Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:58, контрольная работа
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Это неотъемлемый элемент надстроечной системы общества, который претерпевает серьезные изменения в процессе развития его политической системы, органов государственного и хозяйственного управления, законодательной и исполнительной власти.
Величина задолженности определяется многими разнонаправленными факторами. Условно эти факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам следует отнести:
- состояние экономики;
- общее состояние расчетов в стране;
- эффективность денежно-
- уровень инфляции;
- емкость рынка и степень его насыщенности;
- прочее.
Внутренние факторы – это:
- кредитная политика предприятия, т.е. экономически оправданное установление сроков и условий кредиторских отсрочек и товарных кредитов, объективное определение критериев кредитоспособных и платежеспособных клиентов, умелое сочетание предоставления скидок при досрочной уплате ими счетов, учет других рисков;
- наличие системы контроля над дебиторской задолженностью;
- профессиональные качества
В процессе инвентаризации устанавливают: тождественность расчетов с банками, организациями внутри системы; обоснованность и правильность сумм задолженности; реальность сумм дебиторской и кредиторской задолженности. В ходе ознакомления с результатами инвентаризации может возникнуть необходимость в проведении встречной проверки расчетов с покупателями и заказчиками [31, с.230].
После проведения инвентаризации расчетов сверяются остатки всех расчетных счетов, отраженных в оборотной ведомости синтетических счетов, с остатками этих счетов, отраженных в балансе, Главной книге и в оборотных ведомостях аналитического учета этих счетов [43, с.120], т.е. проверяющий должен в первую очередь сверить сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты в порядке инкассо») журнала-ордера №11 с данными того же счета в Главной книге, а при наличии расхождений – установить их причины. Такие причины могут быть следствием запущенности учета расчетных операций либо результатом злоупотреблений.
Проверяющий должен учитывать, что на этом субсчете учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. Субсчет «Расчеты в порядке инкассо» дебетуется в корреспонденции со счетом 90 «Реализация» на суммы, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы, и кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей, зачета полученных авансов и т.п.
После проверки указанных вопросов надо изучить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Например, полученные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги должны были документально надлежащим образом оформлены приходными накладными, счетами – фактурами, платежными требованиями, актами или справками приемки выполненных строительно-монтажных работ и т.д.; операции по оплате счетов платежных требований должны соответствовать выпискам банка или другим денежным документам.
При проверке ревизор должен сопоставить суммы, числящиеся на счете 62 и в ведомостях № 5, 16, с данными справок и актов, счетами – платежными требованиями, акцептованными покупателями (заказчиками) и принятыми банками к оплате, и другими документами. При наличии просроченной задолженности заказчиков надо установить ее причины.
Следует также проверить, своевременно ли предъявляются заказчикам к оплате счета за выполненные для них строительно-монтажные работы. С этой целью следует сопоставить платежные требования, приложенные к выпискам банка, с записями в ведомостях №5, 16, а также с датами, указанными в справках и актах. Одновременно устанавливается правильность ведения ведомости №5, 16 и перенесения данных в журнал-ордер №11.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками надо установить правильность отражения операций с полученными векселями. При этом проверяющий должен знать, что на счете 62 (субсчет «Векселя полученные») учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.
Проценты по векселю могут включаться в его номинальную сумму и оплачиваться сверх номинальной суммы векселя [Апенченко, с.110].
В процессе проверки обращается внимание на реальность числящейся кредиторской задолженности покупателями. Данная процедура – одна из важнейших в проверке расчетов с покупателями и заказчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Проверяющему необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при проверке, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Проверяющему следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации [18, с.344]. Имеют место случаи, когда кредиторская задолженность, возникшая в отчетном году в результате неправильных записей на счетах бухгалтерского учета, в следующем году списывается с баланса путем уменьшения (красное сторно) дебетуемых счетов (08, 10, 41 и др.). При этом проверяющий должен знать, что такие записи должны отражаться в ведомости №5 по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».
При проверке записей в ведомости №5 надо обратить внимание на наличие дебетовых сальдо по отдельным покупателям и красных кредитовых сальдо. Как правило, они возникают в результате неправильного отражения хозяйственных операций по расчетам с покупателями на счетах бухгалтерского учета.
