Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:06, курс лекций
1. Стандарты аудиторской деятельности.
2. Письмо-обязательство аудиторской организации.
3. Заключение договора.
4. Цель, задачи, этапы планирования..
5. Общий план аудита.
6. Программа аудиторской проверки.
7. Понятие существенности в аудите, уровень существенности.
8. Применение уровня существенности в аудите.
9. Виды и оценка риска.
АУДИТ
Курсовая работа: 30-40 страниц,
ВВЕДЕНИЕ: 2-3 страницы, актуальность темы, цель и задачи исследования, сформулировать, что является предметом и объектом исследования.
I РАЗДЕЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. «Теоретические основы аудита и бухгалтерского учета ……….», 3-4 §-фа – нормативно-правовая база и по аудиту и по бухучету.
II РАЗДЕЛ. АНАЛИЗ состояния бухгалтерского учета на предприятии или с позиции практикующего аудитора как провести аудит (план проверки, программа проверки, сбор аудиторских доказательств, вопросы для тестирования системы учета, перечень аудиторских процедур, письменная информация руководству предприятия, привлечение других компаний, результаты проверки).
Элементы анализа (1 §-ф) – поступление, выбытие, обновление. Анализ заканчивается выводами о недостатках (на 1 страницу) – состояние договорной дисциплины, расчеты с учредителями при формировании УК, замечания по документообороту.
III РАЗДЕЛ. РЕКОМЕНДАЦИИ (предложения по совершенствованию проведения аудиторской проверки на участие учета …… или рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Краткое резюме по всей работе. В соответствии с поставленной целью проведено теоретическое исследование ………, было проанализировано ……., выявлены недостатки……., даны рекомендации ………. .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, Учебники и учебные пособия в алфавитном порядке (с 2004 года) – 15-20 наименований.
Теория: Адамс «Основы аудита» (классический переводной учебник, 1995 год, без учета российской специфики); Аренс Э.А., Лоббен Дж.К. «Аудит»; «Аудит Монтгомери» Филипп Дефлис и др (Юнити 1997 г.;, Робертсон Дж. «Аудит», 1993 г.; Шеремет А.Д. Суиц В.П. «Аудит»; учебник под редакцией Подольского В.И. М., Юнити, 2005 г..
Программы аудита: «Аудит: общий, банковский, страховой» Суиц В.П., Ахметбеков А.н., Дубровина Э.А., М., 2005 г.; Алборов «Аудит на предприятиях агропромышленного комплекса» (аудит по участкам бухучета), М, 2004 г.
Журналы «Аудитор», «Аудит», «Аудиторские ведомости».
ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТОРУ:
5 дисциплин:
Лицензирующий орган – Министерство Финансов, Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности. срок действия лицензии – не менее 5 лет.
Требования (?):
- независимость,
- компетентность.
Внешний контроль:
– любой аудитор является членом какого-либо профессионального объединения, эти организации разрабатывают кодексы этики, внутренние стандарты, систему страхования,
– контролирует и лицензирующий орган – Министерство Финансов,
а также законы рынка (спрос и предложение)
Аудитор несет три вида ответственности:
- гражданскую,
- уголовную,
- административную.
Тема 1 «ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ»
1. Стандарты аудиторской деятельности.
Стандарты аудиторской деятельности – это базовые принципы, которым следуют аудиторы (аудиторские организации) в профессиональной деятельности. Соблюдение стандартов гарантирует определенный уровень качества и надежность результатов.
Стандарты аудита подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются элементом нормативного регулирования. Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах. Внешние стандарты могут быть международными и национальными. Международных стандартов около 50
Федеральные правила-стандарты разрабатываются специалистами и утверждаются Правительством РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. установлена новая система стандартизации, которая подразделяет стандарты аудита на 2 уровня: 1) федеральные стандарты,
2) внутренние стандарты.
К внутренним относятся стандарты профессиональных аудиторских объединений и внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные стандарты разрабатываются с 2002 года, первая очередь Федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности (ФП(С)АД) утверждена Постановлением правительства РФ №696 от 23.09.2002 г. В настоящее время принято 23 стандарта (4 очереди), подготовлены 5-6 очереди (» 36 стандартов). Все (ФП(С)АД) разрабатываются в соответствии с МСА в рамках проекта ТАССИС.
На базе Федеральных
стандартов разрабатываются
В 1996-200 гг. разрабатывались Российские стандарты аудита (РСА), они продолжают действовать, если нет аналогичного Федерального стандарта.
