Лекции по "Бухгалтерский учет в зпрубежных странах"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:40, курс лекций

Описание работы

Тема: Основные элементы учетно-аналитической системы. Система бухгалтерского учета и бухгалтерских записей.
1.1 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.
1.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.
1.3 Основные элементы учетно-аналитической системы.

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Указанные регистры можно  разбить в свою очередь ещё  на ряд регистров.

 

Журналы.

В Великобритании можно  использовать журналы для записи исправлений (корректировки ошибок). Однако многие предприятия не ведут  таких журналов.

 

Система ведения двойных записей.

Двойственный эффект любой хозяйственной операции реализуется  с помощью системы бухгалтерского учёта по методу двойных записей. Каждый отдельный счёт используется для накопления и хранения бухгалтерской  информации, необходимой для составления итоговых финансовых отчётов. В Великобритании система двойных записей действует следующим образом: левая сторона финансового отчёта используется как дебет, а правая как кредит. В системе двойных записей, применяемой в США, дебет выводится справа, а кредит слева.

 

Бухгалтерский учёт сделок за наличный расчёт и банковских выплат / поступлений

Платёж со счёта в  банке отражается следующим образом.

Результатом кредитования банковского счёта на определенную сумму является уменьшение остатка на счёте в банке (или увеличение овердрафта).

На сумму платежа  происходит кредитование банковского  счёта и дебетование соответствующего счёта номинальной (главной) бухгалтерской  книги.

Обработка поступлений  на банковский счёт происходит наоборот, т.е. банковский счёт дебетуется на данную сумму, а соответствующий счёт главной бухгалтерской книги кредитуется на эту же сумму.

На практике счёт для  сделок за наличный расчёт и банковский счёт ведутся ежедневно, но перенос  сумм в соответствующие отдельные счета главной бухгалтерской книги выполняются периодически (еженедельно или ежемесячно). Вот почему кассовая книга называется книгой первоначальных записей. Первоначальная запись для хозяйственной операции "наличные/банк" вводится в кассовую книгу, а затем на какую-то из последующих дат, когда происходит перенос данной хозяйственной операции в соответствующий счёт главной бухгалтерской книги, составляется соответствующая двойная запись.

 

Бухгалтерский учёт для кредитных операций.

В системе с двойными записями также записываются подробности покупок и продаж товаров /услуг в кредит.

Для продаж в кредит механизм двойных записей состоит в  том, что происходит дебетование  дебитора и затем – кредитование вашего счёта продаж в главной  бухгалтерской книге.

Для покупок в кредит система двойных записей действует наоборот, т.е. происходит кредитование вашего кредитора (т.е. поставщика товаров/услуг в кредит) и последующее дебетование соответствующего счёта, например, счёта покупок сырья, в номинальной (главной) бухгалтерской книге.

Что происходит в учёте, когда ваши дебиторы оплачивают свои задолженности? Здесь используется система двойных записей для операций с наличными. Полученные наличные дебетуются на счёт наличных или банковский счёт в кассовой книге, а счёт заказчика, направившего деньги, кредитуется, что уменьшает или ликвидирует его долг. Иными словами, происходит увеличение суммы наличности или остатка на счёте в банке (либо снижение овердрафта) (в результате дебетования) и одновременно снижается сумма долга дебитора (заказчика).

Операции с наличными, которые выплачиваются кредиторами, выполняются наоборот, т.е. происходит снижение суммы наличности и остатка  на банковском счёте или увеличение овердрафта (кредитование счёта наличности и банка) и снижается сумма долга кредитору. Необходимо обратить внимание на то, что счета заказчика в кредит (т.е. дебиторов) ведутся в учётном регистре продаж. Это происходит потому, что нам нужно знать, сколько денег должен каждый заказчик. Поэтому их счета называются личными (персональными), и нам приходится вести личную запись для сумм долга каждого заказчика в кредит.

 

Перевод с одного счёта на другой.

Двойную запись следует  использовать для перевода сумм с  одного счёта на другой. Например, если нам нужно перевести какие-то расходы на другой счёт, мы просто кредитуем счёт, с которого выполняется перевод данной суммы (тем самым сокращая этот счёт на величину переводимой суммы) и затем дебетуем счёт затрат, на который выполняется перевод данной суммы (тем самым увеличиваются накопленные затраты, относимые на этот счёт).

