Лекции по аудиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:06, курс лекций

Описание работы

1. Стандарты аудиторской деятельности.
2. Письмо-обязательство аудиторской организации.
3. Заключение договора.
4. Цель, задачи, этапы планирования..
5. Общий план аудита.
6. Программа аудиторской проверки.
7. Понятие существенности в аудите, уровень существенности.
8. Применение уровня существенности в аудите.
9. Виды и оценка риска.

Работа содержит 1 файл

Лекции АУДИТ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)
  1. аудитор выражает мнение, что отчетность достоверна во всех существенных отношениях, если одновременно:

а) выявленные искажения  много меньше уровня существенности,

б) качественные расхождения отклонений порядка ведения учета и отчетности от требований нормативных документов несущественны.

  1. Аудитор выражает мнение, что отчетность в существенных отношениях не может быть достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

а) выявленные искажения  составляют величину намного большую  уровня существенности,

б) отмечены отклонения в порядке ведения учета и подготовки отчетности от требований нормативных документов и носят они существенный характер.

  1. Аудитор берет ответственность и принимает решение сделать или нет вывод о существенных нарушениях в бухгалтерской отчетности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий:

а) выявленные искажения  в бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки к  уровню существенности,

б) имеются расхождения  в порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности от требований нормативных документов, но эти расхождения  однозначно не могут быть признаны существенными.

3. ВИДЫ И ОЦЕНКА РИСКА.

С аудитом связаны  предпринимательский и аудиторский риски.

Предпринимательский риск аудитора – аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом. При этом влияют следующие факторы: конкурентоспособность аудитора, вероятность судебных исков, финансовое состояние клиента, компетенция администрации, сроки аудита.

Аудиторский риск – вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки после проведения аудита и подтверждения её достоверности.

Модель аудиторского риска:

аудиторский риск = чистый риск ´ контрольный риск ´ процедурный риск

Аудиторский риск – относительная  величина, отражает готовность аудитора признать, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после завершения аудита и выдачи положительного заключения: 0 £ АР £ 1

АР=0, если аудитор уверен, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Большинство  считают, что аудиторский риск не должен превышать 5% (т.е. £ 5%).

На его величину влияют:

    • уровень компетенции аудитора,
    • финансовое состояние аудитора,
    • доверие внешних пользователей,
    • масштабы бизнеса клиента,
    • форма собственности, организационно-правовая форма, обязательства клиента,
    • уровень системы внутреннего контроля (СВК) у клиента,
    • вероятность банкротства клиента.

Чистый риск – внутрихозяйственный риск (неотъемлемый риск) – относительная величина, отражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину до проверки системы внутреннего контроля (СВК):  0 £ ЧР £ 1.

Большинство устанавливают его на уровне свыше 50%, при ожидании существенных ошибок – 100%.

Этот риск связан со спецификой предприятия клиента. На него влияют факторы:       –  характер бизнеса клиента,

        • отчетность администрации,
        • результаты предыдущего аудита,
        • взаимоотношения с дочерними предприятиями,
        • профессионализм бухгалтера,
        • количество и состав операций клиента.

Контрольный риск – риск средств контроля – это оценка аудиторов эффективности СВК на предприятии в отношении её способности предотвратить или обнаружить ошибку:   0 £ КР £ 1.

Аудитор стремиться установить контрольный риск ниже 100%, но если СВК абсолютно не эффективна КР=100%, чем эффективнее СВК на предприятии, тем ниже уровень контрольного риска.

При этом аудитор определяет:

1) знакомится с системой внутреннего контроля клиента,

2) тестирует СВК на эффективность,

3) проводит оценку её эффективности (по трем шкалам: высокая, средняя и низкая эффективность).

Процедурный риск (риск необнаружения) – это приемлемая для аудитора вероятность не выявить в процессе проверки ошибки больше допустимой величины:

Чистый риск (неотъемлемый риск) и  контрольный риск не зависят от аудитора, а риск необнаружения выводится  исходя из того, что АР£5%

(­ число аудиторских процедур – ¯ риск необнаружения).

Риск необнаружения определяет количество свидетельств, которое аудитор планирует собрать. При низком уровне риска необнаружения необходимо собрать большее число свидетельств. Когда аудитор готов взять на себя больший риск свидетельств требуется меньше.

Аудиторские риски регламентируются ФП(С)АД №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным 04.07.03 (2 очередь).

 

Тема 4 «АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА»

    1. Понятие аудиторских доказательств.
    2. Виды аудиторских доказательств.
    3. Изучение системы внутреннего контроля (СВК).
    4. Использование работы экспертов.
    1. Понятие аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства – это информация на основе которой аудитор (аудиторская фирма) может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, регламентируется ФП(С)АД №5 «Аудиторские доказательства», стандарт утвержден 23.09.2002 г.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса  тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Тесты СВК означают действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Процедура проверки по существу проводится с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений финансовой бухгалтерской отчетности.

