Критерии выбора учетной политики и ее содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 22:05, реферат

Описание работы

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Содержание и основы разработки учетной политики………………………4
2. Виды учетной политики……………………………………………………....9
3. Документальное оформление учетной политики…………………………...14
4. Контроль учетной политики…………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Введение бухгалтерское дело.docx

— 42.82 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Содержание  и основы разработки учетной  политики………………………4

2. Виды учетной  политики……………………………………………………....9

3. Документальное  оформление учетной политики…………………………...14

4. Контроль учетной  политики…………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность  и полезность для широкого круга  заинтересованных пользователей.

     Теоретически  возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета  на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе  ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого  значения не имеет, государственный  это орган или общественное объединение.

     Второй  подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для  каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

     Наконец, возможно разумное сочетание элементов  первого и второго подходов. Мировой  опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит  в идентификации этих правил и  принципов, а также в определении  круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий  деятельности, степени осознания  ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную  учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.

     Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Содержание и основы  разработки учетной  политики

     Термин  “учетная политика предприятия” вошел  в употребление в конце восьмидесятых  годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

     Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта —  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия», утвержденном Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100[1]. Вследствие реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное  Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008[2] (Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменено приказом Минфина России от 11.03.2009 № 22н).

     В экономической литературе приводятся разнообразные определения: “Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и  правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения  бухгалтерского учета на предприятии  в условиях действующей нормативной  базы на данный момент времени” (5.С.48); “… совокупность способов ведения  бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий  хозяйствования” (2.С.7); “… это совокупность конкретных методов и форм ведения  бухгалтерского учета, объявляемая  предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности” (7.С.10). В приложении к приказу  Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия  понимается “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета –  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности” (1.С.5). Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

     Метод бухгалтерского учета как наука  сложился 500 лет тому назад и никакой  общественно – экономический  строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения же происходят только в техническом  и организационном плане с  целью более рационального и  эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные  стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций  и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой  совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью  формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной  финансовой и управленческой информации предприятия.

     Учетная политика предприятия формируется  на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для  использования которых требует  системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при  выборе учетной политики учитывать  влияющие факторы:

     форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и  вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство  и т.д.); организационную структуру  управления и наличия структурных  подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала  и др.);

     текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций  на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций  и др.);

     особенности деятельности – производственной (технологическая  структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения  с покупателями), финансовой (взаимоотношения  с банками и другими финансовыми  институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

     кадровое  обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания  стоящих перед ним задачи и  проблем, способность их разрешать);

     хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность  инвестиционного климата и т.д.

     Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов  и правил объясняется самим предназначением  бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван  формировать полные и достоверные  данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать  способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной  системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

     Принципы  и правила – это не стопроцентная  унификация учетного процесса. Эти  правила устанавливают рамки  в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать  при выборе учетных процедур и  разработке учетного процесса.

     Общие принципы и правила установлены  нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При  их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно  исходить из допущений об имущественной  обособленности предприятия, непрерывности  его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности.

     За  период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учетной политики организации, к которым относятся:

     допущение имущественной обособленности (активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);

     допущение непрерывности деятельности (организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее  отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

     допущение последовательности применения учетной  политики (принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому);

     допущение временной определенности фактов хозяйственной  деятельности (факты хозяйственной  деятельности организации относятся  к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами).

     Практически не изменились требования, предъявляемые  к качеству информации, полученной в бухгалтерском учете в результате применения учетной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

     Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет  следующие требования к качеству информации:

     требование  полноты (полнота отражения в  бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);

     требование  своевременности (своевременное отражение  фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности);

     требование  осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);

     требование  приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете  фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);

     требование  непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотами  остаткам по счетам синтетического учета  на последний календарный день каждого  месяца);

     требование  рациональности (рациональное ведение  бухгалтерского учета исходя из условий  хозяйствования и величины организации).

     В п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указано, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учета, — следование юридическому оформлению сделки, а не ее экономическому содержанию.

     При формировании учетной политики предприятия  по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых  законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета  в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения  бухгалтерского учета по конкретному  вопросу, то при формировании учетной  политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений  по бухгалтерскому учету. В обоих  случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики на предприятии. Это  означает, во-первых, применение избранных  способов, всеми структурными подразделениями  предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места  их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями  учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во вторых, в отношении  какого-то одного конкретного вопроса  предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено  системой нормативного регулирования  учета. Кроме того, формирование учетной  политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым  планированием.

Информация о работе Критерии выбора учетной политики и ее содержание