Сальдо по счёту –  это разность между суммами левой  и правой сторон этого счёта, т.е. разность между суммами дебета и  кредита.

 

Предварительный баланс.

В конце отчётного  периода по каждому счёту выводится  сальдо, на основании которых составляется предварительный баланс. Обе стороны баланса должны быть равны между собой. Предварительный баланс – это сумма сальдо по всем счетам. В силу концепции двойственности (принципа двойной записи ) каждой записи по дебету соответствует запись по кредиту и наоборот. Тем самым, предварительный баланс является арифметической проверкой того, что все хозяйственные операции отражены по принципу двойной записи. Однако это не позволяет выявлять такие ошибки, как, например, перенос сумм на неверный счёт. Но как запомнить, какие элементы включаются в предварительный баланс? Для этого достаточно запомнить код АОДКЗ, который соответствует первым буквам пяти главных статей предварительного баланса (рис. 5).

 

Предварительный баланс по состоянию  на 31 декабря 20ХХ года

АОДКЗ

Дебет

Ł 000

Кредит

Ł 000

Активы, т.е. машины, оборудование, дебиторы и т.д.

Обязательства, т.е. кредиторы, займы

Доходы, т.е. продажи (реализация), плата  за аренду

Капитал и резервы, т.е. акционерный  капитал, нераспределенная прибыль (сальдо счета прибылей и убытков)

Затраты, т.е. покупки, заработная плата  и т.д.

1200 (А)

 

 

 

 

300 (З)

 

 

100 (О)

400 (Д)

1000 (К)

 

1500

1500


 

Рис.5 Предварительный  баланс и его составляющие (АОДКЗ)

 

После заполнения предварительного баланса необходимо внести некоторые корректировки для согласования с определёнными концепциями финансового учёта, например:

  • предоплаты (авансы);
  • накопления (доходов и затрат);
  • закрытие запасов;
  • амортизация;
  • предполагаемые дивиденды;
  • переводы средств в резервы и т.д.

Итоговые отчёты.

Затем подготавливаются итоговые отчёты. Информация, необходимая  для счёта продаж и прибылей и убытков, переводится на этот счёт со счетов учётных регистров. Все остальные сальдо счетов учётных регистров заносятся в балансовый отчёт и переносятся как открытые сальдо на следующий отчётный период.

 

Использование книг текущих хозяйственных операций для системы двойных записей.

В случаях, когда предприятие  имеет большой объём покупок  и/или продаж в кредит, рекомендуется  использовать систему книг хозяйственных операций. Личные счета заказчиков, которые ведутся в учётном регистре продаж и учётном регистре покупок для каждого отдельного заказчика или поставщика, следует подробно записывать или изменять для каждой, связанной с ними хозяйственной операции. Однако соответствующая запись в счёте продаж и счёте покупок главной бухгалтерской книги будет вноситься с использованием суммы всех хозяйственных операций за определённый период (неделю, месяц).

Отражение продаж в кредит с помощью книг текущих хозяйственных операций происходит аналогичным образом.

Но на практике книга  текущих хозяйственных операций может иметь вид:

подшивку счетов-фактур (копий счетов-фактур);

переплетённых книг или свободно скреплённых  листов;

компьютерных лент или дисков.

 

Контрольные счета.

Контрольный счёт составляется с целью арифметической проверки точности сальдо, содержащихся в каком-либо учётном регистре. Они формируются  по простому принципу, который показан на рис.6.

 


 

                                     +                                  —                                   = 

         

Рис.6. Последовательность составления  контрольного счёта

 

1.3 Классификация бухгалтерских  счетов.

Как правило, для эффективного управления предприятием редко требуется учетная информация, касающаяся только какой-то одной, отдельно взятой обособленной хозяйственной операции. Для принятия правильных управленческих решений гораздо более полезной бывает обобщенная и систематизированная определенным образом информация о группах однородных хозяйственных операций; а также об отдельных объектах учета.

Для обеспечения системного учета  разнообразных хозяйственных операций применяются специальные бухгалтерские  счета. На них записываются все изменения (увеличения и уменьшения), которые происходят с активами, финансовыми обязательствами и капиталом собственника под влиянием хозяйственных операций. По сложившейся многовековой традиции каждый бухгалтерский счет условно имеет форму буквы «Т», как показано ниже.