2. Письмо-обязательство аудиторской организации.
Раньше действовал Российский
стандарт «Письмо-обязательство
Цель письма-обязательства – регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.
Письму-обязательству предшествует официальное предложение экономического субъекта об оказании ему аудиторских услуг. Аудитор проводит предварительное знакомство с организацией клиента и планирование работ, это позволяет определить объем предстоящих работ, оценить их стоимость, сделать письмо-обязательство деловым и конкретным.
Форма и содержание письма-обязательства.
Письмо-обязательство включает:
1) условия аудиторской проверки,
2) обязательства аудиторской организации,
3) обязательства экономического субъекта,
4) содержит ссылки
на законодательные и
Ответственность аудиторской организации включает:
Обязанности экономического субъекта:
Письмо-обязательство включает определение объема проверки, которое ведется в соответствии с ФП(С)АД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Общее правило: требования Федеральных стандартов обязательны, если проводится аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности с выдачей заключения. В некоторых случаях положения стандартов носят рекомендательный характер. Аудитор определяет характер и масштаб работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита.
3. Заключение договора.
Чтобы снизить аудиторский
предпринимательский риск аудиторская
организация должна оценить потенциального
клиента и включить в договор
дополнительные условия. Неудачный
выбор клиента ведет к
Необходимо выяснить:
Если в результате предварительной работы видно, что повышен аудиторский риск при работе с клиентом, проверка трудоемка, договор может быть не заключен. Взаимоотношения между клиентом и аудитором (аудиторской организацией) регулируются договором.
В Гражданский кодекс РФ в систему договорных обязательств включен договор возмездного оказания услуг (глава 39), который регулируется статьями 779-783.
Особенность договора – творческий характер работ, следовательно учитывается действие законодательства об интеллектуальной собственности.
Согласно ст. 783 ГК РФ к договору об оказании аудиторских услуг могут быть применены положения о подряде:
1. своевременное выполнение работ по договору,
2. сохранность документации,
3. права заказчика во время выполнения работ,
4. содействие заказчика,
5. конфиденциальность информации,
6. ответственность аудитора за ненадлежащее качество,
7. приемка заказчиком работы, качество работы,
8. сроки обнаружения ненадлежащего качества работы,
9. пределы и условия
использования результатов
10. права на результаты интеллектуального творчества.
Договор на оказание аудиторских услуг включает в себя пункты:
1) Начало и окончание,
т.е. сроки выполнения работы.
Можно разбить на этапы,
2) За сохранность документации
отвечает сторона,
3) В соответствии с
Федеральным законом «Об
4) Руководитель экономического
субъекта создает аудитору
5) Этические нормы
аудиторской деятельности
6) Если аудиторская проверка выполнена с отступлением от условий договора, заказчик может требовать: а) безвозмездного устранения недостатков, б) соразмерного уменьшения платы, в) возмещения расходов на устранение недостатков.
Если неквалифицированная проверка привела к убыткам для государства, то с аудитора (аудиторской организации) через суд взыскивается: а) понесенные убытки в полном объеме, б) расходы на перепроверку, в) штрафные санкции.
7) Заказчик обязан в срок принять результаты работ при участии аудитора. При обнаружении недостатков заказчик сообщает об этом аудитору. Исполнитель своими силами и за свой счет устраняет недостатки.
8) Качество работы
должно соответствовать
9) Недостатки могут быть предъявлены, если обнаружены в разумный срок (в течение двух лет со дня передачи аудиторского заключения). Аудитор может регулировать свой профессиональный риск путем страхования.
10) В договоре устанавливаются
пределы и условия
11) Ряд обязанностей
возлагается на исполнителя, т.
Если договор заключен, можно приступать к аудиторской проверке.
Тема 2 «ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА»
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с ФП(С)АД №3 «Планирование аудита», где установлены нормы планирования аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта. В стандарте описан предварительный этап планирования аудита, сформулированы принципы и порядок общего плана и программы аудита. Планирование осуществляется в соответствии с общими принципами аудита, а также частными принципами комплексности, непрерывности и оптимальности. Комплексность обеспечивает взаимосвязанность и согласованность всех этапов планирования от предварительного до общего плана и программы аудита. Непрерывность, т.е. установление сопряженных заданий, увязка этапов по срокам и хозяйственным подразделениям. Оптимальность – это возможность выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, заданных аудиторской организацией.