Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:40, курс лекций
Тема: Основные элементы учетно-аналитической системы. Система бухгалтерского учета и бухгалтерских записей.
1.1 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.
1.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.
1.3 Основные элементы учетно-аналитической системы.
Сравнение областей применения финансового и бухгалтерского учета представлено в таблице 1.
Таблица 1 Сравнение областей применения финансового и управленческого учета
Область применения |
Управленческий учет |
Финансовый учет |
Основные потребители информации |
Различные уровни внутрифирменного управления: технологи, маркетологи, экономисты |
Внешние пользователи: кредиторы, акционеры, налоговые службы, финансовые работники, аудиторы и др. |
Виды систем бухгалтерского учета |
Как двойная запись, так и системы, не основанные на двойной записи |
Система двойной записи |
Свобода выбора области
использования специальных |
Практически нет норм и ограничений со стороны действующего законодательства |
Обязательное следование общепринятым принципам, стандартам и правилам бухгалтерского учета согласно Закону РБ “О бухгалтерском учете и отчетности” и др. законодательству. Отклонение от них считается недопустимым нарушением |
Используемые измерители |
Любые подходящие как денежные, так и натуральные единицы измерения |
Денежные единицы измерения |
Группировка затрат |
В основном по статьям калькуляции (по месту возникновения затрат) |
По элементам затрат и статьям калькуляции |
Основной объект учета |
Структурные подразделения субъекта хозяйствования |
Субъект хозяйствования в целом |
Периодичность составления отчетности |
По мере надобности и необязательно на регулярной основе |
Периодически на регулярной основе согласно действующему законодательству |
Степень бухгалтерской надежности информации |
Зависит от цели назначения информации – от точных до приблизительных данных |
Требуется объективность учетной информации |
Обязательность ведения |
Не обязателен и обусловлен производственной необходимостью |
Строго обязателен согласно Закону Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности” |
Временная направленность |
В основном на будущие операции, а также на сравнительные характеристики планировавшихся и достигнутых параметров. Например, сравнение плановых и отчетных данных |
Только фактически совершенные операции. Например, сравнение и анализ только фактических отчетных данных за два периода |
Временной режим управления |
Оперативный: рабочий час – день – неделя – месяц |
Среднесрочный: квартал – полугодие – год |
Отчетность |
Очень подробная, часто затрагивающая даже самые незначительные факторы (особенно касается затрат) |
Обычно имеет обобщенный вид и служит для наиболее общих оценок работы предприятия |
Сравнение управленческого и финансового учета, представленное в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, исходя из рассмотренных выше особенностей управленческого учета, его назначение сводится к следующему (рисунок 5):
Таким образом, управленческий учет обеспечивает информацией оперативное, стратегическое, технологическое, инновационное и структурное управление и позволяет решать проблемы, связанные как с внутренним, так и с внешним управлением, то есть управленческий учет является важнейшим звеном управления. В единой системе бухгалтерского учета финансовый и управленческий учет выполняют собственные специфические функции, вытекающие из классического кругооборота хозяйственных средств и функций бухгалтерского учета по его обслуживанию, ибо бухгалтерский учет – это управление экономикой в рыночном обществе. Для поднятия роли и значимости бухгалтерского учета в управлении производственной, сбытовой, финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования необходимы теоретические разработки по развитию методологии и методик управленческого и финансового учета, а также подготовка и переподготовка специалистов экономического профиля.
Тема: Методология международных стандартов финансовой отчетности.
1.1 Фундаментальные концепции (принципы) бухгалтерского учета.
Концепциями финансового учёта называются правила или рекомендации, в соответствии с которыми формируются и записываются показатели итоговых финансовых отчётов. Концепции финансового учёта, соответствующие стандарты финансового учёта и Закон о компаниях составляют основу финансового учёта. Они содержат правила, принципы и соглашения, в соответствии с которыми формируются и публикуются финансовые отчёты. В них содержатся рекомендации и нормы по измерению дохода от предпринимательства (дохода предприятия), т.е. расчёта прибылей и убытков за отчётный период, а также оценки средств (которыми владеет данное предприятие) и обязательств (сумм, которые данное предприятие должно другим). Некоторые из концепций включены в стандарты финансового учёта и Закон о компаниях.