Левая часть каждого бухгалтерского счета носит название «дебет», а  правая — «кредит». Эти стороны  служат для отражения сумм, на которые увеличивается или уменьшается объект учета в результате той или иной хозяйственной операции.

Как было отмечено ранее, один из вариантов  основного бухгалтерского уравнения выглядит следующим образом:

Активы = Финансовые обязательства + (Капитал собственника +(Доходы — Расходы))

Это уравнение может быть преобразовано  следующим образом:

Активы + Расходы == Финансовые обязательства + Капитал собственника + Доходы

Проводя аналогию с Т-образной формой бухгалтерского счета, следует сказать, что увеличение активов и расходов традиционно отражается с левой  стороны Т-счета (по дебету), так как  эти объекты учета располагаются в левой части преобразованного основного бухгалтерского, уравнения. Соответственно уменьшение объектов учета, относящихся к активам и расходам предприятия, записывается с правой стороны Т-счета.

Отражение хозяйственных операций, вызывающих увеличение стоимости финансовых обязательств, доходов и капитала собственника, наоборот, производится в правой части бухгалтерского счета (по кредиту), а уменьшение — в левой (по дебету). В обобщенном виде это правило можно представить следующим образом:

 

По дебету отражается

По кредиту отражается

Увеличение

Уменьшение

Увеличение

Уменьшение

– счетов активов

– счетов финансовых обязательств

– счетов финансовых обязательств

– счетов активов

– счетов расходов (затрат)

– счетов капитала собственника;

– счетов доходов

– счетов капитала собственника;

счетов доходов

– счетов расходов (затрат)


 

Если рассматривать совокупность хозяйственных операций, имевших  место в течение определенного  промежутка времени, то для каждого  бухгалтерского счета, задействованного в отражении этих операций, существует еще одно простое и очевидное правило: сумма, отражающая увеличение стоимости соответствующего объекта учета, может быть больше или равна сумме уменьшения его стоимости. Таким образам, нормальным является наличие положительных дебетовых остатков для счетов активов и расходов (затрат) и наличие положительных кредитовых остатков для счетов финансовых обязательств, доходов и капитала собственника.

В практике зарубежного  учета наиболее распространенными  подходами к классификации бухгалтерских счетов являются следующие:

1. Классификация  счетов в разрезе элементов,  составляющих основное бухгалтерское уравнение.

2. Разделение  счетов на группу реальных, группу  номинальных и группу смешанных счетов.

3. Классификация  счетов на основе форм финансовой отчетности. Рассмотрим далее более подробно каждую из названных классификационных групп.

Классификация бухгалтерских  счетов представлена на рисунке 7.

 


 


 



 














 

 

Рисунок 7 Классификация бухгалтерских счетов

 

Классификация счетов в разрезе элементов, составляющих основное бухгалтерское уравнение

В развернутом виде основное бухгалтерское  уравнение имеет следующий вид:

Активы = Финансовые обязательства + (Капитал  собственника +

                               + (Доходы — Расходы))

Соответственно бухгалтерские  счета классифицируются в разрезе  пяти элементов, составляющих это уравнение.

Счета активов. Счета этой группы предназначены для учета видов имущества, которым располагает данное предприятие и которое находится в его обороте. Наиболее распространенными видами имущества, а значит, и наиболее распространенными бухгалтерскими счетами активов являются:

    • денежные средства в банке;
    • счета к получению; векселя к получению;
    • торговые товарные запасы;
    • производственные запасы;
    • земля, здания, сооружения;
    • мебель;
    • оборудование.

На счете "Денежные средства в банке" учитываются не только суммы реальных денег, находящихся на банковских счетах предприятия, но также и специальные расчетно-платежные документы, служащие заменителями денег или являющиеся их эквивалентами (подписанные денежные ордера, чеки, платежные поручения и т.п. документы).

"Счета к  получению" предназначены для учета сумм краткосрочной дебиторской задолженности клиентов по отношению к предприятию, которое оказало им определенного рода услуги, выполнило работы, поставило продукцию на условиях последующей оплаты (в кредит). Документальным основанием для отнесения сумм на подобного рода бухгалтерские счета являются выставление обычных типовых платежных требований к покупателям. За рубежом традиционным названием платежных требований или иных аналогичных по значению расчетных документов является "Счет". Никаких специальных дополнительных документов при этом, как правило, не составляется.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерский учет в зпрубежных странах"