядок предоставления  лицензий на осуществление аудиторской  деятельности;

     - определить проблемы и перспективы лицензирования аудиторской деятельности.

     Для исследования проблемы в курсовой работе нами были использованы учебники Л.И. Булгаковой, А.Д.Шеремета, А.Д.Суйца, Е.И.Спектора, а также научные материалы А.Г.Ахмаева, А.Гущина В.Гущина, И.Е.Зубарева и других авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление лицензирования аудиторской  деятельности
 

     До 1994 г. российские аудиторские организации  в основном создавались и функционировали  на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" как обыкновенные коммерческие структуры. Поэтому в  условиях отсутствия законодательства об аудиторской деятельности от них  официально не требовалось лицензий, хотя в странах с рыночной экономикой деятельность аудиторов подвергается лицензированию. В этой связи заказчики (экономические субъекты) стали требовать  от аудиторов и аудиторских организаций  документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита. Кроме того, известны случаи, когда органы государства, в  том числе налоговые, необоснованно  запрещали деятельность уже зарегистрированных организаций по причине отсутствия лицензии, ибо она никак не была оговорена законодателем. В это  время начинают возникать и функционировать  самодеятельные организации по подготовке аудиторов и выдачи им соответствующих  сертификатов, удостоверений, аттестатов и лицензий. Многие в 1991-1993 гг. понимали нелегитимность подобных аттестатов и  лицензий. Однако представители Московского  и Санкт-Петербургского фондов имущества  приняли свои внутриведомственные  положения и пытались всерьез  доказывать аудиторам, что за вполне определенные суммы они и только они имеют право объявлять  аудиторов независимыми, а также  определять, насколько эти аудиторы компетентны по вопросам финансовой отчетности, в том числе в бухгалтерском  учете (таблица 1).

     Подавляющее большинство лицензий были выданы аудиторскими палатами Москвы и Санкт-Петербурга; имелись лицензии, выданные ассоциациями бухгалтеров и аудиторов России, СНГ, местными советами, правительством Москвы, финансовым комитетом мэрии  Санкт-Петербурга и др. Однако законными  документами на право аудиторской  деятельности (например, лицензиями Центрального банка России на аудит) до 1994 г. владело менее четверти аудиторских организаций.

      Таблица 1─ Этапы развития лицензирования аудиторской деятельности

      
Этапы развитя      Характеристика  этапа
I  этап   - В это время самостоятельно возникают организации по подготовке аудиторов и выдаче им соответствующих сертификатов, удостоверений, аттестатов и лицензий: аудиторские палаты Москвы и Санкт-Петербурга, ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, СНГ.

  - Нормативность аудиторской деятельности была установлена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", который утвердил Временные правила аудиторской деятельности и запретил проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий.

  - Главной проблемой аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры лицензионного сбора на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую деятельность без лицензии (в том числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции.

  - В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий.

II этап   - Вступил  в силу Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 9 сентября 2001 года

  - Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

III этап   - 1 июля 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности»

  - Ужесточены  требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО). Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000).

  - Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений.

 

     Фактически  же эти лицензии (за исключением  лицензии Центрального банка России) носили лишь рекомендательный характер, поскольку законодатель не передавал  официально ни одному из перечисленных  и иных органов (вплоть до Минфина  России) право выдавать такие лицензии. И вполне естественно, что по этой причине с 1995 г. все эти лицензии следовало пересмотреть, обновить. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" было запрещено  проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения  лицензий. Совету Министров - Правительству  РФ было поручено в срок до 1 февраля 1994 г. утвердить представленный Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ порядок получения  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности (в дополнение к порядку  аттестации).