Однако с самого начала следует отметить, что применение многих концепций требует принятия субъективных решений со стороны лица, подготавливающего эти отчёты. (В Беларуси это называется учётной политикой предприятия. Каждое предприятие ежегодно обязано издавать приказ по учётной политике, где регистрируются принятые предприятием правила учёта). Это означает, что два человека, использующие одни и те же исходные данные, могут составить два совершенно различных вида финансовых отчётов!
В настоящее время финансовый учёт базируется на следующих основных концепциях:
Рассмотрим значение и сущность каждой концепции более подробно.
1) Концепция денежного измерения.
В финансовые отчёты включаются только те статьи, которые могут быть выражены в денежной оценке. Поэтому другие показатели, важные для успеха данного предприятия, как, например, уровень управления компанией и хорошие производственные отношения, но не имеющие денежного выражения, не могут быть показаны в финансовых отчётах.
Однако следует помнить, что сами деньги не всегда являются стабильными, особенно в периоды высокой инфляции. Влияние инфляции затрудняет сравнение показателей одного года с другим, например, показатели продаж за этот год могут возрасти по сравнению с прошлым годом, но на самом деле при учёте инфляции в реальном объёме продаж может наблюдаться спад. Таким образом, для получения реальных сравнительных показателей в периоды существенного роста уровня инфляции финансовые отчёты следует соответствующим образом корректировать.
2) Концепция реализации.
При расчёте прибылей или убытков эта концепция определяет, в какой момент товары или услуги, которые мы поставляем, можно считать реализованными. Данный расчёт прибылей или убытков часто называют расчётом дохода от бизнеса (деятельности предприятия). Если товары проданы за наличные, моментом реализации в бухгалтерском учёте является дата получения наличных. Однако на какой момент следует записать при продаже в кредит сумму продажи:
На рис.1.1. показан цикл продажи товаров в кредит.
— — — (3) Счет-фактура — — —
Предприятия
поставщика товары (1)
— — — — — — — — — — — — — —
Рис.1.1. Продажа товаров в кредит
В некоторых источниках говорится, что для показателей реализации следует указывать дату доставки товаров. Однако в действующих на практике системах бухгалтерского учёта хозяйственная операция не включается в показатели продаж, пока по этой операции не будет выставлен счёт-фактура. Это происходит из-за расхождения во времени между датой доставки товаров и датой выставления счёта-фактуры, а для записи в счёт продаж используется информация, содержащаяся в счёте-фактуре. Таким образом, без счёта-фактуры бухгалтерские счета не заполняются. В Великобритании удобным ориентиром для определения фактической даты, когда хозяйственная операцию можно считать продажей (реализацией) в целях расчёта прибылей или убытков за отчётный период, является дата уплаты налога на добавленную стоимость.
Таким образом, можно считать, что определённая хозяйственная операция будет включена в показатели продаж после доставки соответствующих товаров и выставления счёта-фактуры, т.е. до фактической оплаты. Даже если наличные не были получены, хозяйственная операция будет включена в показатель продаж (реализации) в целях определения дохода, т.е. расчёта прибыли или убытка.
Рассмотрим пример, в котором показано действие концепции реализации.
Пример 1.1. Расчёт продаж (реализации) в целях финансового учёта
Имелась следующая информация о продажах на 11 июня 19Х7г.:
f000 | |
Продажа за наличные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Наличные, поступившие от заказчиков, которые получили товары в кредит и счета-фактуры в апреле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Доставленные заказчиком товары, по которым еще не выставлены счета-фактуры. . . . |
21 |
Счета-фактуры, выставленные заказчиками за товары, доставленные в мае |
43 |
Показатель продаж, т.е. сумма, которая будет включена в счет продаж (реализации) на 11 июня 19Х7г. |
|
f000 | |
Продажа за наличные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Продажи в кредит (с выставлением счетов-фактур). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
43 |
— | |
55 | |
|
Информация о работе Лекции по "Бухгалтерский учет в зпрубежных странах"