Лекции по "Бухгалтерский учет в зпрубежных странах"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:40, курс лекций

Описание работы

Тема: Основные элементы учетно-аналитической системы. Система бухгалтерского учета и бухгалтерских записей.
1.1 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.
1.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.
1.3 Основные элементы учетно-аналитической системы.

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

 

' Конгресс США определил МБС  как общепринятые международные  бухгалтерские стандарты. Учетная система США (ГААП) имеет наибольшее сходство с международной, и также получает распространение в европейских странах.

 

Следование международным стандартам отчетности позволяет достичь ее большей корректности за счет единства требований к составлению. Единые требования уменьшают искажения и произвольность, которые могут быть связаны с акцентом на несущественных подробностях, произвольной оценкой отчетных статей, избирательным отношением к содержанию и видам отчетов, намеренной фальсификацией информации (стремлением сделать хорошую отчетность из плохого учета. Так, межправительственная группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам обратила внимание на то, что в годовых отчетах ТНК за 1987 г. отсутствовали последствия экономического кризиса 1987 г.

Кроме того, представление национальных экономик в международных статистических справочниках должно быть сопоставимым в пределах общепризнанных альтернативных вариантов, что придает международным бухгалтерским стандартам государственную значимость.

Чтобы отчетная информация была правдивой, содержательной, объективной и вызывала доверие, она в самом общем виде должна соответствовать следующим условиям: быть полученной по единым бухгалтерским правилам, которые известны и понятны; быть подтвержденной независимым аудитором; быть опубликованной.'

 

' КМБС приступил к разработке  стандарта представления отчетности в электронном виде. Ряд фондовых бирж уже разработал соответствующие правила.

 

Бухгалтерский учет предприятия состоит  из финансового учета  и управленческого. Информация финансового учета основана на текущем бухгалтерском учете и завершается финансовой отчетностью, предназначенной для внешних пользователей. Управленческий учет ведется автономно от финансового, но взаимосвязанно с ним, завершается внутренней отчетностью и является коммерческой тайной.

Международные бухгалтерские стандарты  регулируют прежде всего внешнюю финансовую отчетность. Тем не менее они влияют и на методологию текущего бухгалтерского учета. Каждая страна самостоятельно определяет пределы следования международным стандартам. Но независимо от государственной учетной политики предприятия вправе самостоятельно им следовать, представляя отчетность на международные финансовые и фондовые рынки.

Международные учетные стандарты  делятся на региональные и мировые. На региональном уровне первыми стали периодически регулировать сопоставимость отчетности страны-члены Европейского сообщества (ЕС, сейчас Европейского союза)'.

 

' ЕС основан в марте 1957 г.  в Риме, сейчас в него входят  Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Щвеция (первоначально Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция).

 

Цель регулирования была сформулирована как «гармонизация бухгалтерского учета», под которой понималась согласованная  методология. В целом она ориентирована на немецкий учет, но испытывает влияние британского, а сейчас и американского. На практике сопоставимость достигается директивами ЕС, которые утверждаются национальным законодательством стран-членов ЕС.

4-я директива ЕС была принята  в 1978г. Она содержит основные положения финансового учета, обязывает предприятия вести бухгалтерский учет по системе двойной записи, составлять отчетность и официально раскрывать особенности своей учетной политики. Формы отчетности утверждены в составе баланса (две формы), отчета о прибыли и убытках (четыре формы) и пояснений к ним. Цель отчетности состоит в достоверной и объективной информации, 7-я директива ЕС была принята в 1983 г. и регулирует правила составления консолидированной отчетности (отчеты групп).

Положения 4-й и 7-й директив ЕС явились  основой для европейского бухгалтерского регулирования отчетности, 8-я директива ЕС, принятая в 1984 г., определяет критерии квалификации аудиторов в отношении их .образования, практического опыта и морально-этических норм.

Обобщением европейской методологии  учета занимается Федерация европейских бухгалтеров-экспертов. Практической реализацией директив занимается Комитет взаимодействия, состоящий из экспертов стран-членов ЕС. Основной проблемой европейской гармонизации учета являются особенности национальных систем налогообложения (прежде всего прибыли). С 1996 г. Комитет занимается поиском совместимости европейских директив и международных стандартов.