Указанная процедура проверки проводится в следующих формах:

    1. детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета,
    2. аналитические процедуры.

Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств, надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой бухгалтерской отчетности и её достоверность.

Предпосылки подготовки финансовой бухгалтерской отчетности – это сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой бухгалтерской отчетности.

Данные предпосылки  включают в себя следующие элементы:

    1. существование, т.е. наличие на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой бухгалтерской отчетности.
    2. права и обязанности – это принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой бухгалтерской отчетности.
    3. возникновение, т.е. отражение относящихся к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевших место в течение соответствующего периода,
    4. полнота, т.е. отсутствие неотраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций.
    5. стоимостная оценка – отражение в финансовой бух. отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства.
    6. точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции.
    7. представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства собирают принимая во внимание каждую предпосылку подготовки финансовой бух. отчетности. Перечень аудиторских процедур и их объем, необходимый для аудиторских доказательств, указывается в программе аудита. Количество информации для аудиторских обязательств определяется аудитором в каждом конкретном случае и определяется следующими факторами:

      1. степенью аудиторского риска,
      2. наличие свидетельств от независимой стороны (третьих лиц),
      3. получение аудиторских доказательств на основе СВК,
      4. получение аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний, как более достоверных, чем в устной форме,
      5. опыт, полученный в ходе предыдущих аудиторских проверок.
    1. Виды аудиторских доказательств.
    1. Внутренние доказательства включают информацию от экономического субъекта в письменной или устной форме.
    1. Внешние доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменной форме по письменному запросу.
    2. Смешанные аудиторские доказательства – информация, полученная от экономического субъекта в письменной или устной форме и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

По степени надежности:

наибольшей ценностью (надежностью) обладают:

внешние доказательства

¯

смешанные

¯

внутренние

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Документы и письменные показания  более достоверны, чем устные. Собранные аудиторские доказательства отражаются аудитором в рабочих документах.

Источники аудиторских  доказательств:

    • первичные документы экономического субъекта,
    • регистры бухгалтерского учета,
    • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности,
    • устные опросы сотрудников,
    • сопоставление документов,
    • результаты инвентаризации,
    • бухгалтерская отчетность.

 

Методы (способы) получения  аудиторских доказательств:

      1. проверка арифметических расчетов,
      2. инвентаризация,
      3. проверка соблюдения правил учета,
      4. подтверждение,
      5. устный опрос персонала,
      6. проверка документации,
      7. прослеживание,
      8. аналитические процедуры,
      9. подготовка альтернативного баланса.
    1. Изучение системы внутреннего контроля (СВК).

Система внутреннего  контроля создается на предприятии  с целью:

    • обеспечить надежность данных,
    • сохранность активов и записей,
    • соблюдение установленных руководством правил и процедур.

Аудитор не может проверить  всю хозяйственную документацию, но он может оценить СВК на предприятии по следующим критериям:

    • СВК гарантирует, что отраженная в записях хозяйственные операции действительно имели место,
    • разрешение на проведение операций давалось уполномоченным лицом,
    • проведение хозяйственных операций действительно отражено в записях бухгалтерского учета,
    • операции правильно оценены,
    • операции правильно классифицированы,
    • операции отнесены к периоду, в котором действительно имели место,
    • в отношении хозяйственной операции действительно правильны проводки.

Каким способом оценить  СВК?

Личное наблюдение – лучший способ, т.е. в производственных подразделениях понаблюдать за процессом производства, снабжения, учета продукции и т.д.

Опрос – поговорить с рабочими и другим персоналом по системе снабжения, контроля и учета продукции. В результате выявиться действенность СВК и её эффективность на предприятии, этого в документах бухгалтерского учета не найти.

Контроль достоверности учета  продукции.

Регламентируется СВК ФП(С)АД №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным 04.07.03. Данный стандарт регламентирует порядок изучения и оценки аудитором СВК на предприятии.

Внутренний аудит – контролирует порядок ведения бухгалтерского учета и надежность СВК на предприятии. Организацию, роль и функции внутреннего аудита определяет руководство предприятия.

Внутренний аудит осуществляет:

    • специальная служба на предприятии,
    • отдельные аудиторы в штате предприятия,
    • ревизионная комиссия,
    • привлеченные сторонние организации и аудиторы.

Внутренний аудит не требует лицензирования. Его результаты работы используются в интересах  администрации и руководства предприятия.

Информация о работе Лекции по аудиту