     Уже назрела настоятельная необходимость  аттестации физических лиц на право  осуществления аудиторской деятельности. Кроме того, юридические лица (аудиторские  организации) и физические лица (аудиторы), занимающиеся этой деятельностью индивидуально, были обязаны до 1 января 1995 г. получить соответствующие лицензии на право  осуществления аудиторской деятельности. Этот срок был жестким. И, как показала практика, фактически оказался нереальным, ибо Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ не обладала достаточным  опытом. Одновременно Правительство  РФ, с целью уменьшить информационный риск в экономических процессах  страны, попыталось расширить с 1995 г. состав экономических субъектов, балансы  которых обязательно должны быть проверены аудиторами. В этой связи  установленный срок (получить соответствующие  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности до 1 января 1995 г.) был несколько  раз в официальном порядке  отодвинут на более поздний.

     Основная  проблема в аудиторском движении второй половины 90-х годов состояла в том, что получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности было, прежде всего, связано со значительными  размерами лицензионного сбора. Его установили кратным минимальному размеру оплаты труда (далее - МРОТ), причем из расчета для аудитора - 30 минимумов, для аудиторских организаций - 150 минимумов. И каждый из этих платежей был рассчитан только на один год (а при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивается пропорционально) и лишь на один тип лицензии.

     Таким образом, если администрация аудиторской  организации решила осуществлять все  виды аудиторских услуг на протяжении пяти лет, то, кроме весьма существенных расходов на аттестацию специалистов различного профиля, организация обязана  оплатить еще и 3000 минимальных окладов  в виде лицензионного сбора. Хотя подобные сборы для других специалистов, выполняющих в те годы функцию  засвидетельствования, были меньше. Так, например, после прохождения стажировки претендент в нотариусы сдает  экзамен квалификационной комиссии, создаваемой при каждом органе юстиции, получает соответствующий документ, и после этого ему должны выдать лицензию, за которую нужно заплатить 5 МРОТ. А для того, чтобы стать  частным адвокатом, за рассмотрение документов взимался сбор - 10% МРОТ, за выдачу полноценному кандидату соответствующих  документов взимали еще три МРОТ.

     Сравнение таких огромных разрывов в размерах лицензионных сборов показывает, что  значительная часть средних и  особенно мелких российских аудиторских  организаций (а это их подавляющее  большинство) во второй половине 90-х  годов испытывали серьезные финансовые затруднения. Многие из этих организаций (в подавляющем большинстве - отечественных) тогда либо уже отказались, либо предполагали отказаться от продолжения  аудиторской деятельности. Это было связано и с тем, что за попытку  работать на рынке аудиторских услуг  без лицензии (в том числе и  в результате ее аннулирования) действовали  большие санкции, сохранившиеся  и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (ст.11, 14, 16, 17, 20 и 21). Среди них взыскание  штрафа в размере 100-300 МРОТ (ранее  было 500-1000 МРОТ).

     Такие лицензионные сборы и санкции  не довели бы до разорения только крупнейшие аудиторские организации (даже для средних это было тяжелое бремя). Таким образом, во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем, причем не в пользу отечественных аудиторов, а в пользу иностранных аудиторов.

     В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Эти органы устанавливали свои, особые условия  выдачи лицензий. От общего порядка  такие условия радикально не отличались, разве что только в деталях  и в сторону ужесточения общепринятого  порядка [32].

     Таким образом, до 1994 года от аудиторских  организаций не требовалось лицензий. В этой связи заказчики стали требовать от аудиторов и аудиторских организаций документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита. В это время начинают возникать и функционировать самодеятельные организации по подготовке аудиторов и выдачи им соответствующих сертификатов, удостоверений, аттестатов и лицензий. Фактически же эти лицензии носили лишь рекомендательный характер. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" было запрещено проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий. Основная проблема в аудиторском движении второй половины 90-х годов состояла в том, что получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности было, прежде всего, связано со значительными размерами лицензионного сбора. Такие лицензионные сборы и санкции не довели бы до разорения только крупнейшие аудиторские организации (даже для средних это было тяжелое бремя). Во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем. В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. 
 
 

Информация о работе Лицензирование аудиторской деятельности