В Африке региональной стандартизацией  учета занимается Африканский совет по бухгалтерскому учету. Он утвердил для применения единый план счетов ОКАМ (ОСАМ), что явилось основой стандартизации по французской методологии учета.

Достижение региональной гармонизации учетных стандартов ставят целью  своей деятельности Конфедерация стран Азии и Тихого океана и федерация бухгалтеров стран АСЕАН.

Стандартизация бухгалтерского учета  стран американского континента является сферой деятельности Межамериканской организации бухгалтеров.

Региональная гармонизация бухгалтерского учета имеет значение как реальный инструмент изучения и решения общих проблем, освоения учетных стандартов в условиях совместного регионального экономического развития. Но наряду с ними с 1973 г. берут начало мировые стандарты, получившие название международных бухгалтерских стандартов. Они следуют среднему британо-американскому варианту методологии бухгалтерского учета в части финансовой отчетности и представляют инструмент мировой гармонизации бухгалтерского учета.

МБС не носят директивного характера, они не обязательны для применения и лишь рекомендуются'. Они приобретают обязательность после трансформации в национальные правила с соответствующим учетным регулированием. Но компании могут применять их инициативно. В 90-х гг. 2/3 из 278 крупнейших ТНК мира составляли отчетность в соответствии с МБС.

 

' Эксперты по МБС допускают  возможность и необходимость  их принудительного применения на основе соответствующего законодательного акта или другим •способом.

 

Разработка и публикация МБС  составляет цель деятельности Комитета международных бухгалтерских стандартов – КМБС, созданного в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями ряда стран. В 1997 г. при КМБС был учрежден Постоянный комитет по интерпретациям, целью деятельности которого является разъяснение отдельных положений МБС в виде Интерпретаций. К недостаткам МБС специалисты относят отсутствие подробных объяснений. Поэтому разработка Интерпретаций признана приоритетным направлением деятельности КМБС в настоящее время. Предполагается также учреждение Комитета по разработке стандартов.

Для практического перехода на стандарты  в 1979 г. в Центре ООН по транснациональным корпорациям была создана Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности. Деятельность специалистов связана с изучением и обобщением национальных бухгалтерских стандартов отдельных стран, проблемами международной стандартизации учета, консультациями в освоении МБС странами.

Стандартизацией правил составления  отчетности ТНК занимается также  Организация экономического сотрудничества и развития, в состав которой входит Рабочая группа по учетным стандартам.

Сосуществование двух основных видов  наиболее представительных и значимых международных стандартов (мировых и европейских) влияет по-разному. Страны, которые заинтересованы во вступлении в ЕС (а это прежде всего страны Восточной Европы), ориентируются прежде всего на европейские стандарты. Компании стран-членов ЕС стали представлять свою опубликованную отчетность так, чтобы она удовлетворяла европейским/международным/американским стандартам.

Некоторые страны стали регулировать бухгалтерский учет по МБС (Сингапур, Малайзия, Зимбабве, Казахстан, Киргизия, Молдова, Кипр, Хорватия). В ряде стран  они стали основой для национальных Стандартов (Египет, Индия, Кения, Украина). Но такое решение является скорее специфической, чем всеобщей практикой. Развитые страны предпочитают сохранять национальные учетные системы, регулируя их в соответствии' с международными стандартами. Последние изменения в учетном законодательстве ряда стран (Бельгия, Германия, Италия, Франция, Швейцария) разрешают крупным компаниям применять МБС/ГААП внутри страны. Малый бизнес везде следует национальным стандартам. В целом каждая страна сейчас использует две учетные системы — национальную и международную / ГААП.

Согласованием методологии управленческого  учета занимается Комитет по финансовому  и управленческому учету в  составе Международной федерации  бухгалтеров.

Международная стандартизация охватывает также правила аудита, так как  национальные различия проверки отчетности и профессиональной подготовки аудиторов приводят к различной оценке ее надежности и достоверности. Международные стандарты аудита ориентированы на единство оценки отчетности и критериев профессионального образования аудиторов. Стандарты аудита разрабатывает Комитет по международной аудиторской практике, входящий в состав Международной федерации бухгалтеров.

 

1.3 Международные  профессиональные бухгалтерские  организации, их роль и назначение.

