Контрольная работа по "Внутреннему аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

1. Дать определение следующим ключевым понятиям: внутренний аудит и внутренний контроль, функции внутреннего аудита, компетентность внутреннего аудита, ответственность внутреннего аудита, отчетность внутреннего аудита.
2. Назвать нормативные документы, регулирующие внутренний аудит в России. Перечислить внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов.
3. Составить положение о службе внутреннего аудита открытого акционерного общества, состоящее из следующих раз¬делов:
4. Разработать должностную инструкцию внутреннего аудитора.

Содержание

1. Теоретическая часть
1.Необходимость организации внутреннего аудита.
2. Практическая часть контрольной работы

Работа содержит 1 файл

3кр1.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Руководитель службы внутреннего аудита:

- предоставляет аудиторскому комитету и высшему руководству на утверждение ежегодный план деятельности службы внутреннего аудита, а также регулярно предоставляет информацию о выполнении плана деятельности;

- предоставляет аудиторскому  комитету и высшему руководству  ежегодный отчёт по оценке надёжности и эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления;

- своевременно предоставляет  аудиторскому комитету и высшему  руководству информацию о существенных недостатках систем управления рисками, контроля и корпоративного управления, а также рекомендации по улучшению существующих систем;

- информирует аудиторский  комитет и высшее руководство  о результатах и качестве выполнения  мероприятий (корректирующих шагов), разработанных менеджментом по  результатам проведённых аудитов;

- информирует аудиторский  комитет и высшее руководство  о существующих ограничениях, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

Отчетность  внутреннего аудитора

По результатам аудиторской  проверки составляется отчетный документ, который может иметь разные документальные формы – аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.

Результаты проверки независимо от названия документа подписываются  руководителем структурного подразделения  и бухгалтером, обслуживающим подразделение. К документу дополнительно прилагаются  промежуточные аудиторские справки специалистов, принимавших участие в комплексной документальной проверке.

Отчет службы внутреннего  аудита должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудитора, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита. В письменной информации должны содержаться: состав группы внутренних аудиторов, реквизиты проверяемого подразделения, перечень должностных ли ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, период времени к которому относится документация проверенная в ходе внутреннего аудита, сведения о методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали проверке, какая бухгалтерская документация была проверена сплошным методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась проверка), сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях, сведения о наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность, рекомендации по улучшению налогового планирования с целью оптимизации налогообложения.

При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет в службу внутреннего аудита, который по структуре в основном повторяет письменную информацию.

Помимо этого отчет  должен содержать раздел посвященный  анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также прогнозной оценке её финансового состояния на будущее.

Отчет составляется в  трех экземплярах (первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив) и подписывается  руководителем службы внутреннего  аудита, при этом все экземпляры являются первыми.

В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание  проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), проведение проверки, фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать:  наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа  содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения  по проверке должностным лицом, назначившим проверку.

При изложении своего мнения аудитор  должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверки и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются также объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов.

В тех случаях, когда  необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке.

Промежуточные отчетные документы  аудитора составляются непосредственно в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.

 

Задание 2

Внутренний аудит для  российской теории и практики понятие  относительно новое, тогда как за рубежом он известен уже с конца XIX в. и активно использовался в первую очередь на средних и крупных предприятиях, в кредитных и других финансовых организациях, имеющих сложную управленческую структуру.

До середины 90-х годов  прошлого века отсутствие в России надлежащего правового и нормативного обеспечения функционирования внутреннего аудита можно было объяснить относительной новизной данной деятельности и недостаточной зрелостью рыночных отношений в стране. Однако до сих пор не произошло каких-либо заметных позитивных изменений в данной области. В настоящее время отсутствует единство понятий относительно того, что представляет собой внутренний аудит, каковы его цели и функции, как реализуются функции внутреннего аудита и каковы его методы. В связи с этим принципиально важно определиться с понятийным аппаратом законодательных и нормативных актов, понять, что именно ими регулируется: система внутреннего контроля, служба внутреннего контроля или внутренний аудит. Существенная ошибка заключается в том, что систему внутреннего контроля, службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита считают тождественными понятиями.

Анализ состояния правового  и нормативного регулирования вопросов сущности, организации и назначения внутреннего аудита свидетельствует о недостаточном уровне регламентации в настоящее время данного направления деятельности.