При расчетах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены. Следует помнить, что субъект хозяйствования, закупивший товар за пределами Республики Беларусь, формирует отпускную цену на внутреннем рынке исходя из контрактной цены, пересчитанной в рубли по курсу Нацбанка, таможенной пошлины, расходов по растаможиванию груза, НДС при ввозе, акциза и надбавки до 20% к сумме перечисленных расходов. Если у покупателя будут документально подтвержденные расходы по страховке и транспортировке груза до своего склада, то он имеет право дополнительно включить их в отпускную цену (сверх оптовой надбавки).
Субъект хозяйствования,
купивший товар у импортера при
реализации товара оптом потребителю
(предприятию, которое не буде перепродавать),
при формировании отпускной цены
может применить оптовую
При продаже или перепродаже продукции и товаров на территории Беларуси в сопроводительных документах (ТТН или ТН) продавцы обязаны указывать отпускные цены предприятий-изготовителей или цены, сформированные оптовиком-импортером, размер взимаемой надбавки (наценки) и другие данные [Пупко2003, с.233].
Так как покупателями могут выступать не только юридические лица, но и физические лица, расчеты с которыми производятся наличными деньгами, то аудитору нужно проверить соблюдение кассовой дисциплины. При этом аудитор должен знать, что контроль кассовых операций осуществляется сплошным методом. В процессе его проведения необходимо проверить:
- правильность оформления
кассовых документов и их
- правильность и своевременность оприходования поступающих в кассу денег, а также выплат, производимых из кассы;
- правильность и
- проведение внезапной ревизии кассы.
Проверка производится на основании следующих первичных документов и регистров бухгалтерского учета:
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.
В случае, если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.
Промежуточный акт подписывается проверяющим, соответствующими должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения.
Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого субъекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии. В акте излагаются результаты изучения всех вопросов, которые были поставлены в программе ревизии [17, с.47].
4.3. Инвентаризация расчетов как один из главных способов контроля
Одним из важнейших требований,
предъявляемых к учету, является
требование реальности и точности его
показателей. Однако при ведении
учетных записей могут
1) Ошибки в учете (арифметические ошибки в подсчетах, описки в документах, неправильные записи и т.д.);
2) Злоупотребления материально ответственных лиц.
Поэтому необходима сверка фактического состояния расчетов с покупателями и заказчиками с учетными данными, которая производится при помощи инвентаризации [29, с.148]. Инвентаризация является одним из приемов фактического контроля и широко применяется при выполнении аудиторско-ревизионных процедур.
Проведение инвентаризации регулируется Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001г. №42-З, Методическими указаниями Минфина РБ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 05.12.95г. №54 и Разъяснениями к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина от 18.05.99г. №126. Согласно статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» «организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств».
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них) определяется руководителем организации.
Проведение инвентаризации обязательно:
Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на финансовые результаты либо за счет резерва по сомнительным долгам, в некоммерческой организации – на увеличение расходов.
Выявленные при инвентаризации суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой организации – на увеличение доходов.
Для более полного представления об инвентаризации можно привести определение С.А.Апенченко: «Инвентаризация представляет собой проверку в натуре денежных средств, материальных ценностей, состояния расчетов и других статей баланса на определенную дату» [39, с.86].
В зависимости от состояния,
способа учета расчетных
1) письменного запроса у дебиторов и кредиторов о состоянии расчетов;
2) взаимной сверки задолженности непосредственно с предприятиями, с которыми ведутся расчеты;
3) сопоставление дат
и перечисляемых сумм по
4) сравнения высылаемых
лицевых счетов дебиторами и
кредиторами с лицевыми
5) сопоставления задолженности по лицевому счету дебитора или кредитора образовавшейся на конец месяца с суммой последующей оплаты через банк (при кредиторской задолженности) или с суммой оприходованных материальных или других ценностей в первых числах следующего месяца (при дебиторской задолженности) [39, с.86].
Информация о работе Контроль расчетов с покупателями и заказчиками