Наиболее представительными международными бухгалтерскими организациями, занимающимися проблемами гармонизации и унификации бухгалтерского учета, являются:

1. Европейская федерация  бухгалтеров-экспертов основана в 1986 г. Она является самой авторитетной европейской организацией и специализируется на консультировании Комиссии ЕС по вопросам гармонизации предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета.

Европейская федерация бухгалтеров-экспертов  возникла в результате слияния исследовательской  группы бухгалтеров-экспертов и  Европейского союза бухгалтеров-экспертов в области учета, экономики и финансов. В 1989г. ею был подготовлен сравнительный анализ 4-й директивы ЕС и МБС.

Исследовательская группа бухгалтеров-экспертов  была основана в 1966 г. и состояла из представителей профессиональных организаций Великобритании, Канады и США. Группа занималась изучением бухгалтерской практики трех стран, и с ее деятельности начиналась гармонизация учета. Она выпустила 20 отчетов по вопросам отчетности: 1968г. — Запасы, 1972 г. — Консолидированная отчетность, 1975 г. — Промежуточная отчетность. Европейский союз бухгалтеров-экспертов был основан в 1951 г. представителями 18 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Югославия). Цель его деятельности состояла в стандартизации европейского финансового учета. Основные разработки были сосредоточены в направлении бухгалтерской терминологии (издан справочник в объеме 1400 терминов на 8 европейских языках) в области профессиональной этики и образования аудиторов.

2. Комитет международных  бухгалтерских стандартов основан 29 июня 1973 г. (штаб-квартира в Лондоне) профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Ирландии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии. Идея создания комитета возникла на Х международном конгрессе бухгалтеров в 1972г. В него входят 143 представителя от 103 стран. С 1998г. стандарты публикуются и распространяются в электронном виде через сеть Internet.

Цель деятельности КМБС состоит  в разработке, публикации и оказании помощи при освоении МБС. В консультативный комитет КМБС входят только неправительственные профессиональные организации:

Всемирный банк, Международная федерация фондовых бирж, Международная организация институтов финансовых руководителей, Международная торговая палата, Международная федерация свободных профсоюзов, Международная организация по ценным бумагам, Международный валютный фонд, Европейская комиссия, Совет по стандартам финансовой отчетности США, Центр ООН по ТНК, Международная организация экономического сотрудничества и развития и другие.

Руководство КМБС осуществляет. Совет  в составе представителей от 16 стран (предполагается 25), включая основателей  Комитета. Хотя бы трое из них должны быть от развивающихся стран, а четверо — от непрофессиональных бухгалтерских организаций, но заинтересованных в МБС (например, Международный координационный комитет Ассоциации финансовых аналитиков). Предполагается учреждение Комитета по разработке стандартов.

Проект каждого стандарта рассылается  для обсуждения, в том числе  правительственным и законодательным органам, финансовым биржам. За полгода до издания КМБС анализирует мнения о стандарте на дискуссионной основе с исключением несовпадающих мнений. Стандарт в окончательном виде принимается большинством в 2/3 голосов (12 голосов из 16, предполагается 11 из 25) и публикуется на английском языке. Другими официальными переводами являются издания на немецком и русском языках.

Доходная часть бюджета КМБС составляет в настоящее время  около 2,5 млн. $ в год за счет взносов  от международных профессиональных организаций, аудиторских компаний, ТНК, выручки от продажи стандартов.

3. Международная федерация  бухгалтеров (штаб-квартира в Нью-Йорке), преобразованная в 1977 г. из Международного комитета по развитию бухгалтерской профессии, учреждена представителями 53 стран (Австралия, Аргентина, Багамские острова, Бангладеш, Великобритания, Гана, Греция, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Норвегия, Пакистан, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Шри-Ланка и другие).

Цель деятельности Федерации состоит  в международной координации, консолидации усилий, укреплении престижа профессиональных бухгалтеров и организации международных конгрессов бухгалтеров (с 1955 годин раз в 5 лет). Она состоит из комитетов: по образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету, международной аудиторской практике и других. Результатом деятельности комитета по аудиторской практике явились директивы:

5-я – Предмет аудита, 6-я –  Состояние бухгалтерских систем, 8-я – Доказательства в аудите, 13-я – Содержание аудиторского отчета, 25-я – Существенность риска в аудите.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерский учет в зпрубежных странах"