Законодательство  Российской Федерации 

В настоящее время  деятельность внутренних контрольных органов (в том числе внутреннего аудита), впрочем как и надзорных (ревизионных комиссий, ревизора), законодательством Российской Федерации практически не урегулирована.

На сегодняшний день нет ни одного специального законодательного акта и нормативного документа по вопросам внутреннего аудита. В законодательных актах общего применения - Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержится четкого определения внутреннего аудита, не раскрываются его сущность, место и роль в управлении организациями, в том числе банками. А без этого нельзя серьезно говорить о возможности реализации в практической деятельности целей, функций и задач внутреннего аудита.

Регулированию деятельности ревизионных комиссий (ревизоров) посвящено несколько статей в федеральных законах об организациях соответствующих организационно-правовых форм - об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др., однако это не позволяет говорить о том, что деятельность данных органов строится на единых принципах. О внутренних контрольных органах в законодательстве вообще практически ничего не говорится, за исключением законодательства о банковской деятельности, где сделана попытка урегулировать данную деятельность.

В ст. 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" определено, что контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью общества должна осуществлять ревизионная комиссия (ревизор), избранная общим собранием акционеров. Сфера компетенции данной комиссии должна определяться уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) определяется внутренними документами общества, которые, в свою очередь, также должны быть утверждены общим собранием акционеров.

Действующее законодательство об акционерных обществах предоставляет  ревизионной комиссии определенные полномочия. По инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества в любое время может быть проведена проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. При этом ревизия финансово-хозяйственной деятельности должна осуществляться не реже одного раза в год. По требованию ревизионной комиссии руководящие лица общества обязаны предоставлять ей любые документы о финансово-хозяйственной деятельности общества. Ревизионная комиссия (ревизор) вправе требовать созыва внеочередного общего собрания общества. Следует также учесть, что правовое положение членов ревизионной комиссии (ревизора) имеет некоторые особенности. Они не могут занимать какие-либо иные должности в органах управления общества, а также являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества. При избрании ревизионной комиссии (ревизора) АО в голосовании не участвуют акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества.

Такое положение объясняется  тем, что ревизионная комиссия не является органом управления акционерным обществом. В ее задачи входит лишь контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Объективность ревизионной комиссии обеспечивается именно степенью ее независимости в структуре управления.

Федеральный закон от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" содержит лишь общее определение понятия аудиторской деятельности, суть которого сводится к "независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей". В законе отсутствует понятие внешнего аудита, а о внутреннем аудите даже не упоминается, что является серьезным упущением, поскольку именно в законе федерального уровня должны быть определены понятие аудита, его виды, раскрыты цели и назначение внешнего и внутреннего аудита.

Основная цель аудита в указанном законе сведена к выражению мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Поскольку Федеральный  закон "Об аудиторской деятельности" не содержит никаких положений по внутреннему аудиту, то допускается возможность произвольного толкования данного понятия, существования любых его трактовок и областей применения.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

При рассмотрении вопроса  правового обеспечения внутреннего  контроля и внутреннего аудита необходимо обратиться к правилам (стандартам) аудиторской деятельности, призванным в определенной степени обозначить правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны для регламентации аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и являются обязательными лишь для аудиторских фирм. Вместе с тем для целей внутреннего контроля и внутреннего аудита они также имеют важное методологическое значение, поскольку определяют требования к организации внутреннего контроля и внутреннего аудита, проведению проверок в тех или иных условиях, составу документов и т.п.

Требования к системе  внутреннего контроля применительно  к деятельности экономического субъекта в официальных документах были впервые  сформулированы в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита", одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (протокол от 25.12.1996 г. N 6). Одной из задач указанного стандарта являлось описание системы внутреннего контроля и составляющих ее элементов применительно к деятельности проверяемого экономического субъекта. Однако указанный документ наметил лишь общие контуры системы внутреннего контроля.

Одним из первых шагов  в решении вопроса об использовании  внутреннего аудита в управлении экономическими субъектами в Российской Федерации явилось принятие Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (протокол от 27.04.1999г. N 3).

Впервые в российской практике в нем было дано определение  внутреннего аудита как организованной на экономическом субъекте в интересах  его руководства и(или) собственников и регламентированной его внутренними документами системе контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. В нем рассматриваются такие вопросы, как место внутреннего аудита в управлении экономическим субъектом, а также изучение и оценка внутреннего аудита, являющегося важнейшим элементом внутреннего контроля

Информация о работе Контрольная работа по "Внутреннему аудиту"